Журнал Посуда Инфо
От профессионалов. Для профессионалов. О профессионалах.
Меню
Русский English
На главную
Главная
Текущий номер
О журнале
Выставки
Новости
Архив
Подписка
Рекламодателям
Авторам
Контакты
Наши партнеры
Реклама
     


 

Еженедельный дайджест

 

Транспортный китайский коллапс


Торговые компании столкнулись с транспортным кризисом из-за дефицита контейнеров для перевозки. Как сообщает CNBC, стоимость доставки за последнее время выросла на 300%. Критическая нехватка контейнеров приводит к увеличению стоимости доставки и задержкам поставок товаров, купленных в Китае. А связанные с этим расходы либо покрываются ретейлерами, либо перекладываются на потребителей.

Для всех, кто работает с поставками из Китая, прибавилась новая проблема, связанная с логистикой.
Мало того, что стоимость доставки традиционно повышается из года в год, так еще с конца октября прошлого года она подскочила из-за отложенного спроса и образовавшегося дефицита контейнеров.

О дефиците контейнеров стало известно в декабре прошлого года. Как указывала газета «Коммерсантъ», дисбаланс торговли Китая с США и Европой еще усугубился, и пустые контейнеры скопились в Северной Америке. Это чревато нехваткой товаров из Китая, например, электроники, а также ростом цен и увеличением сроков доставки.
В связи с пандемией образовался дисбаланс: морские контейнеры с товаром приходят по месту назначения (например, в США, Европу или другие страны) и не отправляются обратно, потому что грузить их нечем, а отправлять пустыми не выгодно.
Проблема стала проявляться уже с осени 2020 года.

Более сотни морских портов Китая, два десятка из которых хорошо известны большинству закупщиков, при отсутствии крупногабаритной «тары» не могут работать в прежнем режиме. А ведь морской путь является, пожалуй, главным при перевозке крупных партий любых товаров, включая посудные изделия.
Производственные компании Поднебесной в создавшейся ситуации не успевают изготавливать новые контейнеры в требуемом объеме. В результате – рост цен на контейнеры и на сами перевозки по морю.

И не только по морю. Не лучшим образом обстоят дела с железнодорожными поставками. При том, что китайское правительство постаралось сделать все для развития железнодорожных перевозок, здесь опять же имеет место дефицит контейнеров – 40-футовых.

Остается авто- и авиасообщение, где товар упаковывается иначе (например, в ящики из древесины и картона). Сразу скажем, самолет –  самое дорогое удовольствие, хотя и самое оперативное. Время в пути уже исчисляется не неделями или днями, а часами. Но цена такой транспортировки неоправданно высока, и к ней прибегают редко. Перевозка грузовыми фурами обходится дешевле, чем самолетом, кроме того, грузовой автотранспорт способен перевозить товар минимальными партиями, минимального объема и веса.

В данном случае многим закупщикам это интересно, поскольку они не рискуют потратить деньги на новый товар, который по каким-то причинам будет плохо продаваться и залеживаться на складе. Но автоперевозки стоят на третьем месте по стоимости услуг, к тому же время в пути рассчитать очень сложно, особенно в период ограничительных мер, связанных с карантинными мероприятиями. Плюс к этому доставка по автомагистралям зависит от пропускной способности дорог и прохождения таможни на границе. Надо заметить, что загруженность автотрасс в конце прошедшего года была достаточно высокой.

=К моменту выхода в печать номера журнала ситуация в сегменте логистических услуг улучшилась. Первые потоки грузов после затянувшейся паузы двинулись и морским, и железнодорожным путями. Контейнеров пока не хватает, но китайские производители активно восстанавливают необходимый объем этой востребованной тары. При условии отсутствия форсмажорных обстоятельств окончательное восстановление транспортных потоков в привычных объемах и в назначенные сроки произойдет к концу весны – началу лета 2021 года.
Также стало известно, что в Китае заметно подросли цены (как, впрочем, и везде в мире) на все основные материалы и ресурсы. Особенно заметен рост цен на стекло. Кроме того, по сравнению с прошлым годом, юань приблизительно на 7% укрепился к доллару США.
Все эти факторы неизбежно скажутся на ценах. Уровень загруженности фабрик заказами до лета остается беспрецедентно высоким. Это означает, что цены на транспорт еще не скоро вернутся к уровню середины прошлого года. Специалисты ожидают ценовое увеличение к моменту стабилизации ситуации в пределах 10-15%.=

