Журнал Посуда Инфо
От профессионалов. Для профессионалов. О профессионалах.
Меню
Русский English
На главную
Главная
Текущий номер
О журнале
Выставки
Новости
Архив
Подписка
Рекламодателям
Авторам
Контакты
Наши партнеры
Реклама
     




 

Еженедельный дайджест

 

Китай нам друг, но денег надо больше!


Не секрет, что подавляющее большинство посудных изделий поступает на российский рынок из Китая. В цехах и фабриках Поднебесной как производятся изделия от мировых брендов, так и выполняются заказы от некрупных, малоизвестных компаний. Однако в последнее время объемы заказов российских закупщиков не демонстрируют роста, а цены на китайскую продукцию уверенно движутся вверх. Сохранится ли наметившаяся тенденция и возможен ли переход на других производителей?

Ситуация сегодня

На данный момент некоторые поставщики стали рассматривать предложения, поступающие не только от китайских фабрик, но и от фабрик других стран Азиатского региона, а также от российских производителей.
Это вызвано в первую очередь следующими причинами: во-первых, политикой китайских производителей, направленной на повышение оплаты труда своих рабочих, а во-вторых, общим ростом цен в связи с инфляцией, изменением
валютного курса, удорожанием сырья (материалов) и электроэнергии. Повлиять на это заказчик не в силах. Кроме того, если раньше за полцены можно было заказать товар низкого качества, то теперь многие фабрики следят за своим имиджем и не опускают планку качества ниже установленного для себя уровня. В настоящее время сбыть некачественный товар крайне затруднительно.
Конечно, конкуренция вынуждает держателей производственных мощностей из Китая предлагать более выгодные условия, иногда даже убыточные цены, чтобы заполучить желаемого клиента и активно развиваться на первом этапе. Но такие предложения носят, как правило, краткосрочный характер и поступают не от самых благонадежных фабрик. Сотрудничество с ними может привести к нежелательным последствиям. Остаются конкуренты из других государств, например из Филиппин, Вьетнама и пр. Здесь действительно могут предложить более низкую цену, но организация производственного процесса и соблюдение сроков поставок не всегда отвечают требованиям заказчика. Если при сотрудничестве с китайской фабрикой схема функционирования уже понятна и она аккуратно соблюдается, то с новой фабрикой в другом государстве нужно еще научиться работать. Как минимум на это уйдет время. К тому же, к сожалению, далеко не все фабрики в Юго-Восточной Азии в состоянии исполнить любой заказ. Требуется оборудование, опыт, качественное сырье.

Александр Власов, руководитель отдела закупок, бренд-менеджер Rosenberg
На цену товаров, произведенных в Китае, влияет несколько факторов. Одни ведут к повышению цены, другие - к ее снижению. Так, рост размера заработной платы китайским рабочим может привести к увеличению себестоимости товара на 1-3% в год.
На цене конечной продукции сказывается и стоимость сырья. Порой производитель увеличивает цену сразу на 10% из-за возросшей цены на сырье. Если последнее дешевеет, бывает и такое, производитель учитывает это (цена снижается), но неохотно, не единовременно и не в полной мере. Примером устойчивого роста цены на конечный продукт может служить изменение стоимости картонной упаковки, за последние 5 лет цена на картон возросла в 2 раза.
Если раньше цена могла варьироваться в зависимости от объема заказа, в пределах 10-15%, то с 2014 года этот фактор почти не учитывается. Объемы заказов повсеместно снизились. Цены обусловлены не делением клиентов на мелких и крупных, а объективными расходами на мелкосерийное производство (изготовление пленок и индивидуальных штампов, подготовка разрешительной документации и пр.). В настоящее время разница в цене между разными по объему партиями составляет не более 5%.
К сказанному могу добавить, что изменения сложившейся картины на рынке в ближайшей перспективе ожидать не приходится. Это связано в первую очередь с низкой платежеспособностью покупателей (несмотря на рост некоторых макроэкономических показателей), которая не позволяет увеличивать финансовые расходы на предметы посуды. Ожидания более выгодных поставок из других стран в массовом порядке также, скорее всего, не оправдаются. Все-таки Китай является самым конкурентоспособным производителем сырьевых материалов, таких как алюминий, нержавеющая сталь, а также сырья для производства керамической продукции
И все-таки ценовой фактор и желание расширить географию фабричных площадок переключает заказчиков на производителей-конкурентов. Среди плюсов такого перехода стоит отметить стремление новой фабрики закрепить за собой клиента, так что за качеством исполнения заказа производитель старается следить ответственно.
Сегодня ряд компаний пробует работать с Индией, поскольку там стали появляться фабричные линии по производству керамики и фарфора, без которого невозможно представить отечественный рынок (до этого в Индии заказывали только медную утварь и посуду из нержавеющей стали). И все-таки пока с Индией могут работать далеко не все участники рынка: ассортиментная база ограничена, опыта сотрудничества недостаточно.

