Журнал Посуда Инфо
От профессионалов. Для профессионалов. О профессионалах.
Меню
Русский English
На главную
Главная
Текущий номер
О журнале
Выставки
Новости
Архив
Подписка
Рекламодателям
Авторам
Контакты
Наши партнеры
Реклама
     




 

Еженедельный дайджест

 

Навигатор интеллектуального капитала как инструмент анализа ресурсного потенциала компании


В период ослабления финансовой активности компаний, в связи с  глобальным падением индексов по всему миру в период пандемии, вопрос о финансовых и интеллектуальных ресурсах компании встает особенно остро. В условиях высокой волатильности рынков и усиливающейся конкуренции изменяются модели ведения бизнеса: появляются платформы (сервисы), которые быстро сводят поставщиков услуг и продуктов с большим числом потребителей при минимальных материальных активах. Принципиально важным в условиях возрастающей неопределенности и ограниченности организационных ресурсов становится понимание, как выстраивать свой бизнес на перспективу, какие ресурсы и в каком объеме потребуются для реализации избранной стратегии.

Существует множество точек зрения, но мы рассмотрим подход, который предложили Й. Руус, С. Пайк и Л. Ферстрем в книге «Интеллектуальный капитал: практика управления».

Авторы делят все ресурсы компании на две группы: традиционные (материальные и денежные ресурсы) и интеллектуальные (организационные и человеческие ресурсы). Такой подход дает представление о структуре используемых ресурсов и роли каждого в процессе создания стоимости.

Интеллектуальные ресурсы являются частью используемого капитала компании, в современных реалиях он становится стратегически важным активом.

Процесс управления интеллектуальным ресурсом организации сводится к управлению трансформацией одних ресурсов, создающих стоимость, в другие. Для наглядной демонстрации трансформации ресурсов авторы предлагают использовать особый инструмент – Навигатор интеллектуального капитала (НИК). НИК отображает трансформацию одних ресурсов в другие и позволяет выстроить логическую схему распределения ресурсов в организации.

Существует определенный алгоритм анализа ресурсной базы компании, построения НИК и его применения. На первом этапе рассматривается ресурсный портфель компании, то есть ресурсы, которыми она уже владеет и к которым она может иметь доступ. Строится «дерево ресурсов», которое подразделяется на пять категорий ресурсов – денежные, материальные, организационные, человеческие и отношенческие. Все ресурсы взвешиваются по критерию способности создавать стоимость. То есть менеджмент компании самостоятельно присваивает вес всем видам ресурсов, анализируя, какая группа ресурсов играет ключевую роль в данном виде бизнеса.

=
Данная методика была применена для оценки ресурсной базы компании «Торговый ряд «Радов» (компания работает в сфере оптово-розничной торговли посудой и товарами для дома в г. Калининграде и Калининградской области). Было построено дерево ресурсов, ресурсная матрица и навигатор. Результаты анализа прокомментировал Вячеслав Собко, собственник компании: «Методика проста и наглядна. В нашем случае результаты показали, что деньги в компании генерируются организационными ресурсами.
Важной оказалась трансформация «организационные ресурсы – отношенческие ресурсы – организационные ресурсы». Репутация и бренд являются основными факторами развития связей с внешней средой, то есть средства, вкладываемые в позиционирование и повышение узнаваемости бренда, себя оправдывают. Репутация нашей компании (организационные ресурсы) позволяет привлекать новых клиентов и укреплять отношения с существующими клиентами (отношенческие ресурсы), отзывы и рекомендации которых еще больше укрепляют бренд «Радов» (организационные ресурсы). Это особенно важно в текущей ситуации на рынке – ограниченности свободных денежных средств у больших слоев населения. В такой ситуации люди готовы покупать товары не первой необходимости (в нашем случае посуду) только в том случае, если они уверены в репутации магазина, в качестве товаров, в полезной консультации, в позитивной коммуникации с компанией в целом и в точке продаж в частности. Мы всегда уделяли этому большое внимание и в дальнейшем будем усиливать работу в этом направлении. Модель достаточно точно показала наше текущее состояние и помогла определить инструменты для дальнейшего укрепления позиций компании на рынке».
=

Например, денежные ресурсы включают в себя не только денежные средства, но также инвестиции, дебиторскую и кредиторскую задолженность, кредитные рейтинги, кредитоспособность, уверенность в поступлении доходов, использование финансовых инструментов и т.д.

Материальные ресурсы – это оборудование, здания и сооружения, земля, товарно-материальные ценности, а также связанные с осязаемыми материальными ресурсами нематериальные ресурсы (расположение, производственная гибкость, качество  складских запасов и т.д.).

Человеческие ресурсы включают в себя контракты с работниками, документированные регламенты их умений и навыков, образование персонала, компетентность, отношение к работе, обучение работников, профессиональные навыки, личные связи, отношение работников к компании, интеллектуальную гибкость и т.п.


Отношенческие ресурсы подразумевают отношения с кредиторами, клиентами, конкурентами, поставщиками, посредниками, представителями, финансовыми институтами, властью, общественностью, СМИ, стратегическими партнерами, а также неосязаемую часть блока отношений: лояльность клиентов, нагрузку регулирующих органов на бизнес, уровень конкуренции и т.п.

