Журнал Посуда Инфо
От профессионалов. Для профессионалов. О профессионалах.
Меню
Русский English
На главную
Главная
Текущий номер
О журнале
Выставки
Новости
Архив
Подписка
Рекламодателям
Авторам
Контакты
Наши партнеры
Реклама
     


 

Еженедельный дайджест

 

Логистические тренды 2020-2021 годов


Пандемия COVID-19 изменила не только жизни многих людей, но и ситуацию на мировом и российском рынках. Во всем мире произошло не только значительное сокращение производственных мощностей в связи с закрытием границ между странами и введением режима самоизоляции, но и проблемы с контейнерами.

Пандемия коронавируса нарушила привычные связи между  производителями и потребителями и внесла серьезные изменения в бизнес логистических компаний.
Распространение коронавируса нанесло серьезный удар по мировой логистике и обеспечению цепочки поставок сырья и готовой продукции.

Так, 7 апреля крупные международные организации: Международный союз дорожного транспорта (IRU) и Международная федерация работников транспорта – опубликовали открытое письмо к правительствам всех стран с просьбой о поддержке транспортной отрасли в условиях распространения COVID-19. Кризис вызвал дисбаланс грузопотоков, связанный с изменениями спроса, приостановкой производств и введенными ограничениями. В связи с этим фактором правительства государств и международные организации должны присвоить наивысший приоритет поддержке непрерывности и прочности цепочек поставок.

ОСНОВНЫЕ МИРОВЫЕ ЛОГИСТИЧЕС КИЕ ТЕНДЕНЦИИ 2020-2021 годов

1. Снижение грузопотока в мировом и локальных масштабах.

2. Отсутствие привычных правил и логистических схем для представителей рынка.

ЛОГИСТИКА В КИТАЕ

На текущий момент пик эпидемии пройден и грузопоток восстанавливается, но здесь возникла проблема контейнеров. Конечно, к апрелю китайская промышленность пройдет и эту проблему и выведет на рынок требуемое количество новых контейнеров, но цепочка уже была нарушена, цены поднялись, время ожидания товара увеличилось, штрафные санкции за нарушение сроков поставки в договорах никуда не делись. К апрелю 90% производств Китая восстановят свою работу и будут отправлять грузы в привычном режиме.
В Китае пострадали все виды перевозок: авиационные, морские, железнодорожные, автомобильные. Логистическим компаниям пришлось внутренние автомобильные перевозки срочно менять на железнодорожные. В условиях эпидемии железнодорожный транспорт стал основным инстр ументом в перевозках. Железнодорожные группы многих китайских провинций работали в круглосуточном режиме и помогли заводам, фабрикам, строительным и торговым компаниям своевременно вернуться к работе. Гуанчжоу восстановил ж/д сообщение с Россией.


Морские перевозки требуют большего времени на восстановление. Но и в этом секторе перевозок крупные операторы предложили экстренные фидерные сервисы.
Поэтому к лету все восстановится до прежних размеров перевозок. Эффективно работают в условиях эпидемии и таможенные службы китайских провинций, которые существенно сократили время оформления приоритетных грузов, открыли «зеленые коридоры» для противоэпидемических и медицинских грузов, а также для сырья и запчастей, необходимых для восстановления производства. Многие таможни перешли на режим «сначала выпуск – потом окончание таможенных процедур».

Это также помогло возобновить работу предприятий и нормализовать внешнюю торговлю.

В целом грузоперевозки осуществляются, хотя цепочка поставок между Китаем и Европой до сих пор не приведена в порядок.

ЛОГИСТИКА В ЕВРОСОЮЗЕ

Экономика и транспортная логистика в Еврозоне испытывает на себе все последствия карантинных мероприятий. На движение грузового транспорта действуют определенные ограничения. К тому же клиентов у транспортных компаний стало значительно меньше. Число заболевших в Европе в настоящее время до сих пор не вошло в режим стагнации. В целом эксперты прогнозируют падение европейского рынка грузоперевозок минимум на 40%.

Власти европейских стран ввели разнообразные квоты для основных игроков рынка логистики и при наличии у компаний  представительств в Латвии, Германии, Италии, других европейских странах могут снизить налоговую ставку и не платить аренду на время кризиса (за дополнительной информацией нужно следить на сайтах правительств стран).

ЛОГИСТИКА В УКРАИНЕ

Сервис логистики Украины на текущий момент терпит убытки. Ощутимы проблемы с транспортировкой продуктов питания, товаров сельского хозяйства. Особенно высокие риски касаются возможного обострения фитосанитарного контроля экспортной продукции в странахимпортерах. Серьезно парализованы морские, автомобильные, авиационные перевозки.

ЛОГИСТИ КА В РОССИИ

Российские логистические компании переживают также не лучшие времена. По оценкам экспертов, только в России убытки транспортного сектора превышают 250 млрд руб., причем большая часть приходится на авиационный сегмент.

Складские площади простаивают в связи со снижением объемов грузооборота. В тяжелой ситуации оказались железнодорожные операторы, стивидоры и автотранспортные компании. Вместе с тем есть и те, кому пандемия принесла новые перспективы: логисты  отмечают, что общим трендом является смещение грузопотоков на железнодорожный транспорт.