Если выразить сложившуюся ситуацию в относительных единицах, то стоимость перевозки морским путем повысилась прошедшей осенью в 2-3 раза по сравнению с летом (реальный пример изменения стоимости фрахта в конце года в абсолютных единицах следующий: за несколько дней цена 40-футового контейнера возросла с $500 до более чем $6000 за один контейнер, в зависимости от договоров и от товара). А если рассматривать ситуацию в сравнении с осенне-летним периодом прошлого года, то стоимость доставки возросла в 7-8 раз, а то и больше! При этом гарантировать прибытие контейнера в срок невозможно, очередь за контейнерами стоит на несколько недель вперед.


Кстати, замена одного 40-футового контейнера двумя 20-футовыми также ведет к неадекватному удорожанию. Цена транспортировки по рельсам может вскоре выйти на первое место. Сама железнодорожная сеть связана со многими крупными российскими городами (Москва, Новосибирск, Екатеринбург и др.). Но опять же без контейнеров здесь не обойтись. Производители последних готовы выпускать новые контейнеры и делают это, но для восполнения утраченных или задержавшихся за рубежом требуется время. Сегодня производители тары требуют от заказчиков указания о необходимом количестве контейнеров и дате их оплаты заблаговременно, минимум за 8 суток, если речь идет о предварительном заказе.

Конечно, помимо нехватки контейнеров (кстати, в дефиците не только 20- и 40-футовые, но и 60 и даже 70-футовые) китайские фабрики постоянно увеличивают цены, объясняя это то привязкой к стоимости доллара на бирже, то нехваткой сырья, то ростом рабочей силы. Другими словами, кончились те времена, когда китайские рабочие готовы были выполнять большой заказ за мизерные деньги, теперь все чаще за качество и сроки исполнения «дополнительно расплачивался» конечный потребитель.

=В конце 2020 года резко выросла стоимость контейнерных морских перевозок из Юго-Восточной Азии. Этот фактор, по мнению  экспертов РБК, уже повлиял на стоимость отдельных категорий товаров, импортируемых в Россию.
«На 10-15% может вырасти цена новых партий габаритных импортных товаров – мебели, бытовой техники, товаров для дома», – прогнозирует генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.
«Контейнерные перевозки с Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии подорожали в связи с коронавирусными ограничениями в начале 2020 года, когда Китай не работал. Потом китайцы вышли из карантина и начали активно отправлять грузы в своих контейнерах. Но Европа не работала, и в Америке тоже были проблемы. Получалось, что в Китай контейнеры не возвращались. В результате к концу прошлого года было повышение цены на 50%. А сейчас из-за совокупности факторов повышение получилось примерно в 5 раз», – рассказал Александр Токарев, руководитель отдела продаж калининградской судоходной компании «Речдан».
На сегодняшний день цена контейнерных перевозок стабильна. Ее падение, как предполагают в логистических компаниях, начнется  после того, как китайцы выйдут на работу после празднования местного Нового года, то есть после 12 февраля, говорит Токарев.=

Лучше разобраться с происходящим помог опыт участника посудного рынка, многие годы занимающегося поставками комплектующих для собственного производства посуды из нержавеющей стали Ильи Петунова (компания ООО «Белпром-сервис про»)