Внимание закупщика в сложившихся условиях небезосновательно переключается и на отечественного производителя, поддержка которого полностью соответствует выбранному государственному курсу. К преимуществам такого взаимодействия относится снижение издержек, которые несет покупатель иностранной продукции, в частности при пересечении границы (например, НДС). Плюс зачастую покупатель может сэкономить на транспортных расходах.
Возможности и перспективы Работа по закупкам с Китаем уже хорошо известна большинству бизнесменов, поскольку именно в Китае осуществляется подавляющее большинство заказов. При этом взаимоотношения с китайскими партнерами складываются чаще всего в результате личных договоренностей, которые у многих уже имеются. Изучить бизнес исходя из нормативной базы и опыта других закупщиков весьма сложно, поскольку на каждой фабрике действуют свои правила.
Для начинающих экспортеров разница в менталитете требует определенного погружения в среду и помощи квалифицированных специалистов на первых порах. Как правило, те, кто занимается закупками уже не один год, имеют свой достаточный опыт по ведению такого бизнеса, но в силу высокой конкуренции, интересов своей компании, а также по личным мотивам не станут открыто делиться опытом или важной информацией.

Металлическая посуда занимает 38% российского рынка, керамическая и фарфоровая - 27, стеклянная - 23, а посуда из пластика - около 12%. При этом более 80% этой посуды до сих пор поступает в Россию из Китая. Знакомство с фабриками лучше всего проводить самостоятельно на выставке Canton Fair. Она проводится осенью и весной в Гуанчжоу. Это самое важное событие для азиатского бизнеса. Кухонная утварь и посуда экспонируются во время второй сессии, которая проходит в октябре. Юридическая проверка одного производителя может проводиться юридической или консалтинговой компанией, а также индивидуальными предпринимателями, которые ориентируются в закупках и в достаточной мере понимают китайский язык. Стоимость услуги последних - от 5-10 тыс. руб

Это не может не настораживать начинающих участников рынка совершать самостоятельные шаги в сторону самой большой фабрики мира. Добавим к этому непростую ситуацию с растущими ценами, нюансами оформления таможенных документов, рисками при заключении договоров - и поймем, почему сегодня часть представителей рынка пробует работать с российскими производителями в невысоком ценовом сегменте и с европейскими брендами в сегменте эксклюзивной элитной продукции.

Однако отечественное производство, особенно появившееся сравнительно недавно, не отличается высоким уровнем соблюдения принятых на себя обязательств. Начинающие производители в России уязвимы и зависимы от сопутствующих факторов, в частности от поставщиков сырья, электроэнергии, надежной логистики. Здесь также приходится внедряться в тонкости работы, с единственным отличием - нет необходимости в изучении иностранного языка.

Конечно, можно обратиться за помощью к действующим, известным производителям... Но, по проводимым подсчетам, заказчику это выйдет дороже, чем заказ в Китае, а по срокам дольше, чем в Китае. Такова печальная практика. Даже если в договоре будут определены конкретные сроки, это не означает их своевременного исполнения, а за несвоевременно выполненную работу спросить не так-то просто.

