Журнал Посуда Инфо
От профессионалов. Для профессионалов. О профессионалах.
Меню
Русский English
На главную
Главная
Текущий номер
О журнале
Выставки
Новости
Архив
Подписка
Рекламодателям
Авторам
Контакты
Наши партнеры
Реклама
















Эту посуду мыть не нужно!


История одноразовой посуды берет свое начало в ХХ веке в США. Первыми на рынке появились бумажные стаканчики, но довольно быстро ассортимент расширился: появились тарелки, пластмассовые стаканы, одноразовые столовые приборы и пр. Сегодня одноразовую посуду широко применяют по всему миру. Ее можно встретить в ресторанах быстрого питания, дегустационных залах, самолетах и т.д. Кроме того, одноразовую посуду используют для выезда на природу и в тех ситуациях, когда мытье обычной посуды невозможно или затруднено.

Рассмотрим виды одноразовой посуды по материалу изготовления. Рынок одноразовой посуды можно разделить на два больших сегмента: бумажная и пластиковая продукция. В свою очередь, последний сегмент делится на продукцию из полистирола (PS) и полипропилена (PP). 

Данной маркировкой обозначают продукцию, изготовленную из полистирола. Такую одноразовую посуду и контейнеры можно использовать только для холодных продуктов, так как при нагреве из материала в пищу могут попасть вредные токсины. Также в посуду из полистирола не рекомендуется наливать алкогольные напитки. Стоит отметить, что полистирол позволяет при производстве одноразовой посуды имитировать стекло, поэтому изделия из этого вещества чаще всего встречаются в высоком ценовом сегменте.


Данная маркировка означает, что продукция изготовлена из полипропилена. Посуда из этого материала способна выдер-живать температуру до +100 °С. Благодаря этому свойству такую посуду используют для горячей еды и напитков, а также для разогрева продуктов в микроволновой печи. Однако алкоголь в стаканы из полипропилена наливать нельзя, так как от соприкосновения со спиртом выделяются вредные для здоровья токсины.
На российском рынке одноразовой посуды действуют более 10 крупных игроков. Компании имеют широкую сеть сбыта, которая расширяется в основном за счет открытия филиалов в других городах. Все основные компании выпускают продукцию только под одной маркой, нет смысла вкладываться в продвижение других марок в силу специфики продукции. При этом ни одна из компаний 
не ограничивает свою деятельность  только выпуском одноразовой посуды, они производят или заказывают тару и упаковывают свою продукцию.
Отсутствие резких колебаний  потребительского спроса от года к году обеспечивает устойчивость рынка, который растет с постоянными темпами 5-6% в год. В 1990-е годы темпы роста рынка составляли 15-20%, при этом в 2001 году на российском рынке присутствовала только одна компания, производившая одноразовую посуду, а объем импорта был значительно выше сегодняшнего. Объемы производства одноразовой посуды в России за период с 2010 по 2015 год увеличились примерно на 45%. В 2011 году наблюдалось наименьшее значение объемов производства одноразовой посуды, наибольшее значение соответствовало 2014 году. 


