Пандемия сыграла ключевую роль в повышении роли маркетплейсов в розничных продажах. В последние пару лет они заявили о себе как о движущей силе мировой e-сommerce. Конечно, мировое рыночное пространство раньше освоило онлайн-плоадки, но несомненно главный толчок произошел именно в 2020 году.
МАРКЕТПЛЕЙСЫ
Развитие маркетплейсов позволяет говорить об их огромном потенциале. Все маркетплейсы консолидируются на 5 крупнейших площадках: Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет, СберМегаМаркет и AliExpress Россия.
С развитием онлайн-площадок появляются более мелкие и нишевые рабочие зоны, такие как: «Натали», Lamoda, Berito, Supl.biz, Satom.ru, «Пульс Цен», Na.Market, Joom, ASOS, «Лавка мастеров» и т.д. Средний чек на российских маркетплейсах варьируется от 1000 до 5500 руб. Эксперты прогнозируют дальнейшее увеличение частоты заказов на МП благодаря удобству шопинга и гарантиям безопасности.
Итоги развития: - рост количества нишевых игроков, - монетизация трафика, - рост внешних сервисов, - развитие СТМ, - высокая конкуренция селлеров.
Самые крупные площадки делятся на маркетплейсы с высоким оборотом и низким средним чеком (Wildberries, Ozon) и относительно низким оборотом и высоким средним чеком (Яндекс.Маркет, СберМегаМаркет). Плюсом к ним в последнее время принято добавлять KazanExpress. Несмотря на то что это региональный маркетплейс, он развивается очень быстрыми темпами. Пятерка маркетплейсов обеспечила 4/5 годового прироста рынка по количеству заказов и 4/7 прироста по объему продаж в рублях.
Покупательская активность
Около 70% россиян минимум раз в месяц приобретает что-то на маркетплейсах. Больше половины покупателей – жители крупных городов, однако число пользователей, делающих на этих площадках покупки ежедневно или несколько раз в неделю, растет за счет новых покупателей из регионов. Все чаще покупатели на маркетплейсах выбирают доставку до пункта самовывоза или постамата, чем пользуются курьерской доставкой. Например, в 2021 году Wildberries отправил 15 млн товаров до двери и 756 млн товаров в ПВЗ и постаматы. За счет узнаваемости бренда в соцсетях больше всего известен Ozon, менее всего пользователи пользуются услугами СберМегаМаркета. На Ozon больше выходят на прямой трафик, СберМегаМаркет же получает значительную часть посетителей благодаря платным каналам размещения. В позитивном ключе в соцсетях чаще всего упоминают Яндекс.Маркет, а в негативном – СберМегаМаркет. На сайт Wildberries пользователи чаще всего заходят с мобильных устройств, а на сайты Ozon или AliExpress – по большей части с десктопа. У Яндекс.Маркета и СберМегаМаркета мобильный и десктопный трафик поделены практически поровну. По количеству уникальных пользователей в месяц среди российских маркетплейсов лидирует Яндекс.
Маркет (16,86 млн), следом идет Ozon (11,78 млн), а затем – Wildberries (11,25 млн) и A liExpress (7,21 млн). Более 60% пользователей в 2021 году делали покупки на маркетплейсе через смартфон или планшет. При этом покупки чаще совершают через приложение, чем через сайт, открытый на мобильном устройстве.
В AppStore и в Google Play маркетплейсы делают упор на текстовую, визуальную оптимизацию и работу с рейтингом в рамках работ по ASO (App Store Optimization). Число скачиваний приложений маркетплейсов с AppStore намного ниже, чем с Google Play. В AppStore среди российских маркетплейсов по числу скачиваний лидирует Wildberries, а в Google Play – Ozon.
❱❱ Объем электронной торговли в России превысил 4 млрд руб. в 2021 году, а до 2025 года прогнозируется рост на 34%. При этом на основные маркетплейсы приходится 1,5 млрд руб. оборота, а их рост год к году составляет 111%.
По итогу можно сказать, что по всем показателям лидирует пока Яндекс.Маркет и Wildberries.
ПОРТРЕТ ПОКУПАТЕЛЯ
Основная масса покупателей относится к двум возрастным группам – 25-34 и 35-44 лет – это поколение миллениалов. Это люди, которые ценят комфорт и скорость обслуживания. Им важно получить заказ как можно быстрее. По статистике, посетителями Ozon, Wildberries, «Юла» и Lamoda являются в основной своей массе женщины. Причем СберМегаМаркет предпочитает более возрастная аудитория, тогда как KazanExpress более молодежная.
