Журнал Посуда Инфо
От профессионалов. Для профессионалов. О профессионалах.
Меню
Русский English
На главную
Главная
Текущий номер
О журнале
Выставки
Новости
Архив
Подписка
Рекламодателям
Авторам
Контакты
Наши партнеры






Нишевые площадки и маркетплейсы


Пандемия сыграла ключевую роль в повышении роли маркетплейсов в розничных продажах. В последние пару лет они заявили о себе как о движущей силе мировой e-сommerce. Конечно, мировое рыночное пространство раньше освоило онлайн-плоадки, но несомненно главный толчок произошел именно в 2020 году.

МАРКЕТПЛЕЙСЫ

Развитие маркетплейсов позволяет говорить об их огромном потенциале. Все маркетплейсы консолидируются на 5 крупнейших площадках: Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет, СберМегаМаркет и AliExpress Россия.
С развитием онлайн-площадок появляются более мелкие и нишевые рабочие зоны, такие как: «Натали», Lamoda, Berito, Supl.biz, Satom.ru, «Пульс Цен», Na.Market, Joom, ASOS, «Лавка мастеров» и т.д. Средний чек на российских маркетплейсах варьируется от 1000 до 5500 руб. Эксперты прогнозируют дальнейшее увеличение частоты заказов на МП благодаря удобству шопинга и гарантиям безопасности.

Итоги развития:
- рост количества нишевых игроков,
- монетизация трафика,
- рост внешних сервисов,
- развитие СТМ,
- высокая конкуренция селлеров.

Самые крупные площадки делятся на маркетплейсы с высоким оборотом и низким средним чеком (Wildberries, Ozon) и относительно низким оборотом и высоким средним чеком (Яндекс.Маркет, СберМегаМаркет). Плюсом к ним в последнее время принято добавлять KazanExpress. Несмотря на то что это региональный маркетплейс, он развивается очень быстрыми темпами. Пятерка маркетплейсов обеспечила 4/5 годового прироста рынка по количеству заказов и 4/7 прироста по объему продаж в рублях.

Покупательская активность

Около 70% россиян минимум раз в месяц приобретает что-то на маркетплейсах. Больше половины покупателей – жители крупных городов, однако число пользователей, делающих на этих площадках покупки ежедневно или несколько раз в неделю, растет за счет новых покупателей из регионов.
Все чаще покупатели на маркетплейсах выбирают доставку до пункта самовывоза или постамата, чем пользуются курьерской доставкой.
Например, в 2021 году Wildberries отправил 15 млн товаров до двери и 756 млн товаров в ПВЗ и постаматы. За счет узнаваемости бренда
в соцсетях больше всего известен Ozon, менее всего пользователи пользуются услугами СберМегаМаркета. На Ozon больше выходят на прямой трафик, СберМегаМаркет же получает значительную часть посетителей благодаря платным каналам размещения.
В позитивном ключе в соцсетях чаще всего упоминают Яндекс.Маркет, а в негативном – СберМегаМаркет. На сайт Wildberries пользователи чаще всего заходят с мобильных устройств, а на сайты Ozon или AliExpress – по большей части с десктопа. У Яндекс.Маркета и СберМегаМаркета мобильный и десктопный трафик поделены практически поровну.
По количеству уникальных пользователей в месяц среди российских маркетплейсов лидирует Яндекс.
Маркет (16,86 млн), следом идет Ozon (11,78 млн), а затем – Wildberries (11,25 млн) и A liExpress (7,21 млн). Более 60% пользователей в 2021 году делали покупки на маркетплейсе через смартфон или планшет. При этом покупки чаще совершают через приложение, чем через сайт, открытый на мобильном устройстве.


В AppStore и в Google Play маркетплейсы делают упор на текстовую, визуальную оптимизацию и работу с рейтингом в рамках работ по ASO (App Store Optimization).
Число скачиваний приложений маркетплейсов с AppStore намного ниже, чем с Google Play. В AppStore среди российских маркетплейсов по числу скачиваний лидирует Wildberries, а в Google Play – Ozon.

❱❱  Объем электронной торговли в России превысил 4 млрд руб. в 2021 году, а до 2025 года прогнозируется рост на 34%. При этом на основные маркетплейсы приходится 1,5 млрд руб. оборота, а их рост год к году составляет 111%.

По итогу можно сказать, что по всем показателям лидирует пока Яндекс.Маркет и Wildberries.

ПОРТРЕТ ПОКУПАТЕЛЯ

Основная масса покупателей относится к двум возрастным группам – 25-34 и 35-44 лет – это поколение миллениалов. Это люди, которые ценят комфорт и скорость обслуживания. Им важно получить заказ как можно быстрее.
По статистике, посетителями Ozon, Wildberries, «Юла» и Lamoda являются в основной своей массе женщины. Причем СберМегаМаркет предпочитает более возрастная аудитория, тогда как KazanExpress более молодежная.