– В какой степени увеличились расходы у закупщиков товаров китайских фабрик, с чем это связано и как долго ждать восстановления нормальной ситуации?
– Если говорить о самих товарах, то их стоимость почти не изменялась в течение прошедшего года. Но расходы возросли. И вот почему. Осенью 2020-го резко вырос объем заказов из США, что объясняется пандемией (трафик заказов сместился с весны на осень). Учитывая, что американский рынок всегда являлся для Китая наиболее значимым (в первую очередь из-за большого объема), не сложно представить, насколько колоссальным оказался уровень смещенного спроса. Его реализация привела к транспортному коллапсу, причем по всем транспортным направлениям. Ситуация начала усугубляться еще в октябре 2020 года, именно тогда возник дефицит свободных контейнеров под погрузку.
Изначально была нехватка 40-футовых контейнеров (40FT HQ), но затем из-за высокого спроса на подачу контейнеров дефицит перешел и на контейнеры другой вместимости.
Стоимость фрахта в октябре – начале ноября выросла в 1,5-2 раза, а в первой половине декабря – уже в 3 раза. Поскольку на этот период традиционно приходится основной объем выхода заказов, которые импортеры во чтобы то ни стало стараются отправить до наступления китайского Нового года, то ситуация приобрела просто катастрофический характер. При взметнувшейся более чем в 4 раза стоимости фрахта транспортные агенты перестали давать какие-либо гарантии по поводу сроков отправки груза.
Отсутствие нормальной динамики вывоза готовых грузов с фабрик привело к затариванию всех свободных складских площадей. Некоторые фабрики даже приостановили выполнение заказов по этой причине.
Поскольку даже явно завышенная, спекулятивная цена фрахта не гарантирует отправку груза, большинство импортеров было вынуждено просто отказаться от попыток это сделать до нормализации ситуации.
Все рассчитывают на то, что после временной паузы в работе фабрик из-за празднования китайского Нового года ситуация нормализуется и склады начнут освобождаться от товарных завалов.
– Каким транспортом сегодня выгодно доставлять товар из Китая в сложившейся ситуации?
– Коллапс, изначально возникший в сфере морских перевозок, быстро распространился на другие пути сообщения, в первую очередь на железную дорогу. Поэтому здесь возникла схожая ситуация.
Остались авиаперевозки – дорогое удовольствие и автоперевозки. Проблемы последних связаны с прохождением таможенного осмотра. На таможне резко увеличенный объем груза отнимает гораздо больше времени у сотрудников таможни (высокая загрузка, большое количество документов). Попытки логистов найти альтернативные комбинированные пути доставки (авто-ж/д) привели лишь к росту стоимости фрахта в 5 раз к уровню цен августа прошлого года. Так что на данный момент выбирать не из чего: по всем известным видам транспорта цена запредельная и беспрецедентная за всю историю транспортных перевозок из Китая.
При нормальной ситуации нормативное время доставки железнодорожным транспортом примерно в 2 раза меньше, чем морем. Поэтому железнодорожный тариф всегда был выше стоимости морского фрахта в среднем на 15-20%. Но на данный момент любые сравнения будут некорректны, так как оба пути перегружены заказами и не выполнимы в рамках ранее существовавших нормативов.
– Как вы справляетесь с проблемой доставки?
– К сожалению, мы не можем хоть как-то повлиять на процесс транспортировки нашего груза. Выбор конкретного пути доставки – это всегда компромисс между ценой и скоростью доставки и зависит от актуальности самой поставки.
– Насколько повысится продажная цена товара, дойдя до прилавка розничного магазина?
– Ситуация, возникшая в этом сезоне, неизбежно скажется как на объеме, так и на цене рыночного предложения. С учетом инертности системы реализации это может произойти в конце весны или летом.
На сколько именно могут повыситься цены, сказать сложно, все будет зависеть от баланса спроса-предложения и сроков доставки готовых, но еще не вывезенных из Китая заказов.
– Кто в конечном итоге будет расплачиваться за огромную цену доставки в период «контейнерного» кризиса? Не возникнет ли в связи этим нежелание конечных потребителей приобретать взлетевший в цене товар?
– В поисках ответа на данный вопрос следует ориентироваться на политику продаж, проводимую конкретными импортерами. Даже несмотря на ощутимый рост издержек, их задача продать товар. Тем более что при нормализации логистики цены на транспортные услуги неизбежно снизятся до какого-то более или менее приемлемого уровня.
– Как долго сохранится сегодняшняя картина и можно ли рассчитывать на восстановление прежних цен и сроков грузоперевозок?
– Пока трудно сказать. Мы не знаем, какова будет деловая активность импортеров весной-летом.
А это определяющий фактор. Если объем заказов останется таким же высоким, как прошедшей осенью, то стоимость транспортных услуг, скорее всего, стабилизируется, но уже на более высоком уровне. Если заказов станет ощутимо меньше, сродни прошлогоднему объему, то можно выдвинуть предположение о восстановлении прежнего уровня цен уже в мае текущего года.
Итак, в ближайшее время покупателей китайской бытовой утвари ожидают цены выше прежних по причине дефицита контейнеров и роста цен на услуги транспортных компаний.
Закупщикам придется набраться терпения и дожидаться своего товара несколько больше запланированного времени. Ситуация  продлится, вероятно, еще не один месяц, поскольку спрос в данных обстоятельствах намного превышает предложение. При этом возвращения к прежним ценам (до коллапса), скорее всего, не случится. Безусловно, ценовая коррекция произойдет, но на каком уровне стабилизируется цена фрахта, пока предсказать трудно.