ОСТАНОВИМСЯ ПОДРОБНЕЕ НА СИТУАЦИИ В РОССИИ

Состояние отрасли логистического сектора экономики

Не секрет, что главный поток товаров из Поднебесной был существенно сокращен в связи с пандемией. На рынках автомобильных, авиа- и морских перевозок улучшения пока не наблюдается. Огромную проблему автоперевозкам преподнесла погода: обилие снега по всей России (такого количества осадков, по наблюдениям Росгидрометцентра, не наблюдалось в течение 50 лет). Правительство РФ ввело дополнительные меры на поддержку логистических компаний: налоговые каникулы, отсрочки по выплате кредитов и связанные с этим субсидии банков, временная отмена арендной платы. Насколько компании смогли воспользоваться этими условиями, покажет количество логистов после пандемии.
Из-за экономических последствий снизился экспорт из России в Еврозону и наоборот. Усиление карантинных мер при прохождении таможни провоцирует задержки и увеличение сроков доставки. Вследствие чего изменилась логистика международных перевозок и возрос трафик внутри страны.


Авиаперевозки

Больше всего пострадали авиакомпании и аэропорты, причем наибольшие потери понесло направление международных авиаперевозок.
В связи со снижением грузопотока многие авиакомпании работают по чартерному расписанию, применяя тарифы с повышенным коэффициентом 2-3. Текущие тарифы определяются перевозчиками в момент бронирования и не могут быть гарантированы на продолжительный период.

Железнодорожные перевозки

Отрасль ж/д перевозок также переживает транспортный коллапс. Однако есть позитивные тенденции. Восстанавливается грузовой поток из стран Азии. На фоне экономического спада ОАО «РЖД» приняло беспрецедентные меры для стимулирования перевозок скидками (на транспортировку угля, антрацита и др.). По информации РЖД, в крытых вагонах отправляются социально значимые грузы со скидкой до 40%.

Морские контейнерные перевозки

Исторически сегмент контейнерных перевозок был более волатильным благодаря большому фокусу на импорт. За последние годы уровень контейнеризации экспорта значительно вырос, что может поддержать быстрое восстановление после того, как пандемия пойдет на спад, тогда как импорт и внутренние перевозки останутся под давлением слабого рубля и экономики.

Пик активности COVID-19 в Европе является причиной отмены выхода океанских судов из Юго-Восточной Азии, так как невозможно обработать судовые партии в европейских портах. Речь уже не идет о сроках и тарифах. Зачастую компании  уководствуются принципом «лишь бы доставить».

Порожние рейсы и нестабильная ситуация на ряде пограничных пунктов заметно влияют на морские перевозки: порты работают медленнее на принятие и выпуск грузов и с задержками в таможенном оформлении. В связи с падением спроса на перевозимую продукцию сокращаются провозные возможности.
Возникает дисбаланс свободного оборудования (пустых контейнеров): то, что сейчас наблюдается в Китае.
Многие участники рейсов вынуждены из-за карантина находиться в море без возможности «сойти на сушу». Грузы «зависают». Моряки требуют унификации локальных карантинных мер внутри страны, выделения «зеленых коридоров» для осуществления пересменки персонала.

Автоперевозки

Эпидемия коронавируса затронула и автоперевозки. Ставки из Российской Федерации в страны СНГ (особенно в Казахстан) поднялись примерно на 50%. Отгрузки в Молдавию и Сербию пока закрыты на период карантина, в том числе и для коммерческого транспорта. Очереди на границах стран увеличили сроки перевозки. Из-за дополнительных санитарных проверок на границах ЕС возникли очереди, увеличено время доставки грузов, оборачиваемость автоперевозок падает. Стало намного сложнее оборачивать рейсы туда и обратно. Сложившаяся ситуация привела к необходимости сокращения частоты отправок отдельных рейсов и переориентации маршрутов перевозок.

Самым сложным для российских автоперевозчиков направлением является Италия. Девять из десяти водителей из России  отказываются ехать в эту страну. Из-за дефицита транспорта стоимость перевозок выросла до 2000€ за рейс. Компании экономят и не хотят обновлять автопарк. Вырастет спрос на ремонт.

Очевидно, что даже в посткризисный период будут сохраняться следующие тренды, оказывающие влияние на отрасль логистики во всем мире.

Тренд 1. Демпинг на логистическом рынке
Усиление борьбы за клиента влечет возникновение ценового демпинга на рынке грузоперевозок, так как количество грузов уменьшается, а транспорт простаивает. Многие логисты покинут рынок.

Тренд 2. Сильные игроки вытеснят в неконкурентной борьбе слабые звенья цепочки. Уход с рынка слабых игроков, выживет сильнейший. Произойдет череда банкротств, слияний и поглощений.

Тренд 3. Развитие коллабораций, кооперации, объединение сервисов
Игроки начнут объединяться в communities для совместного пользования услугами друг друга. Логистические и сервисные компании начинают коллаборироваться, разрабатывать уникальные комплексные предложения для клиентов и, как следствие, усиливать совместные позиции, объединяя свои сервисы.