ПОРТРЕТ СЕЛЛЕРОВ

Все больше новичков в сфере онлайн-ритейла пробуют свои силы на площадках маркетплейсов. Преимущества такого старта очевидны. Барьер старта практически нулевой. Селлер берет ту категорию, в которой что-то понимает или имеет возможность выгодно закупаться, и пробует ее продавать, зайти с ней на первую наиболее релевантную для этого товара площадку.
Самая представленная категория на маркетплейсах – товары для дома и дачи: от 32 до 37% селлеров в зависимости от платформы. Среди продавцов Wildberries почти столько же продают одежду и обувь (28%).
Конкуренция среди селлеров увеличилась.
В четвертом квартале 2022 года количество селлеров выросло в 1,5 раза в сравнении с третьим кварталом. Для трети продавцов маркетплейсы стали основным источником дохода.
Чаще всего селлеры регистрируются на Wildberries: им пользуется 60% продавцов. На Ozon торгуют чуть меньше – 25% продавцов.
Остальные пользуются другими площадками: 8% – Яндекс. Маркетом, 3% – KazanExpress, чуть более 1% – AliExpress.
В 2022 году селлеры стали чаще торговать на нескольких площадках одновременно. 20% продавцов используют два и более маркетплейса. Большинство сначала идут на Wildberries, а после на Ozon.
Половина всех опрошенных Data Insight селлеров размещаются на маркетплейсах менее одного года, и только 3% продавцов продают на площадках более 5 лет.
Получив положительный результат, селлер начинает масштабироваться. В среднем каждый продавец использует 2 маркетплейса. Как показывает исследование, проведенное Тинькофф e-сommerce, с каждым новым подключенным маркетплейсом обороты продавцов растут в 2-3 раза.
По данным отчета Data Insight «Селлеры на российских маркетплейсах 2022», больше всего активных селлеров на Wildberries, на втором месте Ozon, на третьем A liExpress.



РАЗВИТИЕ НИШЕВЫХ МАРКЕТПЛЕЙСОВ

Кроме укрепления позиций крупных мультитоварных платформ начали набирать обороты нишевые маркетплейсы. Особенностью нишевых игроков является ориентация на конкретную нишу или категорию продуктов, а также на определенный сегмент потребителей.
Для селлеров привлекательность площадок с узкой специализацией по сравнению с универсальными заключается в том, что сюда приходят целевые покупатели за конкретной покупкой. Они уже знают, что им нужно, сколько, они выбирают по ценам и условиям доставки.
Плюсами работы на таких площадках являются меньшая конкуренция и возможность занять определенную нишу, а затем сформировать свою клиентскую аудиторию.
Эксперты рынка прогнозируют, что в ближайшие 5 лет в российской e-сommerce могут появиться как минимум 100 нишевых маркетплейсов: 10-20 крупных нишевых площадок с миллиардными оборотами, 70-80 более мелких нишевых маркетплейсов.

Высокий интерес продавцов к нишевым маркетплейсам вызван следующими преимуществами:

- покупатели со сформировавшимся спросом;
- высокий сервис;
- лояльные условия;
- интерфейс, заточенный под конкретную категорию товаров;
- сформированное профессиональное сообщество;
- собственная система логистики;
- тщательно выверенный таргет.

Ближайшие перспективы развития маркетплейсов в России

Ввоз товаров ушедших из России брендов по механизму параллельного импорта может позволить стабилизировать цены на маркетплейсах, однако, скорее всего, приведет к росту цен на доставку на 5-50% в зависимости от логистической цепочки и категории товара. Аналитики прогнозируют, что к 2024 году универсальные маркетплейсы будут занимать 54% рынка, но темпы роста их доли на рынке e-commerce замедлятся.
Самая низкая комиссия за продажу товаров у Яндекс.Маркета (от 2 до 8%), самая высокая – у Ozon и Wildberries (от 5 до 15%).

Тренды маркетплейсов для продавцов

Товары с более высоким ценником продавцам выгоднее отправлять со своего склада, с более низким – реализовывать на стороне маркетплейса. Если категорий товара несколько, можно использовать сразу несколько механизмов работы. Для продвижения товаров на маркетплейсах есть несколько инструментов: продвижение в выдаче, товарная реклама и медийные размещения. Особое внимание стоит обратить на продвижение в поисковой выдаче.

Использованы материалы Ozon, Wildberries
Главная | Текущий номер | О журнале | Выставки | Новости | Архив | Подписка | Рекламодателям | Авторам | Контакты | Наши партнеры
Содержание
Слово редактора
Добрый день, дорогой читатель!
Гости номера
"Анна Лафарг": 25 лет вдохновения
Выставки
HouseHold в новом месте
MosHome 2023. Новые имена
Новинки
Горница Energy Induction
Чистая красота: коллекция Clear Ceraflame приехала в Россию!
Развитие маркетплейсов
Нишевые площадки и маркетплейсы
Производители
Магия стекла
Нужен ли автоклав?
Сегменты рынка
Премиум-сегмент никуда не ушел
Маркетологу на заметку
Су-вид вас приятно удивит!
Стильные штучки
Стильные штучки
Все права защищены. © 2005-2023 Журнал "Посуда Инфо" (использование материалов только с согласия редакции)