Для шопоголика или просто для рационального покупателя период распродаж и Черных пятниц – благодатное время приобретений. А для продавца – возможность увеличить объемы продажи и привлечь покупателя к своему товару. Подобные мероприятия по стимулированию продаж в отделах маркетинга планируются не менее чем за квартал, а в федеральных сетевых магазинах планирование осуществляется на год и более.Бюджеты на будущие акции закладываются уже в условия договоров с поставщиками, а те, в свою очередь, формируют предварительные бюджеты из собственной прибыли. Часто скидки на популярные марки изначально закладываются в стоимость товаров.
Черная пятница и Киберпонедельник. Мировые тренды скидок
Черная пятница как определенный день скидок пришла в Россию из США, где она следовала после Дня благодарения, который отмечается в США в последний четверг ноября. Американские розничные продавцы еще в середине прошлого столетия заметили, что, если в послепраздничный день предлагать товары со скидкой, объем выручки возрастает выше обычного.
«Черной» эту пятницу назвали, по одной из версий, в связи с тем, что черными чернилами в бухгалтерские книги записывали доходы, а красными расходы. В 1980-х годах Черная пятница стала общенациональной распродажей, в которой участвуют крупнейшие розничные сети США.
С развитием онлайн-торговли у офлайновой Черной пятницы появился аналог – Киберпонедельник. Он появился также благодаря американским ретейлерам. Интернет-магазины обнаружили, что получают много заказов в первый понедельник после Дня благодарения. Этот скачок продаж объяснялся очень просто: качественный доступ в Интернет у многих потребителей в те времена был только на работе. Вернувшись в офисы после выходных, они заказывали товары, которые присмотрели во время Черной пятницы. В ответ интернет-магазины начали стимулировать продажи, предлагая в этот день скидки и специальные условия.
По сообщению агентства Reuters, с 2007 по 2018 год оборот Киберпонедельника в США вырос больше чем в 10 раз – с $730 млн до 7,9 млрд, а в 2019 году в США продали товаров на $9,2 млрд, то есть прирост составил около 30% за год.
Доля американцев, покупающих товары во время распродаж и в рознице, и в онлайн-сетях, за последние три года выросла с 16 до 54%. А в 2018 году к Черной пятнице присоединились 77% британцев, 78% немцев и 81% канадцев. В общем, Черная пятница уверенно шагает по планете.
Россия
В России Черная пятница стала аналогом американской. Она проходит в четвертую неделю ноября: стартует в четверг или пятницу и завершается в воскресенье. Впервые Черная пятница пришла в Россию как онлайн-распродажа в декабре 2013 года. Шестого и седьмого декабря 2013 года на площадке Blackfridaysale.ru
появились спецпредложения от 80 отечественных интернет-магазинов. За время акции сайт посетили 5 млн человек, оформивших 100 тыс. заказов со средним чеком около 3000 руб.
К сожалению, первые Черные пятницы на нашем рынке запомнились недовольством покупателей и продавцов. Первые жаловались на «искусственные скидки» (рассчитанные от предварительно завышенной цены) и невозможность купить товар на заявленных условиях. Вторые заявляли, что товарные предложения появляются на сайте-агрегаторе с опозданием и сама площадка работает нестабильно. Несмотря на это, дисконты прижились на российском рынке и распродажи в эти предновогодние дни присоединились к мировым трендам дисконта. Каждый год крупные ретейлеры готовятся к Черной пятнице, которая всего за несколько лет изменила привычки российских шопоголиков и стала одним из главных событий предновогоднего сезона.
Кризис на фоне пандемии заставляет всех экономить. Конечно, россияне не перестанут покупать еду и товары первой необходимости. А вот посуду и товары для дома на фоне падения покупательского спроса сложнее продать. И представители ретейла и производители пытаются всеми возможными способами достучаться до потенциальных покупателей. Задолго до Черной пятницы предприимчивые продавцы раскручивают свой товар для последующей активизации продаж, а покупатели, нацеленные на приобретение, ждут Черную пятницу для покупки.
В 2019 году приуроченные к Черной пятнице распродажи проводили B-friday.com (при поддержке РАЭК и АКИТ), Blackfridaysale.ru (при поддержке НАДТ), «Беру.ру», AliExpress, «М.Видео»/«Эльдорадо», Ozon, Wildberries и многие другие. Крупные ретейлеры запускали акции длительностью до двух недель, превращая весь ноябрь в «месяц распродаж».Узнаваемость Черной пятницы в стране достигла 90%.
