Журнал Посуда Инфо
От профессионалов. Для профессионалов. О профессионалах.
Меню
Русский English
На главную
Главная
Текущий номер
О журнале
Выставки
Новости
Архив
Подписка
Рекламодателям
Авторам
Контакты
Наши партнеры
Реклама
     




 

Еженедельный дайджест

 

Изделия народных художественных промыслов – в каждый дом!


Значительное число производимых художественных изделий для дома весьма ценятся современными покупателями, предпочитающими высокое качество исполнения и неповторимый дизайн в своем жилье. Однако далеко не вся продукция доходит до массового потребителя; более того, ряд промыслов постепенно теряют ранее значимые для торговли позиции в силу удаленности от крупных населенных пунктов и недостаточного финансирования, необходимого для собственного развития. Об этом и многом другом мы попросили подробнее рассказать председателя правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России», члена правительственной комиссии по вопросам государственной культурной политики, члена-корреспондента Российской академии художеств Геннадия Александровича Дрожжина.

– Геннадий Александрович, насколько сегодня предприниматели заинтересованы в регулярных поставках изделий народных промыслов, как этому процессу способствует выставочная деятельность и какие из промыслов сумели заметно развиться после демонстрации своей продукции и благодаря усилиям Ассоциации?
– Один из основных факторов неудовлетворительного состояния всей отрасли народных художественных промыслов (НХП) сегодня заключается в полном отсутствии инфраструктуры сбыта выпускаемых изделий, причем как внутри страны, так и за рубежом. Это подтверждает и выставочно-ярмарочная деятельность, куда съезжается огромное число представителей отрасли в надежде обеспечить себе сбыт.
Простой пример – московская выставка «Ладья». Общая площадь последней выставки около 25 тыс. кв. м, посещаемость – почти 100 тыс. человек (включая представителей рынка) в течение нескольких дней.
Нам бы очень хотелось, чтобы в рамках выставки осуществлялась не только ярмарочная деятельность, но и оптовая торговля – это одна из главных задач Ассоциации. Очень важно, чтобы все представители торгового пространства могли приезжать на данную и другие наши выставки (в частности, в Уфе, Кисловодске и иных городах) и к концу года, например в декабре, промысловики уже имели у себя план заявок на следующий год с объемами закупок. Этим мы сейчас и занимаемся. Определенные положительные сдвиги есть, но пока этого не достаточно и мы продолжаем работу в этом направлении.

– В какой степени сегодня деятельность Ассоциации зависима от государственного вмешательства и в чем выражается поддержка Ассоциации местными и федеральными представителями власти?
– Ассоциация на всем протяжении своей деятельности находится в тесной связи с госорганами, государству под силу осуществлять и финансовую и законодательную поддержку. Но мы, в свою очередь, не просто ожидаем какого-либо участия со стороны государственных структур, а целенаправленно занимаемся законотворческой деятельностью, направленной на создание максимально благоприятных условий функционирования всех народных художественных промыслов. В частности, только за последний период сделано немало поправок в федеральные законы. Например, 44-й закон дает право представителям НХП без конкурса реализовывать свою продукцию. Кроме того, вся государственная поддержка по линии Минпромторга осуществляется по инициативе Ассоциации. Также стоит сказать о нашем участии в принятии налоговых льгот на федеральном уровне.

– Выставочная деятельность Ассоциации собирает большое количество заинтересованных конечных покупателей; не возникало ли в этой связи желания создать помещение с постоянно действующими павильонами самых востребованных промыслов? Если да, то что тормозит этот процесс?
– Это наша больная тема. В Москве проживает около 20 млн человек, а магазины и салоны, где можно встретить продукцию российских промыслов, можно по пальцам пересчитать… Практически отсутствует розничная торговая сеть НХП. Наши обращения и на федеральном, и на региональном уровнях пока что не находят поддержки. К сожалению, у нас полностью отсутствует инфраструктура сбыта.
Раньше за рубеж свою продукцию поставляли многие организации промыслов. Реализация шла более или менее успешно. Сейчас такого рода продажи практически полностью отсутствуют. Их нужно возрождать.