Тренд 4. Увеличение спроса на услуги ремонта и технического обслуживания автопарков. Парк автомобилей будет устаревать, будут востребованы услуги, связанные с ремонтом и техническим обслуживанием автопарков.

Тренд 5. Увеличение спроса на «сборные грузы»
Наблюдается тенденция к уменьшению партий доставляемых грузов и увеличение количества отправляемых сборных грузов. Особенно высокий спрос наблюдается на сборные грузы из европейских стран.

Тренд 6. Внедрение новейших IT-технологий
В логистике началась IT-революция: появление IT-платформ для логистических компаний с целью обмена тарифами и ставками.

Тренд 7. Заказ перевозок с мобильного устройства. Появление отдельной отрасли «мобильные перевозчики».
Высокоавтоматизированная логистическая цепочка сейчас очень востребована. Грузовладельцы нуждаются в полном спектре услуг с режимом доступа со своего мобильного устройства. Клиент получает возможность заказать перевозку на цифровизированной логистической платформе, нажимая на кнопку в мобильном приложении. Отправителю нужно всего лишь ввести номер телефона адресата или выбрать его из телефонной книги. Также стоит отметить высокий сервис компаний Dostavista, «Пешкарики», Garantbox, Take’n’go, Boxberry, «Самокат», «Яндекс.Доставка».

Тренд 8. Развитие внутренних грузоперевозок
Значительное уменьшение грузовых потоков из других стран приведет к развитию импортозамещающих производств и, как следствие, развитию внутригосударственной логистики, выходу на новый уровень качества.

Тренд 9. Развитие аутсорсинга
Большие обороты наберет тренд передачи непрофильных процессов и услуг на аутсорсинг.

Тренд 10. Появление спроса на доставку товаров в глубинку Российской Федерации
Потребление в небольших городах и селах стремительно возрастет, вместе с мигрантами туда придут тренды из мегаполисов. Компании-перевозчики научатся находить индивидуальные решения. Короткий путь доставки – не всегда самый оптимальный.

Тренд 11. Бесконтактная курьерская доставка
Бесконтактная доставка – забота о здоровье отправителей и получателей. Выигрывать будут те компании, которые смогут предложить наиболее безопасный с точки зрения здоровья способ доставки товаров.

Тренд 12. Развитие доставки посылок «дронами». Развитие «автопилотных» доставок
Данный тренд пользовался успехом в Китае как продолжение идеи бесконтактной доставки «на дом».

Тренд 13. Перевод большей части сотрудников на постоянной основе на удаленную работу

Тренд 14. Соблюдение санитарных норм, дезинфекция оборудования, транспортных средств станет нормой и требованием со стороны получателей.
В целях безопасности логистические компании будут вынуждены продолжать соблюдать санитарные нормы.

Тренд 15. Перевод всех мировых логистических мероприятий в онлайн-формат
Тренд на проведение большинства мероприятий в логистической сфере в онлайн-формате сохранится, потому что данный формат проведения встреч, вебинаров и конференций показал высокую эффективность.

Тренд 16. Логистические компании вынуждены будут иметь в кармане «антикризисный план»

Тренд 17. Важна будет доставка «последней мили»
Кризис сравнительно легко перенесут компании, осуществляющие автомобильные доставки, и операторы, работающие на «последней миле».

В логистике клинических исследований также наблюдается тренд к коллаборации логистических и фармацевтических компаний и открытому обмену информацией, что помогает совместно вырабатывать успешные решения для отрасли. Так, компания COREX Logistics в период пандемии в соответствии с возникшими требованиями фармпроизводителей и контрактно-исследовательских центров запустила услуги:
- «Бесконтактная курьерская доставка»;
- «Доставка пациентам лечебных препаратов и результатов клинических исследований на дом».
По материалам m.kommersant.ru retail.ru COREX Logistics

Главная | Текущий номер | О журнале | Выставки | Новости | Архив | Подписка | Рекламодателям | Авторам | Контакты | Наши партнеры
Содержание
Слово редактора
Слово редактора
Права и обязанности
Семья и бизнес.
Дистрибьюторы
Коллекция премиум класса SQUALITY
Беспрецедентная надежность классической посуды. Коллекция Massimo
Тенденции и тренды
Объявлены стили жизни, материалы и цвета на предстоящий год
Логистика
Транспортный китайский коллапс
Логистические тренды 2020-2021 годов
Ретейл
Шаг в сторону розницы
Ситуация на рынке
Оправданы ли ожидания после первых периодов продаж?
Онлайн-торговля
Диванные привычки
Жизнь и работа в онлайн-формате. Новая интеграция для B2B
Маркетинг
Реклама и блогеры
Немного о клиентском опыте…
Материалы
Про эмаль. Вопросы безопасности
Выставки
Messe Frankfurt приглашает на Consumer Goods Digital Day
Все права защищены. © 2005 Журнал "Посуда Инфо" (использование материалов только с согласия редакции)