ПОРТРЕТ СЕЛЛЕРОВ
Все больше новичков в сфере онлайн-ритейла пробуют свои силы на площадках маркетплейсов. Преимущества такого старта очевидны. Барьер старта практически нулевой. Селлер берет ту категорию, в которой что-то понимает или имеет возможность выгодно закупаться, и пробует ее продавать, зайти с ней на первую наиболее релевантную для этого товара площадку. Самая представленная категория на маркетплейсах – товары для дома и дачи: от 32 до 37% селлеров в зависимости от платформы. Среди продавцов Wildberries почти столько же продают одежду и обувь (28%). Конкуренция среди селлеров увеличилась. В четвертом квартале 2022 года количество селлеров выросло в 1,5 раза в сравнении с третьим кварталом. Для трети продавцов маркетплейсы стали основным источником дохода. Чаще всего селлеры регистрируются на Wildberries: им пользуется 60% продавцов. На Ozon торгуют чуть меньше – 25% продавцов. Остальные пользуются другими площадками: 8% – Яндекс. Маркетом, 3% – KazanExpress, чуть более 1% – AliExpress. В 2022 году селлеры стали чаще торговать на нескольких площадках одновременно. 20% продавцов используют два и более маркетплейса. Большинство сначала идут на Wildberries, а после на Ozon. Половина всех опрошенных Data Insight селлеров размещаются на маркетплейсах менее одного года, и только 3% продавцов продают на площадках более 5 лет. Получив положительный результат, селлер начинает масштабироваться. В среднем каждый продавец использует 2 маркетплейса. Как показывает исследование, проведенное Тинькофф e-сommerce, с каждым новым подключенным маркетплейсом обороты продавцов растут в 2-3 раза.
По данным отчета Data Insight «Селлеры на российских маркетплейсах 2022», больше всего активных селлеров на Wildberries, на втором месте Ozon, на третьем A liExpress.
РАЗВИТИЕ НИШЕВЫХ МАРКЕТПЛЕЙСОВ
Кроме укрепления позиций крупных мультитоварных платформ начали набирать обороты нишевые маркетплейсы. Особенностью нишевых игроков является ориентация на конкретную нишу или категорию продуктов, а также на определенный сегмент потребителей. Для селлеров привлекательность площадок с узкой специализацией по сравнению с универсальными заключается в том, что сюда приходят целевые покупатели за конкретной покупкой. Они уже знают, что им нужно, сколько, они выбирают по ценам и условиям доставки. Плюсами работы на таких площадках являются меньшая конкуренция и возможность занять определенную нишу, а затем сформировать свою клиентскую аудиторию.
Эксперты рынка прогнозируют, что в ближайшие 5 лет в российской e-сommerce могут появиться как минимум 100 нишевых маркетплейсов: 10-20 крупных нишевых площадок с миллиардными оборотами, 70-80 более мелких нишевых маркетплейсов.
Высокий интерес продавцов к нишевым маркетплейсам вызван следующими преимуществами:
- покупатели со сформировавшимся спросом; - высокий сервис; - лояльные условия; - интерфейс, заточенный под конкретную категорию товаров; - сформированное профессиональное сообщество; - собственная система логистики; - тщательно выверенный таргет.
Ближайшие перспективы развития маркетплейсов в России
Ввоз товаров ушедших из России брендов по механизму параллельного импорта может позволить стабилизировать цены на маркетплейсах, однако, скорее всего, приведет к росту цен на доставку на 5-50% в зависимости от логистической цепочки и категории товара. Аналитики прогнозируют, что к 2024 году универсальные маркетплейсы будут занимать 54% рынка, но темпы роста их доли на рынке e-commerce замедлятся. Самая низкая комиссия за продажу товаров у Яндекс.Маркета (от 2 до 8%), самая высокая – у Ozon и Wildberries (от 5 до 15%).
Тренды маркетплейсов для продавцов
Товары с более высоким ценником продавцам выгоднее отправлять со своего склада, с более низким – реализовывать на стороне маркетплейса. Если категорий товара несколько, можно использовать сразу несколько механизмов работы. Для продвижения товаров на маркетплейсах есть несколько инструментов: продвижение в выдаче, товарная реклама и медийные размещения. Особое внимание стоит обратить на продвижение в поисковой выдаче.
Использованы материалы Ozon, Wildberries |