Журнал Посуда Инфо
От профессионалов. Для профессионалов. О профессионалах.
Меню
Русский English
На главную
Главная
Текущий номер
О журнале
Выставки
Новости
Архив
Подписка
Рекламодателям
Авторам
Контакты
Наши партнеры
Реклама



 

Подписка на новости

 

Импорт фарфоровой посуды вчера и сегодня. Что мы знаем об этом?


Ежегодно импорт фарфора и фаянса растет на 20-30% (за исключением  кратковременных периодов), что говорит о снижении отечественного  производства и постепенном замещении этого сектора посудой из-за  границы.

Доля разных стран в импорте изделий из фарфора в РФ в стоимостном  выражении по ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической  деятельности) по итогам 2016 года (объем всего импорта в РФ в 2016 году принят за  100%) (источник: Таможенная служба)


Фарфорово-фаянсовая, а также керамическая продукция в России условно  представлена тремя группами. Первая – это дешевый товар низкого  качества, в основном из Азии. Вторая группа – посуда, произведенная в  Чехии, России, Китае, хорошего качества и доступной цены. И третья –  дорогой элитный фарфор из Великобритании, Германии, США, Польши,  имеющий высокую художественную и эстетическую ценность.

В 2008 году импорт фарфора в РФ в стоимостном выражении составил  $663 млн. Из-за кризиса в 2009 году поставки фарфора снизились на 35- 40%, однако в 2010 году этот показатель повысился в среднем на 15-20%  по сравнению с 2009 годом. Общий объем импорта фарфора в 2016 году  составил около $40 млн. Лидерами ввозимого в Россию фарфора в  стоимостном выражении за 2016 год стали Китай и Беларусь – на эти 2  страны в совокупности приходится свыше 67% импорта, или порядка $280  млн. При этом по стоимости объем импортируемых изделий из Китая  значительно превышает объем ввозимого белорусского фарфора. Если  китайские поставщики экспортировали в РФ 682,5 тыс. т при общей  стоимости $180 млн, то Беларусь поставила 525 тыс. т продукции на  общую сумму $90 млн. Интересно, что в поставках из КНР в большем  объеме, по сравнению с прошлыми годами, присутствует готовая  продукция, а полуфабрикаты (например, «белье») отстают: сказываются  традиции производства фарфоровых изделий и сравнительно невысокая  цена готовой продукции для конечного потребителя. Ранее в числе  заметных поставщиков на российском рынке присутствовали украинские  производители, однако ввиду политических факторов в настоящее время  доля Украины в общем объеме импортируемого фарфора невелика.

На сегодняшний день лучше всего продается качественная посуда по сходной цене. Для покупателя важно сочетание внешнего вида,  качества и ассортимента. К тому же он выбирает вещи под стиль своей  жизни и вкусовые предпочтения. Поэтому рынок посуды для  повседневного использования расширяется. На постсоветском  пространстве посуда воспринимается как атрибут обеспеченности и  достатка хозяев.
Если в столице представлены многие мировые производители и рынок  распределен, то в регионах еще возможно продвинуть новую марку  посуды. 

В 2011 году на территорию РФ официально было завезено 52,8 тыс. т  фарфоровой посуды стоимостью около $478,7 млн (здесь и далее – в  розничных ценах), в 2012 году – 55,3 тыс. т стоимостью $490,7 млн, а в  2013-м объем упал до 39,2 тыс. т стоимостью $376,7 млн.

Российские потребители выбирают проверенные временем форму,  качество, текстуру, цвет – классику, популярную и в других странах.  Немногие разбираются в тонкостях изготовления посуды, поэтому мало  кто различает твердый и костяной фарфор. Окончательный выбор  делается исходя из вкусовых предпочтений. В столице популярна классика,  а в регионах – цветочный декор. В целом радикальность не свойственна  россиянам.
По итогам 2015 года производство столовой и кухонной посуды, бытовых  изделий из фарфора в натуральном выражении преодолело свой  минимум и в настоящий момент имеет устойчивую восстановительную  динамику. 
Согласно исследованию рынка фарфоровой посуды,  совокупный прирост объемов производства за 2015 год составил 25%.  Среди причин роста производства представители ООО «Башкирский  Фарфор» и ПК «Дулевский Фарфор» называют девальвацию  национальной валюты. Так, стоимость импортной фарфоровой посуды  значительно возросла, в том числе из-за повышения тарифов на  логистические услуги; соответственно, продукция российских  производителей стала более привлекательна по цене для конечных  потребителей.
Драйвером производства также послужила поддержка со стороны  государства: в 2013 году были введены таможенные пошлины на ввоз  фарфора в Россию, что значительно снизило уровень конкуренции с  китайской продукцией и оказало поддержку отечественному  производителю. Однако в 2016 году срок действия таможенной пошлины  истек, поэтому представители ПК «Дулевский Фарфор» опасаются  сокращения объемов производства в ближайшей перспективе на фоне  возможного увеличения дешевого импорта. Коммерческий директор  ООО «Башкирский Фарфор» Александр Казаков отмечает, что отрасли  может помочь увеличение количества госзаказов и урегулирование  стандартов качества со стороны государства (эта мера может  поспособствовать уходу с рынка фарфора в России иностранных  производителей, выпускающих низкокачественную дешевую продукцию).