Актуально
Что удивительно, мужчины тоже висят на сайтах распродаж в Черную пятницу. То есть рассчитывать надо не только на женскую аудиторию, но и на мужскую. Покупатели интересуются в Черную пятницу теми же товарами, которые они хотят купить и в обычные дни. В этом 2020 году наиболее востребованы смартфоны, мелкая бытовая техника, а среди товаров для кухни – интересные гаджеты для приготовления еды в домашних условиях, а также замена сковород и наплитной посуды.В России также всегда востребованы товары для детей.
Средний чек – 2020
При сравнении среднего чека в предыдущие годы, он вырос. Но 3000 руб. сейчас и ранее – это показатели разного ценового уровня. Ежегодная инфляция съела доходность рубля. Поэтому, если средний чек по номинальной стоимости вырос, то в реальности роста нет. В эту Черную пятницу процент покупок значительно снизился, но показатель среднего чека, наоборот, увеличился.
Конечно, средний чек по России существенно отличается от чека в крупных городах. Да и основные продажи происходят в крупных городахмиллионниках. Москва (2879 руб.) в этом году уступила свое лидерство Иркутску (4620 руб.). Тюмень и Сочи не вошли в тройку лидеров, а второе место в текущем году заняли Чебоксары (3268 руб.).
Особенностью минувшей Черной пятницы стало то, что рост спроса на фоне пандемии коронавируса был сконцентрирован в онлайн-каналах.
В 2020 году клиенты увеличили долю онлайн-покупок: цифровой и бытовой техники на 59,2%, одежды и обуви – на 47,7%, доставки еды и продуктов – на 42%. Среди каналов трафика распродаж выросли купонные сервисы, их доля увеличилась с 11,9 до 17,4%, а сильнее всего упала доля продаж через контекстную рекламу – с 18,6% в прошлом году до 13,4% в этом.
По сравнению с началом осени покупателей розничных магазинов в крупных городах-миллионниках в Черную пятницу стало больше лишь на 7%. В категории бытовой техники сумма покупок по сравнению с обычными днями увеличилась на 42%. То есть эта категория покупателей специально отложила покупки и ждала дня распродаж.
Общие покупки
По результатам исследования «СберИндекс», выросло число покупателей, которые приобрели онлайн-фильмы, игры, подписки на сервисы и другие цифровые товары, а также «удаленка» сыграла доминирующую роль в приобретении приспособлений для выпечки и кулинарных помощников, но во всех традиционных категориях объем продаж в этом году все равно снизился: на фоне пандемии общие траты россиян в Черную пятницу упали почти на 39,2% по сравнению с прошлым годом. Если сравнить все покупки в году, то все равно произошло сокращение приобретений в этом «пандемийном» году приблизительно на 20%. Остановить падение не помогли даже Черные пятницы.
Аналитики Банка России в конце ноября заметили, что россияне начали возвращаться к модели потребления, наблюдавшейся пандемийной весной 2020 года: траты на еду и лекарства растут, а расходы на непродовольственные товары и услуги сокращаются.
Результатами распродаж поделился заместитель генерального директора «1С-Битрикс» Сергей Кулешов: «80% нам сообщили, что будут совершать покупки-онлайн, то есть не пойдут в торговые центры или в другие объекты розничной торговли. Половина респондентов в целом готовятся покупать товары в части именно распродажи, они готовы к тому, что будут совершать покупки. На 20 процентных пунктов уменьшилось количество по сравнению с прошлым годом тех, кто собирается реально покупать. Что еще интересного: подавляющее большинство – 80% – заявили, что больше всего их интересуют скидки на электронику, гаджеты и бытовую технику. Больше 50% готовы потратить до 5000 руб. Ну и, соответственно, следующие 30% 10-30 тыс. руб. готовы потратить. И лишь небольшая часть готова тратить существенные суммы – 50 тыс. и более».
Михаил Бурмистров, генеральный директор «InfoLine-Аналитики», заявил: «Показатели активности в этом году в целом, если мы говорим про офлайн и онлайн в совокупности, были несколько хуже, чем в прошлом году. Но в то же время, если говорить отдельно об онлайн-сегменте, очевидно, что в онлайне динамика была положительной. С другой стороны, потребители гораздо осторожнее сейчас тратят деньги в связи с высоким уровнем неопределенности».
По материалам сайтов www.i-media.ru www.rbc.ru
|