Журнал Посуда Инфо
От профессионалов. Для профессионалов. О профессионалах.
Меню
Русский English
На главную
Главная
Текущий номер
О журнале
Выставки
Новости
Архив
Подписка
Рекламодателям
Авторам
Контакты
Наши партнеры
Реклама

Новости наших партнеров
















Магазины, как в Европе. Надо ли это нам?


Столицы европейских государств славятся своими магазинами. Не случайно большинство туристов по приезде в Европу жаждут скорейшего шопинга в торговых кварталах. Вот бы и в России можно было бы отовариваться так же, как в Милане, Лондоне, Париже, Берлине и других зарубежных городах.


Как ни странно, но, казалось бы, мирная торговля в 2015 году привела к политическим баталиям. Тогда мэр Парижа Анна Идальго и возможный кандидат в президенты (в то время) Эммануэль Маркон буквально сцепились на почве режима работы торговых заведений. Анна выступала за строгое соблюдение трудового законодательства и протестовала против переработки сотрудников всех магазинов, а Эммануэль высказывался в защиту прав владельцев магазинов, в частности выступая за открытие многих торговых заведений в воскресные дни. Спор двух политиков, в сущности, ни к чему не привел и сегодня магазины во Франции, работающие круглосуточно, можно пересчитать по пальцам и то, пожалуй, только в Париже. Вне столицы покупатели смогут приступить к покупкам не ранее 8 утра.  Пожалуй, самый поздний магазин и одновременно далеко не самый дешевый - Carrefour закрывает свои двери в 22 часа, а в воскресенье уже в 5 часов вечера. Магазины с более умеренными ценами, например Franprix, работают до 21:00 шесть дней в неделю (воскресенье – законный выходной). Недорогая сеть Lidl обслуживает покупателей до 8 вечера и имеет два выходных дня.

