Журнал Посуда Инфо
От профессионалов. Для профессионалов. О профессионалах.
Меню
Русский English
На главную
Главная
Текущий номер
О журнале
Выставки
Новости
Архив
Подписка
Рекламодателям
Авторам
Контакты
Наши партнеры
Реклама
















Живое стекло Венеции



Венеция полна тайн: мощи св. апостола Марка, Палаццо дожей, карнавал с сотнями пугающих и влекущих масок и, конечно, вода, которая грозит однажды поглотить город и отправить его в небытие, подобно великой и непознанной Атлантиде. Среди этих венецианских чудес можно назвать и тончайшее муранское стекло, история которого похожа на увлекательный старинный роман, а современность на обложку гламурного журнала.

Перипетии стеклянной судьбы
В 1204 году властитель Венеции Энрико Дандоло во время Четвертого крестового похода сумел покорить Константинополь и возвратился домой с бесчисленными образцами восточного стекла. Именно он и положил начало стекольной промышленности у себя на родине. К концу XIII века количество стекольных предприятий настолько выросло, что постоянные пожары, возникавшие на них, грозили уничтожить весь город. Поэтому в 1291 году власти приняли решение перенести все огнеопасное производство за черту города. Более того, не оставлять его на континенте! Идеальным местом стали острова: здесь легко было контролировать работу ремесленников, следить за сбором налогов, но главное – сохранить тайну, однажды уже выкраденную у Византии. Главный остров, находящийся в 1,5 км от Венеции, – Мурано стал прибежищем стеклянного чуда Европы. Слава муранского стекла в XV-XVI веках была поистине оглушительной. Венецианские дожи подносили изделия с Мурано в качестве драгоценных подарков важным персонам, посещавшим город. Большинство знатных людей Европы желали иметь у себя какой-нибудь стеклянный предмет, являвшийся атрибутом власти и богатства. В те времена в моде были объемные чаши и блюда на крепких ножках; яйцевидные кувшины с коротким горлышком и высокой, элегантно изогнутой ручкой; сосуды для напитков, напоминающие позднеготические кубки; стаканы, имеющие вид воронки на низкой ножке. Кувшины, графины, фляги, вазы, солонки, чаши, бокалы изготовлялись на острове Мурано в огромных количествах. Наибольшей популярностью пользовались сосуды для питья в виде птиц, китов, тритонов и львов, колоколен и бочек и особенно,  галер и гондол (эти маленькие стеклянные кораблики, по счастью, сохранились в музеях Западной Европы).
Предметы из прозрачного бесцветного стекла так же, как и цветные стеклянные изделия, декорировались обычно наваренными деталями: розетками, масками, выпуклостями в виде капель и пузырей; края сосудов делались волнистыми и изогнутыми. Нередко роль причудливых и в то же время функциональных украшений выполняли птичьи и звериные хвосты, лапы, крылья, гребешки.
Муранское стекло ценилось не только за дизайн, но и, прежде всего, за свою необычайную тонкость. Сосуды смущали своей невесомостью, стеклянная масса поражала феноменальной чистотой и прозрачностью. В муранское стекло не вводился свинец, необходимый для создания хрусталя, оно всегда оставалось только стеклом, но стеклом, доведенным до уровня хрусталя. Поэтому неудивительно, что находилось много охотников позаимствовать секрет Мурано. Власти зорко следили за своей  тайной. Запрещалось вывозить за границу даже материал для стеклянной массы, а за попытку мастера покинуть страну его ожидала смерть. Однако хитрый министр Людовика XIV Кольбер смог подкупить трех ремесленников и вывезти их, а заодно и рецепт изготовления «волшебных стекол» во Францию. В ту пору «волшебными стеклами» назывались зеркала, которые ценились дорого. Так, полутораметровое зеркальное полотно стоило во Франции втрое больше картины Рафаэля. XVII век принес венецианцам разочарование. Торговые преимущества города на воде были подорваны, с ним успешно конкурировали столицы Франции и Моравии. К тому же европейские вкусы менялись: изящное муранское стекло уступило свои позиции тяжелому граненому стеклу Богемии и Силезии. Закат эры венецианского стекла был поистине трагическим. В 1797 году наполеоновские войска оккупировали Венецию и уничтожили все цеха и фабрики по производству стекла. Затем в 1814 году Венеция была присоединена к австрийской империи Габсбургов, покровительствующих богемскому стеклу, так что на этом, возможно, и закончилась бы славная история венецианского чуда…
Как Феникс из пепла, в середине XIX века восстало и вновь засверкало стекло столь уникального свойства. Этому способствовали шесть братьев по фамилии Тосо, основавшие сначала фабрику по производству бытового стекла, но вскоре решившие воскресить славу стекла элитарного. В этом начинании их поддержал адвокат Антонио Сальвияти открытием собственной фабрики. Впоследствии, когда Венеция освободилась из-под гнета Габсбургов, нашлись местные самородки, сумевшие в полной мере воссоздать и развить сложную технику стеклянного производства.
Например, уже в XX веке Джакомо Каппеллин и Паоло Венини – владельцы компании Vetri Soffiati Muranesi Cappellin, Venini & Cо стали законодателями моды в области модерна; и с тех пор ни одна выставка уже не обходилась без работ представителей этой школы.