– Если говорить о посуде, насколько современные представители промыслов отражают в выпускаемых изделиях традиционные мотивы, которые имеют более чем вековую историю?
– Такие крупные марки, как «Дулево», «Вербилки», «Хохлома» и иные, стараются сохранять и отражать в своих изделиях традиционные мотивы. Однако потребности рынка связаны с новым современным дизайном, поэтому производственные компании, относящиеся к НХП, частично предлагают самый разнообразный дизайн своей продукции, актуальный для сегодняшнего потребителя. Иначе им просто не выжить. При этом задача и нашей Ассоциации, и государственных структур, принимающих участие в развитии НХП, следить за выполнением именно традиционных национальных изделий мастерами и художниками промыслов.

– Насколько оправдано использование в промыслах современных синтетических материалов, например продуктов химической промышленности (синтетические материалы и покрытия), а также пластика, силикона и пр.? Существуют ли примеры успешного взаимодействия кустарного мастерства и современного сырья?
 - Если говорить о сырьевой базе, впрочем, как и о готовых изделиях, здесь важнее всего соответствие экологическим стандартам. То есть вся продукция промыслов должна быть экологически чистой! И здесь в приоритете, разумеется, природные материалы: дерево, глина, металл, хрусталь, натуральные нити и пр.
Никто не запрещает использовать продукцию из силикона и других искусственных материалов, если это оправдано или вызвано острой необходимостью, но натуральное сырье, безусловно, должно лидировать. Тем более что у нас его хватает.

– Какие из результатов Ассоциации текущего года вы считаете самыми важными?
– Сложно дифференцированно подходить к этому вопросу. Важно все: и законодательная платформа, и условия для деловых контактов, и стимулирование уже редких на сегодняшний день промыслов. Главное, чтобы промыслы могли развиваться, расширять свой сбыт. Достичь этого не просто, тем более что в последнее время мы наблюдаем снижение численности кадров, сокращение рабочих мест, уменьшение объемов выпускаемой продукции… Удержать очевидный спад, а тем более преодолеть негативный процесс – вот к этому мы стремимся. Когда нам удается пусть даже локально решить возникающие проблемы промыслов – это самое важное.


– Как вы оцениваете сегодняшнее состояние рынка и ближайшие перспективы для предприятий народных промыслов?
– В настоящий момент состояние рынка оцениваю как неудовлетворительное. Идет падение платежеспособного спроса населения. Изделия промыслов – не предмет первой необходимости. Так что объемы продаж нельзя назвать высокими. Стагнация промыслов длится уже более четверти века, ряд промыслов сегодня не пользуются государственной поддержкой, мы находимся в тисках промышленных критериев. А ведь у нас большое количество ручного творческого труда (60-80%), и, конечно, тут данные критерии не подходят. И пока такая ситуация сохраняется, думаю, будет не так хорошо, как хотелось бы. Надо оценивать промыслы как национально-культурное достояние и никак иначе. Хочется надеяться, что с таким подходом рынок НХП постепенно восстановится и покажет неплохое развитие. А изделия НХП будут занимать видные места в каждом доме.

Материал подготовил Алексей Трембицкий
Главная | Текущий номер | О журнале | Выставки | Новости | Архив | Подписка | Рекламодателям | Авторам | Контакты | Наши партнеры
Содержание
Слово редактора
Слово редактора
Сервировка
Новогодняя палитра
Выставки
Позиция HOMI
Событие
Секреты мастерства
Наш рынок
Основные точки продаж
Посуда. Очевидное будущее
Ретейл
Посуда продается под Новый год без изменений
Региональная сеть: задачи, цели, возможности
HoReCa
Открываем ресторан или кулинарную школу
От блюда к авторской тарелке
Стильные штучки
Стильные штучки
Вдохновляющая сервировка от брендов
Все права защищены. © 2005 Журнал "Посуда Инфо" (использование материалов только с согласия редакции)