Журнал Посуда Инфо
От профессионалов. Для профессионалов. О профессионалах.
Меню
Русский English
На главную
Главная
Текущий номер
О журнале
Выставки
Новости
Архив
Подписка
Рекламодателям
Авторам
Контакты
Наши партнеры
Реклама



Rambler's Top100 

 

Подписка на новости

 

Путь от глины до изделия


Единого способа получения изделий из керамики не существует. Каждый производитель действует согласно  собственной схеме производства и придерживается своего рецепта подготавливаемого сырья. 
Даже такие  процессы, как формование (формовка), отливка, сушка, могут иметь свои особенности, связанные с  используемым оборудованием и многолетними традициями. Сегодня мы хотим поделиться с читателями  описанием производственного цикла известного предприятия «Псковский гончар».

Выбор на эту компанию пал случайно и означает только одно. В будущем номере мы постараемся рассказать  о производственном процессе другого производителя керамической утвари. Когда речь идет о керамике, то  в первую очередь мы представляем в уме майоликовые изделия: толстостенные, с пористым «черепком»,  теплого красноватого оттенка, расписанные вручную кистью мастерицы. В целом все это верно. Единственное, что можно добавить, – это то, что в последние годы производство майоликовой посуды  происходит с учетом дизайнерских веяний, вследствие чего вид как кухонного, так и столового ассортимента  преобразился и продолжает преображаться, вызывая все большее любопытство у покупателей.

Предприятие «Псковский гончар» традиционно использует местную красножгущуюся глину, добываемую на
расположенном поблизости Луковском месторождении. Глина поступает в хранилище на открытом воздухе,  где вылеживается в течение года. Оттуда она поступает в мельницы. Затем ее преобразуют в формовочный  шликер.
Это специальная масса, подготовленная к дальнейшей работе. Состав шликера на каждом керамическом предприятии свой. Шликер фильтруется в фильтр-прессе, вследствие чего получаются так называемые  «коржи», которые затем пропускаются через вакуум-пресс и разрезаются на «валюшки» нужного диаметра.  

Получение коржей

«Валюшки»

«Валюшки» поступают на формовочные полуавтоматы, пресс и ручную лепку. Формовочные полуавтоматы создают форму будущего глиняного изделия, или, иначе говоря, заготовку или «сырец», которую впоследствии будут глазуровать (глазуровка утельного изделия), расписывать и обжигать. Помимо формования в полуавтоматах, заготовки можно получать методом литья в гипсовые формы (для создания таких форм используется специальная маточная модель изделия). 

Маточная модель изделия для тиражирования
гипсовых форм (для заливки шликером)

Формовка

Прессование

Полученный литейный шликер закачивается в бочки на рабочие места отливщиков. Шликер заливается в гипсовые формы. После определенного набора «черепка» изделия вынимаются из форм. У них обрезаются «швы», они зачищаются,  замываются и отправляются на сушку.

Заготовка после заливки

Обработка отлитой заготовки перед сушкой

Высушенные изделия затем проходят первичный обжиг (утельный), который нужен, чтобы придать им достаточную механическую прочность для последующих операций. Температура первичного обжига 930 оС. При декорировании посудной группы до первого обжига, сохраняя традиции, используется ангобная роспись. Это роспись цветными глинами по сырому «черепку» грушей и поливами с дальнейшей процарапкой. Перед вторичным обжигом на изделия с ангобной росписью наносится либо прозрачная глазурь методом  окунания, либо полупрозрачная, а также цветная с помощью аэрографа.

Ангобная роспись

Загрузка «сырца» на первичный обжиг в туннельную печь

Глазуровка утельного изделия (после первичного обжига)

Замывка донышка изделия после глазуровки на замывочном круге

После первичного обжига изделия покрываются эмалью и далее декорируются при помощи разнообразных техник. Художники используют при декорировании посуды, напольных ваз, панно и сувенирного  ассортимента цветные глазури, рельефный орнамент с подцветкой и кистевую подглазурную роспись по сырой эмали жаростойкими пигментами. Изображения закрепляются прозрачной бессвинцовой глазурью. 

Роспись глазурями

Кистевая роспись пигментами

Загрузка колпаковой печи (вторичный обжиг)

Второй (вторичный) обжиг, политой, происходит при температуре 960-1000 оС. Обожженные изделия сортируются по качеству и упаковываются в гофрированные коробки или в пленку на  термоусадочных машинах.


Изделия «Псковского гончара», как и других предприятий народных художественных промыслов, можно встретить на всей территории России. Удивительно, но более 350 лет (официально задокументированных) технологический процесс не меняется, состав глины остается прежним!
Достоинствами последней является малая усадка после литья, формовки и прессования. Изделия «держат» форму и не деформируются при сушке, какой бы сложности и размера они ни были.


Из всех российских предприятий только «Псковский гончар» выпускает блюда диаметром 38 см, которые производятся на полуавтоматических станках, а не набиваются вручную или отливаются. Только здесь коллективу специалистов удалось наладить как выпуск «домашней» повседневной посуды, так и освоить  собственную сложную подглазурную роспись от «цветочков» до портретных и архитектурных изображений  без использования деколей.
Главная | Текущий номер | О журнале | Выставки | Новости | Архив | Подписка | Рекламодателям | Авторам | Контакты | Наши партнеры
Содержание
Слово редактора
Слово редактора
Мероприятие
Пир на весь мир!
Новые грани Сristal d’Arques Paris
Наши партнеры
Создаем атмосферу для новогодних праздников
Горячие напитки в любое время и в любом месте
Домашняя кондитерская фабрика
Выставки
"Ладья. Зимняя сказка - 2017" приглашает!
Путешествие в мир экспериментов с HOMI
Российские промыслы покоряют Париж
HOUSEHOLD EXPO – то, что надо!
«Живой источник» истории в Манеже
Праздник ретейла в Чикаго
Рынок
Потребительские тенденции на рынке посуды
Оживление на посудном рынке
Маркетинг
Продвижение посуды с помощью групп в социальных сетях
Производители
Путь от глины до изделия
Разговор
Керамика: мнение художника
Ретейл
Торговый зал. Важность первой встречи
Такие разные магазины
Стильные штучки
Новогодняя сервировка!
Не горишь ли ты? Сейчас пощупаем!
«Раз-два» – и вишенки без косточек!
Полезный модуль на вашей кухне!
Аккуратность и удобство прежде всего!
Такие разные овощи!
Красиво и эргономично!
Качество вне времени!
Такой чугун нужен всем!
Элегантность хозяйки – всегда к столу!
Все права защищены. © 2005 Журнал "Посуда Инфо" (использование материалов только с согласия редакции)