ЖИВОЕ СТЕКЛО murano glass 
Как утверждают знатоки ремесла, стекло – самый сложный в обработке материал. С ним можно работать, только когда оно находится в расплавленном виде: упущенное время - всегда упущенные возможности. Поэтому стеклодувы относятся к стеклу как к живому существу - настолько оно капризно, требует внимания и знания, которое приходит только с опытом. Особенно это относится к муранскому стеклу, которое хранит в себе память многовековой необычайной истории. Вот почему настоящее murano glass - это всегда ручная работа, хотя сейчас на острове существуют фабрики, где используют современную технику. Но это уже, что называется, «от лукавого». Выдувание –вот единственно верная техника для изделий такого уровня.





Мастер вооружается железной трубкой, на треть покрытой деревом (чтобы не обжигать руки) и снабженной на одном конце мундштуком, а на другом - грушевидным утолщением для набирания стекла. Ее конец, нагретый на огне, окунается в расплавленную стеклянную массу, которая легко пристает к трубке, образуя горячий ком. Быстро вынув трубку из печи, мастер сразу дует в нее с противоположного конца. В стеклянном кубе образуется полое пространство, увеличивающееся по мере того, как в него вдувается воздух. При этом мастер держит всю массу на весу, каким бы тяжелым ни было будущее изделие, и одновременно формирует его при помощи инструментов. Таким способом изготавливаются и мелкая стеклянная посуда, и большие зеркальные стекла. За две тысячи лет железная трубка стеклодела не претерпела никаких изменений и не подверглась усовершенствованиям. Бесцветное муранское стекло за свою невероятную прозрачность так и называется: cristallo. Никаких красок для создания цветного стекла мастера не используют. В качестве колора применяют окиси металлов: железа - для зеленого цвета, меди –  для зеленого и красного, олова – для молочно белого, золота – для рубинового, кобальта – для синего. Золотые и серебряные тона достигаются введением золотой и серебряной фольги.
Существует множество техник, позволяющих экспериментировать со стеклом. Вот некоторые из них. 

Филигранная техника

Данная техника – введение в бесцветную стеклянную массу стеклянных нитей, чаще всего молочного цвета. Нити эти, обыкновенно спирально скрученные, представляют бесконечно разнообразные сплетения. В процессе обработки эти нити укладывают в металлическую форму вдоль стенок. Затем в эту форму вдувают комок прозрачного стекла, полоски пристают к нему. Комок окунают еще раз в жидкое стекло и уже после этого выдувают из него кувшин или бокал, внутри стенок которого оказывается сетка из стеклянных нитей. Как правило, в каждую клеточку сетки помещается воздушная капля.