Как видно из графика, 2011 и 2012 годы были более или менее  сопоставимы по динамике, а в 2013 году наблюдается резкое ухудшение  ситуации. Снижение объемов импорта фарфоровой посуды началось во II  квартале, что, по всей видимости, отражает общее угнетенное состояние  рынка посуды. В III квартале 2013 года по отношению к III кварталу 2012  года наблюдался небольшой рост, скорее всего вызванный тем, что в  преддверии введения пошлин импортеры старались сделать запасы.  Четвертый квартал (обычно – разгар сезона продаж) стал просто  катастрофичным – по сравнению с аналогичным периодом 2012 года  импорт фарфоровой посуды упал в натуральном выражении в 3,5 раза!

Резкому падению, возможно, способствовал и синергетический эффект.  Мало того, что спрос на рынке столовой посуды в течение 2013 года был  плохим, так еще начиная с октября импортная фарфоровая посуда в  среднем подорожала более чем в 1,5 раза в валютной стоимости, плюс к  этому начал падать рубль. В дешевом (и самом массовом) сегменте цены  на импортную посуду выросли в несколько раз, что сделало  бессмысленными ее закупки.

Введение заградительных пошлин сильно нарушило баланс. В IV квартале  2013 года заметно снизилась доля Китая (до 64,74%), на второе место  вышла Малайзия (5,51%), третье место сохранила Чехия (5,35%), на  четвертом оказалась Турция (4,62%) и на пятом – ОАЭ (4,24%). Импортные  поставки фарфоровой посуды из Украины фактически прекратились.

Таким образом, можно отметить, что первые месяцы действия  заградительных пошлин на фарфор оказались очень эффективными с  точки зрения сокращения импорта. И не удивительно, что Украина тоже  последовала по этому пути. С утратой российского рынка украинское  производство фарфоровой посуды оказалось на грани исчезновения, и  установление барьеров на пути дешевого импорта является едва ли не  последним шансом сохранить заводы.

Сегодня отмена заградительных пошлин уже простимулировала новые  заказы в КНР, и что из этого выйдет, покажет самое ближайшее будущее.
Главная | Текущий номер | О журнале | Выставки | Новости | Архив | Подписка | Рекламодателям | Авторам | Контакты | Наши партнеры
Содержание
Ищем дистрибьюторов
"БиипЭгг" от компании Brainstream GmbH
Позвольте очаровать себя игрой света
Опаловое стекло
События
HOMI – обсерватория по стилю
Наши партнеры
Tramontina. Сковорода к открытию сезона!
Dosh|Home. Жить удобно и просто!
Производители
"Околица" в керамике
Дистрибьюторы
Walmer Premium: новая коллекция известного бренда
"Антарес Трейд". Посуда высшего уровня
"Коралл". Дистрибуция в обновленном формате
Интервью
"ТИМА". Яркий пример успешного производства посуды
"Браво Центр". Кухонные аксессуары в тренде!
"Нева металл посуда". Формула успеха
Эмоции будущего
Выставка
Союз трендов и творчества на HOMI 2018
StylishHome и HouseHoldExpo 2018. Осенняя встреча
Tendence 2018
Рынок Казахстана в ожидании поставщиков
Мерчандайзинг
Классный дизайн для всех от победителя gia из Колумбии
Тенденции
Цветовые решения. Прогноз от Trend Bible
Анализ и прогноз
Потребительские предпочтения на рынке фарфора и посуды
Стильные штучки
Стильные штучки
Все права защищены. © 2005 Журнал "Посуда Инфо" (использование материалов только с согласия редакции)