Журнал Посуда Инфо
От профессионалов. Для профессионалов. О профессионалах.
Меню
Русский English
На главную
Главная
Текущий номер
О журнале
Выставки
Новости
Архив
Подписка
Рекламодателям
Авторам
Контакты
Наши партнеры
Реклама





Rambler's Top100 

 

Подписка на новости

 

Посудные рынки Белоруссии и России. Профессиональный взгляд


О том, как складываются взаимоотношения между производителями и потребителями посудных изделий на российско-белорусской территории, мы попросили рассказать одного из экспертов посудных рынков Белоруссии и России, специалиста по производству посуды из нержавеющей стали Илью Петунова (И.П.).



Получив в наследство от бывшего СССР производственную базу для выпуска посудных изделий, рынки кухонной и столовой утвари Белоруссии и России имеют ряд отличий. Однако это не мешает в ряде случаев предлагать вполне конкурентоспособную посуду, которая востребована современным покупателем. 

Корр.: – Как вы оцениваете уровень насыщения посудной продукцией, в частности кухонной посудой, рынков России и Белоруссии?
И.П.: – Насыщенность рынков посудой достаточно высокая, хотя если оценивать качественный уровень этого насыщения, то он по-прежнему невысок. На рынках, увы, превалирует низкосортный китайский ширпотреб.
Корр.: – Насколько сегодня российский потребитель нуждается в столовой и кухонной посуде, произведенной в Белоруссии? Чем привлекательна для жителей России белорусская посуда и кухонная утварь?
И.П.: – Белорусская посуда действительно привлекательна для жителей России. Прежде всего, за счет доступной цены, добротности и качества. Но на российском рынке она представлена ограниченно. Это связано со сложившейся системой дистрибуции продукции на российском рынке и политикой федеральных торговых сетей.
Корр.: – В чем здесь основные различия и схожие черты белорусских и российских производителей?
И.П.: – Самые крупные производства посуды Белоруссии и России достались в наследство от СССР. То есть основа – общая. Правда, в Белоруссии предприятия в основном имеют государственную форму собственности («Крамет», ДФЗ, «Неман»), хотя формально и являются ОАО. Как и прежде, продукция белорусских предприятий ориентирована в основном на внутренний рынок из-за отсутствия должного экспортного потенциала.


