Крепкая позиция стеклопосуды

Автор

Не каждый появляющийся на свет материал обретает себя в посудной индустрии. Стекло в этом смысле уникально, спектр его применения весьма широк. А если говорить о стеклянной посуде, то похожими свойствами не обладает ни одна другая. В этом кроется причина того, что рынок стеклянной посуды продолжает развиваться активными темпами и зачастую опережает в развитии посудные сегменты, представленные другими материалами. Можно ли считать стеклянную посуду залогом успешной торговли в обозримом будущем и какое стекло в посудном сегменте сегодня востребовано потребителями больше всего? Попробуем разобраться и ответить на эти вопросы.

В общих чертах…

Мировой рынок стеклянной посуды, по оценкам экспертов, перескочил отметку в $10 млрд (по некоторым данным, $11 млрд) и уже в ближайшем будущем возрастет еще больше.

К 2033-2034 годам в денежном выражении рынок приблизится к отметке $14-15 млрд. Есть мнение, что эти цифры занижены и к 2037 году объем рынка будет оценен в размере более $35 млрд. Эксперты полагают, что среднегодовой темп роста этого рынка составляет почти 6%. Причиной высокой популярности питьевого, столового и других видов пищевого стекла является их универсальность, неприхотливость, долговечность, удобство эксплуатации и хранения. Кроме того, постоянно разрабатываются новые виды стекла, обладающие различными полезными качествами (и даже уникальными свойствами), а также новаторские дизайнерские исполнения посуды из этого материала.

Исходя из этого, можно предположить, что уровень потребительского спроса на различные стеклянные посудные изделия продолжит расти в обозримом будущем.

Конечно, не все изделия, выполненные из стекломассы, находят живой отклик у потребителей. Зачастую что-то оседает на складе как невостребованный товар. Но это связано в основном с дизайнерским исполнением, а не со свойствами самого материала. Форма, цвет, эргономика (в данном случае удобство держать в руках, использовать в сервировке, хранить и пр.) – дело вкусовых предпочтений, из-за чего товар может оказаться не востребованным. Разумеется, к этому стоит прибавить моду на определенные формы и цвета. Если производитель не попадает в текущий модный тренд, то выпускаемая продукция оказывается не востребованной потребителем. Это касается изделий из любого материала!

Привлекательные характеристики стекла и стеклянной посуды дополняются за счет новых открытий. Благодаря научным изысканиям постоянно выявляются новые качества стекла как материала, которые часто находят широкое применение на посудном рынке.

Таким образом уже появилась термостойкая, ударопрочная посуда, а также посуда из ультратонкого «хрустального» стекла. Несмотря на то что изделия, полученные из стекломассы, относятся к группе стеклянной посуды, можно сказать, что они выполнены из различных материалов, настолько разнообразны их качества и широк спектр применения.

Важными отличительными чертами производимой стеклянной посуды являются: экологичность, дизайн, широта применения. Современного потребителя всегда интересует внешняя привлекательность, безопасность и возможность использования в самых разных случаях.

Шкурный вопрос

Несмотря на целый ряд достоинств стеклянной посуды, участников рынка и конечных потребителей всегда интересует цена вопроса. Сегодня ценовая политика строится часто без очевидного процесса ценообразования, опираясь во многом на условия, продиктованные общеэкономическими факторами. Так в связи с вводимыми США новыми тарифами на экспортируемые товары, значительная часть которых производится в Китае, включая стеклопосуду, всех нас ожидает ценовое повышение на посудные предметы из стекла.

Казалось бы, при чем здесь политика?! Ведь в России свои производственные мощности, способные выпускать достойную стеклянную посуду!

Увы, зависимость от внешнего рынка сохраняется на довольно высоком уровне. Кроме того, в российских цехах часто работают на зарубежном оборудовании, так что зависимость налицо.

Ряд производителей (кстати, не только в России) меняет дислокацию своих производств, основывая новые производственные площадки в таких странах, как Вьетнам, Индия, Таиланд. Это может привести к снижению фискальных расходов, однако в первое время будет приводить к росту расходов на организацию производственного цикла, контроль качества и иные организационные и технологические моменты.

Следовательно, в обозримом будущем всех нас ждет ценовое повышение на стеклянную посуду, которое впитает в себя ценовой рост, связанный не только с общеэкономическими тенденциями, но и с окупаемостью фактически заново открываемых производственных мощностей на новых территориях.

Несмотря на весьма успешно работающие предприятия на территории России, финансовых нагрузок потребителям не избежать в силу сохранения серьезных объемов импортируемой посуды, и в первую очередь из Поднебесной.