Агатовое стекло

Агатовое (мраморное) стекло – одно из разновидностей венецианского стекла – состоит из различно расположенных и различно окрашенных слоев, составляющих узоры, подобные агату или мрамору, с богатым разнообразием окрасок и узоров.
Авантюриновое стекло

Особенно красиво. На отшлифованной поверхности желтовато-коричневого стекла находится бесчисленное множество блестящих точек, производящих эффект мерцания. Это стекло с кристаллическими включениями хрома, железосодержащих соединений или меди. Внешне напоминает природный минерал авантюрин.
Мозаичное стекло

Техника «миллефиори». Берутся разноцветные стеклянные нити и спаиваются в узкий цилиндрический прут. Затем этот прут разрезается как хлебный батон (его сечение имеет вид звездочки, розетки или какой-либо симметричной фигуры), после чего полученные пластинки вводятся в стеклянную массу. Изделия из мозаичного стекла пестры и словно сотканы из звездочек или мелких цветочков.

Кракелаж

Эффектный способ украшения изделий из муранского стекла. Узор получается при погружении предмета, внутри которого поддерживается высокая температура, в холодную воду. Внешний слой покрывается бесчисленными трещинками, которые, однако, не проникают в толщу стекла. Еще один вариант декора - «пулегозо» основан на эффекте пузырьков воздуха внутри стекла, которые образуются при погружении раскаленного стекла в воду и его немедленном возвращении в печь.
В настоящее время бокалы муранского стекла из-за их сравнительно высокой цены присутствуют в домах настоящих ценителей прекрасного. На выставках можно любоваться изделиями с острова Мурано не часто. На выставке HOMI, ежегодно проходящей в Милане в январе и в сентябре, несколько компаний представляют эти изысканные изделия, мимо которых, несомненно,  никто не может пройти без любования. 



Наталья Дрошнева
В статье использованы
материалы сайтов
www.svetnadom.ru,
www.venezia.ru, www.navazio.ru
Главная | Текущий номер | О журнале | Выставки | Новости | Архив | Подписка | Рекламодателям | Авторам | Контакты | Наши партнеры
Содержание
Слово редактора
Слово редактора
Производители
Teflon™ Profile от Chemours
Microplane. Почему №1?
Восток, дело тонкое
Дистрибьюторы
Английские традиции Denby
Календарь выставок
Календарь выставок
Выставки
LIFESTYLE ПО-МИЛАНСКИ
Ambiente. Красота спасет мир
Весенний HouseHold 2017. Мал золотник, да дорог!
«Ладья» плывет! «Ладье» дорогу!
По горячим следам Chicago. MсCormick Place. Magazine Posuda. Выставка
2017 IHA Global Innovation Award Finalists Honoring product design excellence
Соцопрос
Мнения участников рынка
Мнение
Будни оптовика
Что мы наблюдаем на посудном рынке
Ритейл
Посуда из фарфора и керамики: что предлагают сети?
История марки
Lubiana. Нежность и изысканность
Живое стекло Венеции
Стильные штучки
БЕССПОРНОЕ СОВЕРШЕНСТВО!
ЭТО УДОБНО!
ВЕСЕЛЫЙ ОМЛЕТ!
АППЕТИТНОЕ РЕШЕНИЕ!
УЖЕ КЛАССИКА!
ТОРЖЕСТВО ЭЛЕГАНТНОСТИ!
СТИЛЬНО И ПРАКТИЧНО!
ЧУГУН - ВСЕМУ ГОЛОВА!
ВОТ ЭТО СОЛОНКА!
НАЛИВАЙ И РАЗЛИВАЙ!
СОХРАНИМ КРАСИВО!
ИЗВЕСТНЫЙ БРЕНД, НОВАЯ КОЛЛЕКЦИЯ
ДЛЯ МАСЛЕНИЦЫ И НЕ ТОЛЬКО!
МОРОЖЕНОЕ В РОЖКЕ!
ЛЮБИМАЯ «ШАРМАНКА»
КОЛЛЕКЦИОННЫЕ СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ!
МЕЛОЧЬ, А ПРИЯТНО!
КУСОЧЕК СЫРА ПРЕВРАЩАЕТСЯ...
ПОДРУМЯНИВАЕТСЯ НА ГЛАЗАХ!
ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ!
Все права защищены. © 2005 Журнал "Посуда Инфо" (использование материалов только с согласия редакции)