Однако не все так просто. Одним из серьезнейших отличий является время работы торговых точек. Законодательство большинства европейских государств не позволяет магазинам перерабатывать и ограничивает временные рамки для работы всех структур ретейла. 
Удобно ли это гражданам, сказать сложно. Вероятно, все дело в привычке… Хотя замирание торговли с приходом вечера существовало далеко не всегда. В Германии, например, многие магазины работали (имели право работать) чуть ли не круглосуточно. И только в 1900 году стали закрываться в 21:00. С 1915 года обязательным выходным днем для магазина стало воскресенье. И дело тут не в религиозной основе, предписывающей отдыхать в седьмой день. К принятию ограничения времени работы мест торговли приложили руки трудящиеся, отстаивающие свои права, в том числе и профсоюзы, которые и позже не раз «корректировали» время работы точек продаж. 
При этом простым горожанам далеко не всегда нравились подобные изменения. Дело в том, что подавляющая масса людей не может посещать магазины днем, в течение своего рабочего времени. А вот после окончания рабочего дня человек имеет возможность насладиться разглядыванием витрин и приобретением необходимых или приятных вещей. Но, как бы там ни было, «Закон есть закон» и европеец предпочитает не нарушать его. Другое дело – обходить! Не случайно, когда закрываются магазины, наплыв покупателей сразу же ощущается на бензоколонках (они-то работают круглосуточно), где можно купить не только продукты, но и предметы одежды, товары для дома и пр. Пожалуй, только обувь не продается на бензоколонке, пока «мешают» законодательные органы…
Совершенно смешная ситуация уже не один год происходит с так называемыми «алкогольными паромами», курсирующими между Данией и Швецией. Жесткое датское антитабачное законодательство строго ограничивает продажу сигарет, поэтому датчане из близлежащих к Швеции городов начинают покупать табачные изделия, как только паром пересечет родные территориальные воды и окажется в водах Швеции. Жители Швеции, обходя свои законы, начинают покупать в датских территориальных водах алкоголь, причем зачастую своего же производства. Конечно, данной торговлей охвачена ограниченная часть населения вышеупомянутых стран, но факт того, что покупатель должен выкручиваться, как только можно, имеет место быть. И это в процветающей Европе!
То ли дело жители США. Они сами определяют, когда им покупать, а когда им продавать.  Мой бизнес, мое время, – что хочу, то и делаю. Правда, и там имели место одиозные примеры, в частности всем известный «сухой закон», приносивший баснословные прибыли всем, кто умудрялся его удачно нарушать.
Удивляет, что даже теперь, когда объем продаж товаров широкого потребления в большинстве стран падает из-за возникшего кризиса, режим работы розничных магазинов менять никто не собирается.
Законодательство, например, той же Дании ограничивает количество времени на торговлю не графиком, а общим количеством часов в течение недели  (с  6 часов утра в понедельник до 5 часов вечера  в субботу), поэтому если кто-то из продавцов желает, то может отрабатывать свои часы и в ночное время. Это правило действует с 2002 года. Во Франции магазины могут также работать  в  удобное для них время, но без привлечения наемной силы. Законодательство отстаивает социальные права наемных рабочих, чей трудовой день не должен превышать нормы часов и посягать на личное свободное время в вечерние часы. Поэтому магазины с наемными работниками строго придерживаются дневного графика и большинство из них закрывается не позднее 20:00 (такая же картина, кстати, и в Германии, и в других странах). Хотя стоит отметить, что с 2015 года некоторые изменения все-таки появились, в частности во Франции. Ряд магазинов могут закрывать свои двери после полуночи и работать по воскресеньям (даже с наемными сотрудниками), однако реально такой режим могут позволить себе только магазины премиум-класса (именно в связи с повышенными расходами на «внеурочное» время работы). Хотя объективно реальные расходы несут покупатели (никто не отменял ночной ценник). Именно им приходится открывать кошелек шире, расплачиваясь за поздние покупки. 
Германские власти, периодически сталкиваясь то с «борцами за справедливость и равные социальные права», то с «приверженцами соблюдения прав человека», никак не могли прийти к единому мнению, в какое время торговать. Проблема тянулась еще с 1945 года, когда Германия была поделена и испытывала огромные сложности в связи со сферами влияния. Лишь в 2006 году вопрос поручили решать представителям земель (аналог российских субъектов Федерации). Теперь правила работы магазинов определяются в соответствии с территориальным расположением торговой точки.
Однако в реальности, даже имея возможность работать круглосуточно, никто не занимается такой торговлей. Уникальный случай беспрерывной работы супермаркета REWE Markt (владелец сети Billa, хорошо известной в России) вызвал столько рассуждений в местной прессе, что владелец магазина вскоре изменил график работы на обычный (закрытие на позднее 21:00). «Круглосуточный» эксперимент с треском провалился через год под давлением общественного движения; кроме того, не оправдал себя с финансовой точки зрения. Лишь во фрайбургском аэропорту сеть пока работает с 5 утра до 12 ночи, но это исключение. Все-таки немецкий народ придерживается правильного распорядка времени в течение суток, днем – люди бодрствуют, а ночью отдыхают. И это касается не только покупателей, но и продавцов.
Справедливости ради стоит заметить, что некоторые магазины выстраивают график работы так, как им удобно. И зачастую работают меньше максимально определенного законом времени. Здесь сказывается и забота о персонале, и бессмысленные издержки, которые несут владельцы торговых точек, работая в неполную силу в период малого притока покупателей (в предобеденные часы, например), и другие причины. В любом случае магазин подстраивается под ситуацию, в которой приходится работать. Скорее всего, в просвещенной Европе уже поняли это.
Что касается матушки-России, то здесь до строгих регламентов в торговле очень далеко. Наоборот, магазины не просто готовы работать круглосуточно, они активно зазывают к себе «на огонек» в ночные часы, когда на дорогах нет пробок и есть время спокойно ознакомиться с предлагаемым ассортиментом. Это касается в первую очередь мебели, автомобилей, бытовой электроники. 
А что же посуда? Желают ли современные хозяйки заняться обновлением столовой утвари или кухонных аксессуаров в темное время суток, после семейного ужина? 
Скорее всего, нет. Иначе бы предложения о таких выгодных продажах давно уже звучали бы из всех маркетинговых рупоров. Вероятно, прекрасная часть человечества все-таки предпочитает провести вечер дома, с детьми и главой семейства. Сказывается традиция. Впрочем, если милые дамы желают, никто не откажет им в удовольствии и многие торговые сети, предлагающие в том числе и посуду, открыты чуть ли не до полуночи. А ведь еще есть интернет-магазины... И в них уж точно можно провести всю ночь напролет.
Впрочем, сами ретейлеры далеко не всегда с радостью воспринимают ночную схему работы. Например, в той же прекрасной Европе за выход в ночную смену владелец торговой точки обязан повышать оплату труда, нести повышенные расходы на электричество, водоснабжение и пр. И все это ради малочисленной группы ночных посетителей. Все-таки в Европе не принято совершать покупки по ночам. Да и в России тоже. Не случайно столпотворения в торговых залах в благополучные годы можно было наблюдать лишь в выходные дни. Сейчас, при резком падении покупательского спроса, о столпотворениях говорить не приходится, но тем не менее больший наплыв посетителей приходится именно на выходные и праздничные дни.
Возникает вопрос: нужно ли в России переходить на европейский график работы торговых точек? Однозначного ответа нет. Неоспоримо то, что было бы чудесно перейти на достойный товар, который бы по-настоящему привлекал потенциального покупателя. К сожалению, сегодня отечественное посудное производство значительно отстает от западноевропейского, а экспортировать посуду из развитых стран становится чересчур накладно в связи с ростом курса международной валюты.
Главная | Текущий номер | О журнале | Выставки | Новости | Архив | Подписка | Рекламодателям | Авторам | Контакты | Наши партнеры
Содержание
Слово редактора
Слово редактора
Все права защищены. © 2005 Журнал "Посуда Инфо" (использование материалов только с согласия редакции)