= Михаил Звягинцев – директор логистической компании «ТЭК Оператор»

– Михаил, расскажите, что происходит сейчас с контейнерными грузоперевозками?
– В этом году дефицит контейнеров в Китае достиг рекордно высокого уровня. В начале года из-за пандемии существенно снизился спрос на сырье и товары из Китая, в связи с чем морские линии сокращали количество рейсов и вместимость судов. Но в третьем квартале 2020 года мир начал выходить из карантина и отложенный спрос начал реализовываться. Линии и инфраструктура оказались не готовы к такому увеличению объемов перевозок. Возникла острая нехватка контейнеров, сдвиги и задержки в расписании следования судов.
– Почему разразился кризис?
– Это произошло из-за торговых эмбарго между Китаем и США, Китай стал меньше закупать оттуда товаров. Это привело к большим скоплениям порожних контейнеров, но мир начал выходить из карантина и отложенный спрос начал реализовываться. Линии и инфраструктура оказались не готовы к такому увеличению объемов перевозок. Возникла острая нехватка контейнеров, сдвиги и задержки в расписании следования судов.

– Почему разразился кризис?
– Это произошло из-за торговых эмбарго между Китаем и США, Китай стал меньше закупать оттуда товаров. Это привело к большим скоплениям порожних контейнеров на Западе и дефициту контейнеров в Китае.
Возвращать порожние контейнеры в Китай не выгодно, поэтому они оставались за океаном.

– Михаил, к чему в конечном итоге привел высокий спрос на контейнеры?
– К искусственному повышению ставок морскими линиями. Так, если до кризиса морской фрахт 40-футового контейнера из Шанхая до портов Дальнего Востока стоил порядка $850, то сейчас его стоимость в районе $8000.

– Михаил, как, по вашему мнению, кризис скажется на российском рынке?
– Платить за образовавшийся кризис придется мелкому бизнесу и конечным потребителям. Мелкие и средние импортеры сократили или прекратили перевозки грузов из Китая. Они не выдерживают конкуренции с более крупными компаниями, которые пока что могут позволить доставлять грузы по сверхвысоким ценам.

– Когда ждать улучшения ситуации?
– Прогнозы здесь давать сложно, но по многолетнему опыту могу сказать, что любая ситуация рано или поздно имеет свое разрешение и, конечно, баланс будет восстановлен. В любом случае рынок приспособится. Думаю, мы увидим это уже в начале весны. Но не стоит ждать отката цен к докризисному уровню и в кратчайшие сроки.
По материалам РБК =

Главная | Текущий номер | О журнале | Выставки | Новости | Архив | Подписка | Рекламодателям | Авторам | Контакты | Наши партнеры
Содержание
Слово редактора
Слово редактора
Права и обязанности
Семья и бизнес.
Дистрибьюторы
Коллекция премиум класса SQUALITY
Беспрецедентная надежность классической посуды. Коллекция Massimo
Тенденции и тренды
Объявлены стили жизни, материалы и цвета на предстоящий год
Логистика
Транспортный китайский коллапс
Логистические тренды 2020-2021 годов
Ретейл
Шаг в сторону розницы
Ситуация на рынке
Оправданы ли ожидания после первых периодов продаж?
Онлайн-торговля
Диванные привычки
Жизнь и работа в онлайн-формате. Новая интеграция для B2B
Маркетинг
Реклама и блогеры
Немного о клиентском опыте…
Материалы
Про эмаль. Вопросы безопасности
Выставки
Messe Frankfurt приглашает на Consumer Goods Digital Day
Все права защищены. © 2005 Журнал "Посуда Инфо" (использование материалов только с согласия редакции)