ПРАВДА ОБ АББРЕВИАТУРЕ
В 1988 году Обществом пластмассовой промышленности была разработана система маркировки для всех видов пластика. Она состоит из трех стрелок в форме треугольника, внутри которого находится цифра, обозначающая тип пластика. Если на пластиковой посуде в треугольнике стоит цифра 1, а под ним написано PET, это значит, что она сделана из полиэтилентерефталата. Это сырье признано опасным для пищевого использования. 
К одноразовым пластиковым стаканчикам нужно относиться очень осторожно. Если на него нанесены латинские буквы PS – значит, сосуд сделан из полистирола. Холодные напитки из него пить можно, а вот горячий чай или кофе (с температурой +70 оС и выше) не стоит. Тот же эффект, если в полистироловую посудину налить горячительный напиток, например водку. Накопившийся в организме стирол стимулирует развитие цирроза печени.
Полистирол используется при изготовлении плит теплоизоляции зданий, пищевых упаковок, столовых приборов и чашек, коробок CD и прочих упаковок (пищевой пленки и пеноматериалов), игрушек, посуды, ручек и т.д. Материал является потенциально опасным, особенно в случае горения, поскольку содержит стирол.
Более безопасна посуда из полипропилена (маркировка PP). Она выдерживает температуру до +100 оС. 
Если маркировка на пластике отсутствует, отличить PS от PP можно на ощупь: полистирол хрустит и ломается, а полипропилен ­ мнется.
PETE или PET – полиэтилентерефталат. Обычно используется для бутылок минеральной воды, безалкогольных напитков и фруктовых соков, упаковок, блистеров, обивки. Такие пластики являются потенциально опасными для пищевого использования.
PEHD или HDPE – полиэтилен высокой плотности. Некоторые бутылки, фляги, а также в более общем плане полужесткая упаковка. Считается безопасным для пищевого применения.
ПВХ или PVC – поливинилхлорид. Используется для труб, трубок, садовой мебели, в напольных покрытиях, для оконных профилей, жалюзи, бутылок моющих средств и клеенки. Материал является потенциально опасным для пищевого использования, поскольку может содержать диоксины, бисфенол А, ртуть, кадмий.
LDPE или PEBD – полиэтилен низкой плотности. Брезенты, мусорные мешки, пакеты, пленки и гибкие емкости. Считается безопасным для пищевых целей.
OTHER или О ­ – прочие. К этой группе относится любой другой пластик, который не может быть включен в предыдущие группы. Поликарбонат не является токсичным для окружающей среды.


В последнее время ассортимент одноразовой посуды расширяется. Так, ассортимент тарелок представлен изделиями разного диаметра, формы и дизайна; кроме того, компаниями предлагается посуда новой формы, к примеру стаканчики с крышечкой для мороженого выпуклой формы, в середине которой вырезан круг небольшого диаметра.
Также стоит отметить появление инновационных продуктов на рынке. Сравнительно недавно на рынке одноразовой посуды возник сегмент, который пока занимает весьма небольшую долю. Это одноразовая посуда из экологичных материалов. Есть компании, которые изготавливают экологически чистую посуду, например из пальмовых веток,  или биоразлагаемую продукцию из натуральных компонентов.
Одной из основных мировых тенденций на рынке одноразовой посуды является производство посуды из биополимеров (материал на основе растительного сырья, разлагающийся за короткий срок). Это можно объяснить трендом на экологичность и защиту окружающей среды, актуальным в развитых странах. Но в России подобная посуда – импортная, своего налаженного производства пока нет. Появляются мелкие частные компании, но они нацелены на люксовую аудиторию и производят продукцию по индивидуальным заказам в малых объемах. Существует несколько биоупаковок для отдельных продуктов, но сейчас это, скорее, является маркетинговым ходом, так как в подобных упаковках содержится всего до 30% растительных материалов и разлагается упаковка практически так же долго, как обычный пластик. Основным сдерживающим фактором является цена, поскольку производство посуды из биополимеров обходится намного дороже обычного производства. Однако сейчас наблюдается постепенное снижение цены на такую посуду, что вскоре сделает ее вполне доступной.