Организационные ресурсы представляют собой портфель брендов и интеллектуальную собственность, которыми владеет компания (портфель патентов, авторские права), формализованные процессы, системы, организационные структуры, информацию, организационную культуру, эффективность разработок и т.д. Пример построенного дерева ресурсов представлен на рис. 1.


На втором этапе формируется ресурсная матрица, которая строится на основании дерева ресурсов (табл. 1). Сущность этапа заключается во взвешивании ресурсных трансформаций в каждой строке путем распределения между ними общих 100 баллов. Оценке подлежит именно важность трансформации одного ресурса в другой.


Например, трансформация денежных ресурсов (строка) в материальные (столбец) может выражаться в закупке товара, трансформация денежных ресурсов в отношенческие – путем приобретения и установки CRM-программы для поддержания отношений с клиентами. Процесс оценки осуществляется с помощью ответа на вопрос: «Каково относительное влияние этой трансформации на создание ценности в организации?» Речь идет не о том, насколько велика трансформация, а о том,  насколько она значима, – это очень серьезное различие, поскольку небольшая трансформация может быть очень важной (например, появление принципиально новой идеи после разговора с потребителем). В то же время масштабные трансформации могут не иметь большого значения (например, внесение арендной платы за офис крупной организации, расположенный в деловом центре). Трансформации могут быть нулевыми, в таком случае трансформация для компании несущественна. Можно начинать заполнение матрицы именно с тех трансформаций, которые либо несущественны, либо не оказывают на процесс создания ценности никакого влияния.

Третий этап подразумевает нормирование данных ресурсной матрицы. Вес каждой ячейки матрицы корректируется в зависимости от общего веса группы ресурсов, который был обозначен еще на этапе построения ресурсного дерева. То есть общий вес группы ресурсов умножается на каждое значение строки в таблице (табл. 2).


Далее начинается построение результатов матрицы в графическом виде. В нормированной ресурсной матрице выделяются наиболее значимые трансформации (они имеют наибольшие числовые значения). Выбирается такое количество трансформаций, сумма значений которых равна 70. В рассматриваемом примере это десять трансформаций со значениями 12,5; 9,2; 8,5; 8,2; 7,4; 6; 5,3; 5,3; 5,2; 4,8. Сумма значений равна 72,4. При построении НИК ресурсы обозначаются кругами, а трансформации – стрелками (рис. 2). Причем площади кругов пропорциональны весам ресурсов, присвоенным на этапе построения ресурсного дерева, а ширина стрелок – весам трансформаций, выбранных в нормированной ресурсной матрице. В рассматриваемом примере были выбраны 10 трансформаций из матрицы, поэтому стрелок на графике также 10.


Навигатор интеллектуального капитала позволяет лучше прочувствовать то, что на самом деле происходит в организации. Так, в рассматриваемом примере можно сделать вывод, что деньги в организации генерируются в основном организационными ресурсами, что может подкрепляться репутацией компании и/или брендом. Важнейшей является трансформация организационных ресурсов в организационные. Такая ситуация может возникать в компаниях, где системы и процессы генерируют продукты интеллектуальной собственности. Весьма важной является трансформация «организационные ресурсы – отношенческие ресурсы – организационные ресурсы». Эта трансформация может выстраиваться за счет привлечения потока новых клиентов и укрепления лояльности существующих, выстраивания отношений с клиентами за счет существующего бренда и репутации. Подкрепление человеческих ресурсов происходит благодаря обучению и повышению квалификации персонала на основании уже имеющихся компетенций.

Таким образом, Навигатор интеллектуального капитала –  универсальный инструмент анализа ресурсной базы и процесса создания ценности в любой компании. Применение таких инструментов, как построение дерева ресурсов и Навигатора интеллектуального капитала, является весьма эффективным и при формировании компанией своего стратегического намерения.

Такой подход полагает обобщенное описание средств, при помощи которых стратегическое намерение организации должно быть реализовано, а также позволяет обосновать выбор стратегии развития.

M.В. Собко, маркетолог, специалист по стратегическому маркетингу

Главная | Текущий номер | О журнале | Выставки | Новости | Архив | Подписка | Рекламодателям | Авторам | Контакты | Наши партнеры
Содержание
Слово редактора
Живем, работаем в онлайн-формате
Производители
Концепция становится реальностью
Выставки
Выставки – ключ к восстановлению экономики
Возвращение с неожиданных итальянских каникул HOMI OUTDOOR HOME & DEHORS
The Inspired Home Show. История успеха
Gia Retail – 20 лет совершенства
Ситуация на рынке
Посудный рынок в условиях пандемии
Живем, работаем в онлайн-формате
Маркетинг
Сковорода-гриль. Возможности выбора, преимущества моделей
Дистрибьюторы
Любовь к природе и обращение к своим корням: стиль рустик в дизайне посуды
Бренд Röndell представляет своим почитателям новую дизайнерскую коллекцию посуды из литого алюминия ArtDeco
Новые правила
Плюс посуда
Перспектива
Навигатор интеллектуального капитала как инструмент анализа ресурсного потенциала компании
Бизнес на этапе ослабления карантинных мер...
Какая посуда актуальна в постCOVID-ный период?
Ассортимент
Лето-2020
Стильные штучки
Стильные штучки
Все права защищены. © 2005 Журнал "Посуда Инфо" (использование материалов только с согласия редакции)