Журнал Посуда Инфо
От профессионалов. Для профессионалов. О профессионалах.
Меню
Русский English
На главную
Главная
Текущий номер
О журнале
Выставки
Новости
Архив
Подписка
Рекламодателям
Авторам
Контакты
Наши партнеры
Реклама
     



 

Еженедельный дайджест

 

Одноразовая посуда: стоит ли вкладываться?


Одноразовая пластиковая посуда весьма прочно захватила свою долю на рынке столовой посуды и непосредственно в сегменте практичных сервировочных решений. По мнению специалистов, данный товар продолжит увеличивать свою долю в посудном сегменте, правда темпы роста этой доли напрямую будут связаны как с внутрирыночной борьбой, так и с влиянием внешних экономических факторов.

Возникает вопрос: а стоит ли сегодня вкладываться в данный вид бизнеса? Изучив ряд тематических материалов в открытых источниках, но не указывая конкретных  ньюсмейкеров по причине невозможности тщательной проверки их рассуждений, сотрудники журнала постарались ответить на этот вопрос для себя. И поделились собственным мнением. Надеемся, что отклики наших читателей позволят в дальнейшем полнее и точнее развернуть данную тему, снабдив ее конкретными примерами.

Для кого работать?

Понятно, что любое вложение в производство и последующий выпуск продукции не должны быть убыточными. Инвестиции должны приносить доход своим организаторам. В связи с этим следует четко понимать, кто на сегодняшний день будет реальным потребителем пластиковой посуды. Данная продукция востребована:

- заведениями общепита, прежде всего предлагающими своим посетителям fast food (всевозможные кафе, закусочные и иные организации быстрого питания);
- компаниями, доставляющими готовую еду по адресам;
- продуктовыми магазинами, предлагающими, в частности, готовые блюда и полуфабрикаты;
- предприятиями, занимающимися выпуском продуктов питания;
- розничными магазинами, ориентированными на конечных потребителей.

Очевидно, любой производитель, выходящий на рынок жесткой конкуренции, должен подчеркнуть выгодное отличие своей продукции: ценовое, пользовательское или связанное с сервисом (обслуживанием).
Например, более высокая плотность стенок, дна или оригинальная форма...

Кроме того, стоит вопрос: как определить реальный уровень спроса на вновь выпускаемую продукцию и каким образом «зацепить» потенциального покупателя (речь идет не о розничном потребителе, разумеется).


Потенциальному производителю одноразовой пластиковой пищевой продукции следует проводить честный анализ рынка и при условии прогноза увеличения количества потребителей, необходимого для безубыточного производства, можно рискнуть вложиться в оборудование, помещение и пр. Желательно привлекать к работе сотрудников, работающих на данном производстве, и квалифицированных маркетологов. Такие сотрудники прекрасно понимают реальные нюансы наладки и использования оборудования, разбираются в качестве сырья, способны грамотно контролировать производственный цикл на всех этапах.

Что именно выпускать?

Классический ассортимент – стакан, тарелка, вилка – покупается в то или иное время всеми посетителями общепита, ориентироваться на такую продукцию не стоит. Всегда нужно изучать местный рынок. Стоит задуматься о своей дизайнерской посуде, правда здесь непременно столкнешься с трудностями изготовления форм (из-за их нестандартности). Некоторые компании рискнули поработать с цветом, наделив свою продукцию как яркими сочными оттенками, так и реалистичными, имитирующими металл, керамику и пр. Безусловно, это несколько удлинит производственный цикл, но выгодное отличие от других производителей принесет отложенную прибыль.

Это более удобная упаковка, общий вид продукции, более привлекательный диаметр и т.д. Следует учитывать, что качество упаковки может сыграть решающую роль, особенно при большом объеме пластиковых изделий, которые используются не сразу, а в течение определенного времени и в это время хранятся именно в этой упаковке. Также немаловажен вопрос комплектации: в одной упаковке может быть один и тот же товар, а могут быть разные (например, тарелки разных объемов и форм, вилки и ложки).