Корр.: – Некоторые участники рынка не видят отличий в посуде, произведенной на территории Белоруссии и на территории России, полагая, что это товар примерно одного уровня качества и цены. Что вы можете сказать по этому поводу?
И.П.: – Отчасти, в отношении некоторых видов посуды, такое мнение соответствует действительности. Но в большей степени качество связано с конкретным производителем (торговой маркой) и достигнутым им технологическим уровнем, нежели с какой-то конкретной страной. Так что согласиться с точкой зрения, что все производители России и Белоруссии предлагают равнозначную по качеству продукцию, не могу. Это все равно что сравнивать производителей посуды из других стран, закрывая глаза на бренды.
Корр.: – Что сегодня нужно в первую очередь конечному потребителю посудных изделий и может ли он удовлетворить свои потребности в полном объеме?
И.П.: – Та посуда, что сейчас продается в наших магазинах, – это продукт компромисса между интересами и возможностями изготовителя и потребностями и финансовыми возможностями потребителя. Безусловно, потребителя в первую очередь интересует максимально возможное качество при разумной цене. К сожалению, нынешний уровень доходов потребителей не всегда способен обеспечить этот интерес. Положительным моментом в этом плане могут быть различные акции, в ходе которых покупатель может получить возможность приобретения посуды с ощутимой скидкой по цене. Хотя к таким мероприятиям, как акции, надо относиться с большой степенью осторожности. Нередко продавцы пользуются акциями для сбыта залежалого или не очень качественного товара.
Корр.: – В какой степени, на ваш взгляд, система ценообразования на посудную продукцию исходит из уровня доходов населения?
И.П.: – Ценообразование в любом случае основывается на материальных и иных затратах, связанных с производством. Любое производство должно быть рентабельным. Что касается доходов населения, то они определяют степень доступности той или иной продукции. Если говорить о так называемом посудном экономсегменте, формируемом матрицами закупок торговых сетей, то цена закупки является, по сути, определяющим фактором при выборе поставщика и производителя. Эта цена должна обеспечить ритейлеру определенный уровень доходности продаж и при этом не выйти за рамки сформировавшегося ценового уровня на аналогичные изделия у конкурентов. При таком принципе ценообразования ни о каком качестве и соответствии стандартам посуды, как правило, речь не идет. Иное дело – ценообразование изделий премиум-сегмента посуды, которое зависит в большей степени от престижности торговой марки и системы продаж (Direct sale, MLM и т.д.).
Корр.: – Известны ли вам примеры российско-белорусских предприятий, занимающихся выпуском посуды?
И.П.: – Да, это, например, СЗАО «Завод «Сантэкс» (www.santex.by), занимающееся выпуском стальной эмалированной посуды.
Корр.: – Что изменилось за последние 3-4 года в системе распространения, реализации (дистрибуции) посуды? Как это отразилось на потребительском спросе и деятельности предприятий-производителей?
И.П.: –  Каких-то существенных изменений в этой системе, которая сформировалась уже более 20 лет назад, за последние 3-4 года не произошло. По-прежнему в Белоруссии превалирует двухзвенная структура (производитель – ритейлер), в Россий ской Федерации трех- или четырехзвенная структура (производитель – крупный федеральный оптовик – мелкий региональный ритейлер). Создание собственной товаропроводящей сети производителями и крупными оптовиками – это весьма затратный и зачастую нерентабельный проект.
Корр.: – Очень часто получить достоверную, исчерпывающую информацию о приобретаемой посуде конечный потребитель не может. Кто, на ваш взгляд, должен владеть такой информацией, к кому обращаться в случае возникновения споров, недоверия к продавцу и при других скользких ситуациях?
И.П.: – Законодательством (Законом о защите прав потребителей) четко определено, что потребитель имеет полное право на получение достоверной и исчерпывающей информации о приобретаемом товаре. Но парадокс состоит в том, что в Российской Федерации до сих пор на законодательном уровне четко не установлены критерии этой самой достаточности и исчерпывания. В Белоруссии в этом отношении дело обстоит лучше – есть действующий стандарт о предоставлении информации о непродовольственных товарах (СТБ 1400-2009), в котором прописан минимально необходимый объем информации, который должен предоставить о товаре продавец (изготовитель). А в Законе о защите прав потребителей (ст. 16) предусмотрена ответственность продавца (изготовителя) за достоверность этой информации. Законодательство предусматривает также проведение экспертизы достоверности информации о товаре. В любом случае законодательство обязывает именно продавца обеспечить право потребителя на получение полной и достоверной информации о товаре в месте продажи. Недоверие к продавцу может быть реализовано через право потребителя на свободный выбор товара/услуги. То есть, проще говоря, не стоит покупать товар, который продает такой продавец.
Корр.: – Насколько изменились за последние 2-3 года требования к поставщикам посуды у сетей и розничных магазинов?
И.П.: – Требования к поставщикам посуды ужесточились. Это касается как упаковки, так и маркировки товара в соответствии с принятыми на предприятии торговли системами учета товаров, а также обеспечения соответствия этой маркировки действующим стандартам.
Корр.: – Что в первую очередь отличает сегодня посуду средней ценовой категории и категории «средний плюс» от высокой и премиальной ценовых категорий?
И.П.: – Нынешний рынок стал достаточно сегментированным. То есть предприятия торговли предпочитают специализироваться на посуде того или иного ценового сегмента. Хотя четко определенной грани между ценовыми категориями не существует. Все зависит от политики бренда. Характерный пример смещения марок премиального сегмента в средний и порой даже эконом – это так называемые акции лояльности.
Корр.: –  В какой степени проводимая политика импортозамещения в России способна решить вопрос насыщения посудными изделиями потребностей современных покупателей?
И.П.: – Политика импортозамещения дает свои ощутимые плоды там, где она опирается на имеющиеся у страны внутренние, конкурентоспособные на мировом уровне сырьевые и трудовые ресурсы. Если таковые отсутствуют, то любые ограничительные меры в виде санкций и эмбарго и торговый протекционизм неизбежно приводят к ограничению конкуренции и росту цен. Как показывает многолетняя практика, те отрасли посудного производства в России, которые исконно опирались на внутренние сырьевые источники, были менее подвержены кризисным явлениям, связанным с валютными кризисами. А те, кто использовал преференционный режим, путем лоббирования введения различных мер нетарифного регулирования, наоборот, потеряли остатки своей конкурентоспособности даже на внутреннем рынке.



Главная | Текущий номер | О журнале | Выставки | Новости | Архив | Подписка | Рекламодателям | Авторам | Контакты | Наши партнеры
Содержание
Слово редактора
Здравствуйте, дорогой любимый читатель!
Партнеры
Предновогоднее путешествие по Европе с Торговым домом Kurkoff
Мнение специалиста
Потребность в качественной антипригарной посуде сохраняется
Дистрибьюторы
Искусство дарить красоту
Силикон вдохновляет!
DOSH I HOME для детей и их родителей
Выставки
Праздник ретейла в Чикаго
Анализ и прогноз
Новый год к нам мчится!
Импорт фарфоровой посуды вчера и сегодня. Что мы знаем об этом?
Провожая 2017 год
Событие
Дом Фарфора #RUSSKOE
Сервировка
Как встретишь Новый год, так его и проведешь
Рынок
Посуда в онлайне: перспективы на 2018 год
Стильные штучки
Стильные штучки
Хозторг
Хозяйственные товары
Аксессуары для кухни
Все права защищены. © 2005 Журнал "Посуда Инфо" (использование материалов только с согласия редакции)