Журнал Посуда Инфо
От профессионалов. Для профессионалов. О профессионалах.
Меню
Русский English
На главную
Главная
Текущий номер
О журнале
Выставки
Новости
Архив
Подписка
Рекламодателям
Авторам
Контакты
Наши партнеры
Реклама
     



 

Еженедельный дайджест

 

Навигатор интеллектуального капитала как инструмент анализа ресурсного потенциала компании


В период ослабления финансовой активности компаний, в связи с  глобальным падением индексов по всему миру в период пандемии, вопрос о финансовых и интеллектуальных ресурсах компании встает особенно остро. В условиях высокой волатильности рынков и усиливающейся конкуренции изменяются модели ведения бизнеса: появляются платформы (сервисы), которые быстро сводят поставщиков услуг и продуктов с большим числом потребителей при минимальных материальных активах. Принципиально важным в условиях возрастающей неопределенности и ограниченности организационных ресурсов становится понимание, как выстраивать свой бизнес на перспективу, какие ресурсы и в каком объеме потребуются для реализации избранной стратегии.

Существует множество точек зрения, но мы рассмотрим подход, который предложили Й. Руус, С. Пайк и Л. Ферстрем в книге «Интеллектуальный капитал: практика управления».

Авторы делят все ресурсы компании на две группы: традиционные (материальные и денежные ресурсы) и интеллектуальные (организационные и человеческие ресурсы). Такой подход дает представление о структуре используемых ресурсов и роли каждого в процессе создания стоимости.

Интеллектуальные ресурсы являются частью используемого капитала компании, в современных реалиях он становится стратегически важным активом.

Процесс управления интеллектуальным ресурсом организации сводится к управлению трансформацией одних ресурсов, создающих стоимость, в другие. Для наглядной демонстрации трансформации ресурсов авторы предлагают использовать особый инструмент – Навигатор интеллектуального капитала (НИК). НИК отображает трансформацию одних ресурсов в другие и позволяет выстроить логическую схему распределения ресурсов в организации.

Существует определенный алгоритм анализа ресурсной базы компании, построения НИК и его применения. На первом этапе рассматривается ресурсный портфель компании, то есть ресурсы, которыми она уже владеет и к которым она может иметь доступ. Строится «дерево ресурсов», которое подразделяется на пять категорий ресурсов – денежные, материальные, организационные, человеческие и отношенческие. Все ресурсы взвешиваются по критерию способности создавать стоимость. То есть менеджмент компании самостоятельно присваивает вес всем видам ресурсов, анализируя, какая группа ресурсов играет ключевую роль в данном виде бизнеса.

=
Данная методика была применена для оценки ресурсной базы компании «Торговый ряд «Радов» (компания работает в сфере оптово-розничной торговли посудой и товарами для дома в г. Калининграде и Калининградской области). Было построено дерево ресурсов, ресурсная матрица и навигатор. Результаты анализа прокомментировал Вячеслав Собко, собственник компании: «Методика проста и наглядна. В нашем случае результаты показали, что деньги в компании генерируются организационными ресурсами.
Важной оказалась трансформация «организационные ресурсы – отношенческие ресурсы – организационные ресурсы». Репутация и бренд являются основными факторами развития связей с внешней средой, то есть средства, вкладываемые в позиционирование и повышение узнаваемости бренда, себя оправдывают. Репутация нашей компании (организационные ресурсы) позволяет привлекать новых клиентов и укреплять отношения с существующими клиентами (отношенческие ресурсы), отзывы и рекомендации которых еще больше укрепляют бренд «Радов» (организационные ресурсы). Это особенно важно в текущей ситуации на рынке – ограниченности свободных денежных средств у больших слоев населения. В такой ситуации люди готовы покупать товары не первой необходимости (в нашем случае посуду) только в том случае, если они уверены в репутации магазина, в качестве товаров, в полезной консультации, в позитивной коммуникации с компанией в целом и в точке продаж в частности. Мы всегда уделяли этому большое внимание и в дальнейшем будем усиливать работу в этом направлении. Модель достаточно точно показала наше текущее состояние и помогла определить инструменты для дальнейшего укрепления позиций компании на рынке».
=

Например, денежные ресурсы включают в себя не только денежные средства, но также инвестиции, дебиторскую и кредиторскую задолженность, кредитные рейтинги, кредитоспособность, уверенность в поступлении доходов, использование финансовых инструментов и т.д.

Материальные ресурсы – это оборудование, здания и сооружения, земля, товарно-материальные ценности, а также связанные с осязаемыми материальными ресурсами нематериальные ресурсы (расположение, производственная гибкость, качество  складских запасов и т.д.).

Человеческие ресурсы включают в себя контракты с работниками, документированные регламенты их умений и навыков, образование персонала, компетентность, отношение к работе, обучение работников, профессиональные навыки, личные связи, отношение работников к компании, интеллектуальную гибкость и т.п.


Отношенческие ресурсы подразумевают отношения с кредиторами, клиентами, конкурентами, поставщиками, посредниками, представителями, финансовыми институтами, властью, общественностью, СМИ, стратегическими партнерами, а также неосязаемую часть блока отношений: лояльность клиентов, нагрузку регулирующих органов на бизнес, уровень конкуренции и т.п.