Иногда и спрашивать не с кого, но это тема, требующая отдельного рассмотрения.
Стоит добавить к вышеизложенному, что качество продукции у отечественного производителя, приступающего к новому заказу, достигает должного уровня не сразу. На начальном этапе проходит довольно утомительный процесс настройки оборудования. Что уж говорить о весьма трудоемком процессе создания формы! К сожалению, выпуск пробной партии часто почти полностью отбраковывается. Лишь спустя определенное время начинается период массового выпуска изделий желаемого уровня качества. Кстати, поскольку производство посуды - за редким исключением - процесс не полностью автоматический, требуется еще и грамотно наладить конвейер «из живых рук», которые будут равномерно выполнять работы по комплектации, декорированию, нанесению покрытий, складированию и пр.

Валентин Зыбалов, генеральный директор АО «Мулин Вилла»
Сэкономить на закупках хочется каждому. Поэтому кто-то ищет более выгодное предложение не в Китае, а в других азиатских странах. Но, на мой взгляд, альтернативы Китаю нет. Любой продукт состоит из сырья и трудовых затрат, которые имеют цену. И это приходится оплачивать.
Повлиять на ценовую политику фабрики можно только, используя такие инструменты, как частота и объем заказов, замена сырья, заключение долговременных договоров, какие-либо варианты предоплат и бонусов и пр. Все это активно и комплексно применяется закупщиками. Российские производители в своем большинстве пока еще уступают в мастерстве китайским фабрикам. В Поднебесной возможно произвести все посудные категории, выполнить любые дизайнерские задумки. А что касается цены... Несмотря на постоянный рост цен, китайские фабрики по-прежнему предлагают цены ниже, чем российские производители

В итоге для производственного процесса необходима не только исправная техника, но и рабочая команда. Если со вторым мы в некоторой мере разобрались, то вот с первым опять же возникают непредвиденные обстоятельства. Абсолютное большинство станков, занятых в производстве посуды, приобретаются производителями не новыми и требующими доработки, ремонта, постоянной наладки. К сожалению, своевременный дорогостоящий ремонт многим не по карману. Профилактику такого оборудования владельцы бизнеса предпочитают сводить к минимуму или вообще не проводят ее. В результате зачастую оборудование выходит из строя в неподходящий момент, что приводит к увеличению цены заказа если не по договору, то по факту. Ремонт же приходится делать!


Сотрудничая с китайской фабрикой, заказчик не является заложником вышеупомянутых ситуаций, его не интересуют проблемы с оборудованием, он заботится только о выходе с конвейера посуды достойного качества и оплачивает стоимость заказа согласно официальному договору.
В заключение можно сказать, что большинство из тех, кто уже работает с Китаем, вряд ли будет переключаться на работу с другими производителями. Начинающие закупщики, скорее всего, будут взвешивать все «за» и «против», и, возможно, часть из них переключится на другие страны Азиатского региона или на отечественного производителя. В свете проводимого государством курса, направленного на поддержание отечественного производителя, последних может быть больше.
Главная | Текущий номер | О журнале | Выставки | Новости | Архив | Подписка | Рекламодателям | Авторам | Контакты | Наши партнеры
Содержание
Слово редактора
Живем, работаем в онлайн-формате
Производители
Концепция становится реальностью
Выставки
Выставки – ключ к восстановлению экономики
Возвращение с неожиданных итальянских каникул HOMI OUTDOOR HOME & DEHORS
The Inspired Home Show. История успеха
Gia Retail – 20 лет совершенства
Ситуация на рынке
Посудный рынок в условиях пандемии
Живем, работаем в онлайн-формате
Маркетинг
Сковорода-гриль. Возможности выбора, преимущества моделей
Дистрибьюторы
Любовь к природе и обращение к своим корням: стиль рустик в дизайне посуды
Бренд Röndell представляет своим почитателям новую дизайнерскую коллекцию посуды из литого алюминия ArtDeco
Новые правила
Плюс посуда
Перспектива
Навигатор интеллектуального капитала как инструмент анализа ресурсного потенциала компании
Бизнес на этапе ослабления карантинных мер...
Какая посуда актуальна в постCOVID-ный период?
Ассортимент
Лето-2020
Стильные штучки
Стильные штучки
Все права защищены. © 2005 Журнал "Посуда Инфо" (использование материалов только с согласия редакции)