Основные ГОСТы и нормативные документы, необходимые при производстве и реализации одноразовой столовой и туалетной продукции из пластика:

- ГОСТ Р 5096296 – «Посуда и изделия хозяйственного назначения из пластмасс. Общие технические условия»;
-l ГОСТ 1582082 – «Полистирол и сополимеры стирола»;
- ГН 2.3.3.97200 – взамен СанПиНа №42123424086 «Допустимые количества миграции (ДКМ) химических веществ, выделяющихся из полимерных и других материалов, контактирующих с пищевыми продуктами, и методы их определения»;
- СП 2.2.2.132703 – «Гигиенические требования к организации  технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему месту»;
l ГН 2.2.4.131303 – «ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны».

Как организовать и где разместить?

Форма собственности принципиально не будет влиять на объем и качество производства. Поскольку формальные моменты далеки от реального исполнения. Но доверие со стороны потенциальных партнеров к юридическому лицу выше, нежели к частному предпринимателю или ИП. Поэтому оптимальной формой организации производства пластиковой одноразовой посудной утвари было и остается ООО. Это подтвердила многолетняя практика. Обратной стороной принятия такого решения будет более массивный товарооборот, более хлопотная бухгалтерия, другими словами. Что касается выбора системы налогообложения, то так называемая «упрощенка» не возбраняется, как и общая форма с учетом НДС. Тут все зависит от объемов выходящих из цеха товаров, количества сотрудников и пр.


Деятельность, связанная с выпуском столовой и туалетной утвари для одноразовых целей из пластика, не лицензируется, но не обходится без сертификации и ТУ, а также документов, подтверждающих соответствие готовой продукции нормативам СанПиН и требованиям ГОСТов.

Вид деятельности определяется следующим кодом: 25.24.2. Это означает: «Производство пластмассовой столовой и кухонной посуды и туалетных принадлежностей».

Что касается размещения производственных мощностей, то помещение следует выбирать исходя из того, каким будет предприятие: полного цикла или неполного. Если полного, то, согласно нормативным актам, один экструдер потребует высоты потолков не менее 4,5 м.

Кроме того, должен быть каменный пол (или выложенный плиткой), от пола стены должны иметь отделку из негорючего отделочного материала на высоте не менее 2 м. К помещению требуется подводка трехфазной электроточки и возможность подключения к постоянно действующему водопроводу.

Также помещение должно иметь хорошую вентиляцию (в ряде случаев  принудительную). Если производственный цикл не предусматривает применение экструдера (производитель работает только с пленкой), то минимальная высота потолков должна быть 3,5 м.

Если нет иных помещений, то вся используемая площадь должна быть разделена на следующие зоны: раздевалка, санузел, административный блок, склад сырья, склад готовой продукции, непосредственно производственная площадь.
Цикл или полуцикл?

Для предприятий неполного цикла достаточно закупать пленку в рулоне, которая формуется в готовые изделия. Для предприятий полного цикла необходим экструдер, превращающий сырьевые гранулы в такую пленку. По большому счету иных принципиальных отличий на данном уровне нет. Зато они есть на последующих уровнях и напрямую зависят от той продукции, которую планируется выпускать. Например, для пластикового стаканчика нужен автомат для загиба верхнего края, для производства вилок наливные двухсоставные формы и т.д.  По сути, каждый вид изделий требует отдельного оборудования. А еще производство невозможно без автоматического счетчика выпускаемых изделий и упаковочного агрегата.

Безусловно, это очень кратко, поскольку каждое рабочее звено имеет свои нюансы, что напрямую связано с выпускаемыми изделиями. Добавим лишь, что оборудование китайского производства дешевле немецкого, итальянского, да и вообще любого европейского. Уровень качества определяется самим изготовителем. В ряде случаев китайская техника служит исправно долгие годы, а в ряде случаев требует частого ремонта и настройки. Все это говорит о том, что, вкладываясь в оборудование, стоит иметь определенный финансовый задел, размер которого очень сложно предугадать.


Литье или формовка?

Производство может осуществляться двумя способами: литьевым или формовочным. Сразу скажем, что процесс литья более сложный, более затратный как по потреблению сырья, так по электроресурсам.

Его редко выбирают, он более трудоемкий. Основное (но немаловажное!) преимущество этого метода – более прочная посуда. Например, если формовочный стаканчик может иметь вес 3 г, то такой же стаканчик, выполненный литьевым методом, будет весить не менее 10 г. Остановимся подробнее на процессе формования. Итак, у нас имеется рулон с пленкой толщиной 2 мм.
Напомним, что его получили за счет расплавления гранул в экструдере, раскатки массы между валами и закатки в рулон (упрощенное объяснение схемы изготовления формовочной пленки).