Организационные ресурсы представляют собой портфель брендов и интеллектуальную собственность, которыми владеет компания (портфель патентов, авторские права), формализованные процессы, системы, организационные структуры, информацию, организационную культуру, эффективность разработок и т.д. Пример построенного дерева ресурсов представлен на рис. 1.


На втором этапе формируется ресурсная матрица, которая строится на основании дерева ресурсов (табл. 1). Сущность этапа заключается во взвешивании ресурсных трансформаций в каждой строке путем распределения между ними общих 100 баллов. Оценке подлежит именно важность трансформации одного ресурса в другой.


Например, трансформация денежных ресурсов (строка) в материальные (столбец) может выражаться в закупке товара, трансформация денежных ресурсов в отношенческие – путем приобретения и установки CRM-программы для поддержания отношений с клиентами. Процесс оценки осуществляется с помощью ответа на вопрос: «Каково относительное влияние этой трансформации на создание ценности в организации?» Речь идет не о том, насколько велика трансформация, а о том,  насколько она значима, – это очень серьезное различие, поскольку небольшая трансформация может быть очень важной (например, появление принципиально новой идеи после разговора с потребителем). В то же время масштабные трансформации могут не иметь большого значения (например, внесение арендной платы за офис крупной организации, расположенный в деловом центре). Трансформации могут быть нулевыми, в таком случае трансформация для компании несущественна. Можно начинать заполнение матрицы именно с тех трансформаций, которые либо несущественны, либо не оказывают на процесс создания ценности никакого влияния.

Третий этап подразумевает нормирование данных ресурсной матрицы. Вес каждой ячейки матрицы корректируется в зависимости от общего веса группы ресурсов, который был обозначен еще на этапе построения ресурсного дерева. То есть общий вес группы ресурсов умножается на каждое значение строки в таблице (табл. 2).


Далее начинается построение результатов матрицы в графическом виде. В нормированной ресурсной матрице выделяются наиболее значимые трансформации (они имеют наибольшие числовые значения). Выбирается такое количество трансформаций, сумма значений которых равна 70. В рассматриваемом примере это десять трансформаций со значениями 12,5; 9,2; 8,5; 8,2; 7,4; 6; 5,3; 5,3; 5,2; 4,8. Сумма значений равна 72,4. При построении НИК ресурсы обозначаются кругами, а трансформации – стрелками (рис. 2). Причем площади кругов пропорциональны весам ресурсов, присвоенным на этапе построения ресурсного дерева, а ширина стрелок – весам трансформаций, выбранных в нормированной ресурсной матрице. В рассматриваемом примере были выбраны 10 трансформаций из матрицы, поэтому стрелок на графике также 10.


Навигатор интеллектуального капитала позволяет лучше прочувствовать то, что на самом деле происходит в организации. Так, в рассматриваемом примере можно сделать вывод, что деньги в организации генерируются в основном организационными ресурсами, что может подкрепляться репутацией компании и/или брендом. Важнейшей является трансформация организационных ресурсов в организационные. Такая ситуация может возникать в компаниях, где системы и процессы генерируют продукты интеллектуальной собственности. Весьма важной является трансформация «организационные ресурсы – отношенческие ресурсы – организационные ресурсы». Эта трансформация может выстраиваться за счет привлечения потока новых клиентов и укрепления лояльности существующих, выстраивания отношений с клиентами за счет существующего бренда и репутации. Подкрепление человеческих ресурсов происходит благодаря обучению и повышению квалификации персонала на основании уже имеющихся компетенций.

Таким образом, Навигатор интеллектуального капитала –  универсальный инструмент анализа ресурсной базы и процесса создания ценности в любой компании. Применение таких инструментов, как построение дерева ресурсов и Навигатора интеллектуального капитала, является весьма эффективным и при формировании компанией своего стратегического намерения.

Такой подход полагает обобщенное описание средств, при помощи которых стратегическое намерение организации должно быть реализовано, а также позволяет обосновать выбор стратегии развития.

M.В. Собко, маркетолог, специалист по стратегическому маркетингу

Главная | Текущий номер | О журнале | Выставки | Новости | Архив | Подписка | Рекламодателям | Авторам | Контакты | Наши партнеры
Содержание
Слово редактора
Слово редактора
Гости номера
Красота бесценна в новых коллекциях Crystalex CZ
Логистика
Фулфилмент и кросс-докинг на службе у поставщика
Производители
Магия семейного очага – «Аметист»
Интервью
Рецепт безусловной любви к своей продукции
Выставки
HOMI Outdoor HOME&DEHORS вернется в 2021 году
Советы от Messe Frankfurt
Шоу 2021 года перенесено на август
Ситуация на рынке
Покупатели привыкают к онлайн-шопингу. Обзор и цифры
Покупки в соцсетях
Анализ и прогноз
Анализ работы интернет-торговли
Наш рынок
Потребности и пожелания потребителя
Маркетинг
Посуду будут покупать!
Розница
Алматинские посудные магазины
На исходе лета
Перспектива
Альтернатива выставке. Работаем с профессиональными СМИ
Стильные штучки
Стильные штучки
Все права защищены. © 2005 Журнал "Посуда Инфо" (использование материалов только с согласия редакции)