Рынок одноразовой посуды условно можно разделить на три ценовых сегмента.
Посуда экономкласса. Обычная пластиковая и картонная посуда, контейнеры прозрачного или белого цвета.
Посуда средней ценовой категории. В этот сегмент входит пластиковая или картонная посуда с художественным оформлением.
Посуда верхнего ценового сегмента. К данному сегменту можно отнести посуду из полистирола, внешне не отличающуюся от обычной посуды, например рюмки.
Наиболее крупными сегментами являются по-прежнему средний и низкий. Однако стоит отметить рост объемов высокого ценового сегмента. За последние несколько лет быстрее всего увеличивался объем продаж именно этой ценовой категории. Спрос на качественную одноразовую посуду увеличивается на 40% ежегодно, что фактически в два раза выше роста рынка посуды экономкласса. Это связано с тем, что с ростом доходов населения растут и требования к качеству и дизайну посуды. В сегменте дорогой одноразовой посуды наиболее важными характеристиками являются яркость, качественный материал, инновационность формы и дизайна.
На рынке одноразовой посуды представлено более 100 игроков, из них в верхнем ценовом сегменте работают всего 5-8 компаний, на которые приходится почти половина рынка. Прежде всего, это Huhtamaki, крупнейший производитель одно-разовой посуды и упаковки в мире, а также «Артпласт», «Мистерия», компания «Альтернатива», «Мастер Кап» (завод «Диапазон») и «Интеко». На сегодняшний день доля одноразовой посуды высокой ценовой категории составляет не менее 15% в денежном выражении.
Спрос на одноразовую посуду стабилен, при этом в нем четко прослеживается влияние сезонности. Наибольшим спросом одноразовая посуда пользуется в период отпусков, в теплое время года, с мая по сентябрь, когда у большинства россиян есть возможность отправиться на природу, в путешествие, в частности добраться до места проведения отдыха на самолете. Авиакомпании, как и заведения общественного питания, – основной потребитель одноразовой посуды. Сезонность оказывает влияние на уровень спроса отдельных видов продукции. Например, в холодное время года повышенным спросом пользуются кофейные чашки и стаканы из полипропилена, продажи стаканов емкостью 200 мл из полистирола растут в весенние месяцы, а пик продаж стаканов 500 мл (пивных стаканов) приходится на конец весны – начало лета.


Основными тенденциями на российском рынке одноразовой посуды являются:
насыщение рынка. Снижение темпов роста по сравнению с более ранними годами дает основания предполагать, что рынок близок к точке насыщения;
развитие рынка в силу увеличения производства в регионах;
расширение ассортимента за счет инновационных методов и материалов.



По материалам аналитических 
справок профессионалов рынка 
и маркетинговых компаний 

Главная | Текущий номер | О журнале | Выставки | Новости | Архив | Подписка | Рекламодателям | Авторам | Контакты | Наши партнеры
Содержание
Слово редактора
Слово редактора
Производители
Teflon™ Profile от Chemours
Microplane. Почему №1?
Восток, дело тонкое
Дистрибьюторы
Английские традиции Denby
Календарь выставок
Календарь выставок
Выставки
LIFESTYLE ПО-МИЛАНСКИ
Ambiente. Красота спасет мир
Весенний HouseHold 2017. Мал золотник, да дорог!
«Ладья» плывет! «Ладье» дорогу!
По горячим следам Chicago. MсCormick Place. Magazine Posuda. Выставка
2017 IHA Global Innovation Award Finalists Honoring product design excellence
Соцопрос
Мнения участников рынка
Мнение
Будни оптовика
Что мы наблюдаем на посудном рынке
Ритейл
Посуда из фарфора и керамики: что предлагают сети?
История марки
Lubiana. Нежность и изысканность
Живое стекло Венеции
Стильные штучки
БЕССПОРНОЕ СОВЕРШЕНСТВО!
ЭТО УДОБНО!
ВЕСЕЛЫЙ ОМЛЕТ!
АППЕТИТНОЕ РЕШЕНИЕ!
УЖЕ КЛАССИКА!
ТОРЖЕСТВО ЭЛЕГАНТНОСТИ!
СТИЛЬНО И ПРАКТИЧНО!
ЧУГУН - ВСЕМУ ГОЛОВА!
ВОТ ЭТО СОЛОНКА!
НАЛИВАЙ И РАЗЛИВАЙ!
СОХРАНИМ КРАСИВО!
ИЗВЕСТНЫЙ БРЕНД, НОВАЯ КОЛЛЕКЦИЯ
ДЛЯ МАСЛЕНИЦЫ И НЕ ТОЛЬКО!
МОРОЖЕНОЕ В РОЖКЕ!
ЛЮБИМАЯ «ШАРМАНКА»
КОЛЛЕКЦИОННЫЕ СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ!
МЕЛОЧЬ, А ПРИЯТНО!
КУСОЧЕК СЫРА ПРЕВРАЩАЕТСЯ...
ПОДРУМЯНИВАЕТСЯ НА ГЛАЗАХ!
ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ!
Все права защищены. © 2005 Журнал "Посуда Инфо" (использование материалов только с согласия редакции)