Пленку из этого рулона отправляют в специальную печь, где она в процессе движения (на участке приблизительно 3 м) разогревается до пластичного состояния, после чего ее втягивают в форму, охлаждают и отрубают лишние куски (они потом идут на повторную переработку, так что процесс считается безотходным).

Оставшийся «полезный» продукт может проходить дополнительную обработку или, как говорят, «отправляться на модификацию» (например, закругление верхнего края стаканчика, нанесение изображения и пр.) и после этого на упаковочную линию или, если в модификации нет необходимости, отправляться сразу на упаковку.

Шкурный вопрос

Мы очень кратко рассмотрели условия производства и затронули технологический цикл. Следует учесть планируемый ассортимент, стоимость оборудования (капитальные расходы) и сырья (сегодня, как правило, для стаканчиков используют полистирол, для тарелок и столовых приборов – полипропилен), энергоресурсов, аренды помещения, оплату сотрудникам (с учетом всех смен работы), транспортные расходы, а также расходы на офисную технику.

Однако мы поняли важную тенденцию, которую можем высказать в качестве вывода к данному материалу. Организация выпуска пластиковой одноразовой продукции из  пищевого сырья с соблюдением всех норм – очень сложный процесс. Уверенный вход на рынок и обеспечение себе полноценной ниши в сегменте одноразовой посуды возможно только при достаточном объеме выпускаемой продукции, что удается исполнить лишь при серьезных капитальных вложениях и двух- или трехсменном графике работы. То есть чем больше на выходе востребованной и быстрореализуемой продукции, тем выше рентабельность данного производства и, соответственно, чистая прибыль. Когда мы говорим «чем больше», то подразумеваем десятки миллионов штук по каждому виду продукции, например тарелок 70 млн, вилок 50 млн в год и т.д.

Что касается объема инвестиций, то они при очень приблизительном подсчете по ценам начала года (то есть рассматриваем как некий пример), на первый взгляд, не самые большие – около 15-20 млн руб. в год на оборудование, аренду и зарплату сотрудникам. Но вот материальные затраты на сырье уже близятся к 50 млн руб. в год. Итого уже 70 млн руб. Выручка может при этом достигнуть 95 млн руб. в год. Налоговые отчисления в этом случае составят около 16-17 млн руб. Разница между выручкой, вложениями и налоговыми отчислениями 8-9 млн руб. И это при благополучном сценарии развития ситуации. Мы не учитываем экономические встряски, ремонт оборудования, непредвиденные расходы…


Способен ли сегодня представитель посудного бизнеса пойти на такого рода риск, достаточен ли для него уровень планируемой прибыли? На этот вопрос каждый предприниматель может ответить себе только сам. Мы же будем признательны за отзывы, вопросы и комментарии к данному материалу от представителей нашей профессиональной читательской аудитории и надеемся с их помощью в дальнейшем осветить более детальные вопросы, связанные с рассматриваемой темой.
Главная | Текущий номер | О журнале | Выставки | Новости | Архив | Подписка | Рекламодателям | Авторам | Контакты | Наши партнеры
Содержание
Слово редактора
Уважаемые читатели!
Производители
Тенденции рынка
Керамика – наша жизнь
«Демидовский». Эволюция
Мнение
Борисовская керамика
Выставки
Осенняя сага
Перезапуск мероприятий
Меняем даты, но не меняем концепцию
2020 GIA AWARDS
Мероприятие
Новые форматы встреч
Наш рынок
Пути развития рынка в ближайшие месяцы
Бизнес
Одноразовая посуда: стоит ли вкладываться?
Ситуация на рынке
Бизнес и безопасность
Маркетинг
Оптимальный термометр
Статус или деньги?
HoReCa
Сервировать керамикой или фарфором?
Ситуация
Рынок посуды. Светлые моменты на общем тревожном фоне
Стильные штучки
Стильные штучки
Все права защищены. © 2005 Журнал "Посуда Инфо" (использование материалов только с согласия редакции)