Стекло стеклу рознь

Несмотря на то что под стеклом многие понимают определенный материал, свойства его отличаются настолько, что впору говорить о разных стекломатериалах. Например, боросиликатное стекло, натриево-известковое стекло и пр. Также в силу придания стекломассе определенных свойств конечные изделия также обладают особыми качествами, например есть закаленное и обычное стекло.

Сегодня потребитель выбирает высокие эксплуатационные характеристики, экологическую безопасность, но в первую очередь обращает внимание на привлекательный дизайн, отражающий, как правило, современный уровень жизни и классические формы, ставшие основой для появления новых дизайнерских решений.

Уровень продаж показывает рост. При этом важен и канал сбыта. Покупателю важна простота совершения покупки. В первую очередь это касается конечных потребителей. В силу различных обстоятельств еще некоторое время назад продажи стеклянной посуды офлайн были основным каналом сбыта. То есть розница в данном формате лидировала. Связано это было в первую очередь со сложностями транспортировки и проблемами удаленного выбора посуды в целом.

Фото на компьютерном мониторе или экране карманного гаджета (в первую очередь телефона) не позволяли конечному покупателю осуществить выбор желаемого изделия, поскольку традиционно посуда – товар, который буквально требует тактильного контакта. Только подержав в руках посудный предмет, основная масса конечных потребителей принимала решение о покупке или отказе от последней.

С появлением удаленного совершения покупки покупатели лишены такой возможности. Однако постепенно меняется отношение к онлайн-торговле; у покупателя появляется больший опыт приобретения товаров в удаленном формате.

Продавцы переходят на более качественную визуализацию реализуемой продукции благодаря видеоформатам, отзывам покупателей и пр. Также постепенно улучшается логистика перевозимых посудных предметов, прежде всего это касается упаковки.

В итоге ходовая продукция из стекла все чаще становится предметом массовых приобретений конечными потребителями. Это доказывает опыт США, где в скором будущем почти 25% стеклянной посуды будет реализовываться через онлайн-форматы. По состоянию на конец прошлого года объем таких продаж составил почти 16% от общего числа реализуемой стеклянной посуды. В первую очередь покупатели удаленно совершают покупки типовой столовой посуды из ударостойкого стекла.

Росту продаж стеклопосуды также способствует массовый отказ от пластиковой посудной утвари в силу недоверия к ней как к экологически небезопасным изделиям (особенно при длительном сроке эксплуатации). Стекло в этом смысле отличается безукоризненной репутацией.

Еще одним фактором роста объема продаж стеклянной посуды можно назвать возросший объем потребностей в ней со стороны гостинично-ресторанного сектора. Учитывая увеличение количества заведений общественного питания, а также отелей по всему миру (в постпандемийный период), потребность в неприхотливой и гигиеничной посуде возрастает. И надо заметить, в сегменте HoReCa часто требуются наборы посуды (и крупные партии).

К слову, стоит добавить, что по этой же причине (в связи с ростом числа точек готового питания) увеличивается спрос и на посуду из других материалов (это касается как столовой, так и кухонной посуды).

Подводя черту

Тема посудного стекла довольно обширна, и по-хорошему следует разбирать происходящее на рынке стеклянной посудной посуды сегментированно, например, по видам материалов для стекломассы, по принадлежности (питьевое стекло, кухонное, столовое), по особым свойствам готовых изделий, по географии распространения и по региональным предпочтениям. В данном обзоре мы прикоснулись к общим чертам посудного рынка, представленного стеклянной продукцией, и в этом ключе можем сказать, что данный рынок отличается на сегодня большим потенциалом.

Очевидно, что в ближайшее десятилетие мы будем наблюдать устойчивый рост продаж стеклянной посуды по всем направлениям как в домашнем сегменте, так и в секторе HoReCa (здесь темпы роста ожидаются более высокими в силу развития ресторанногостиничного комплекса).

Российский рынок стеклопосуды отличается наибольшей динамикой и наименьшей импортозависимостью (в отличие от посудных сегментов, где представлены иные материалы). Значительная доля стеклянной посуды производится на заводах и фабриках, размещенных на территории нашего государства. Сложность могут вызывать только периодические обновления импортного оборудования, но, учитывая высокий покупательский спрос и регулярно растущие объемы продаж конечной продукции, уровень финансовых поступлений, направленных на поддержание и своевременное обновление основных фондов, а также амортизационные отчисления, направленные на поддержание и замену устаревших или изношенных частей оборудования, эти процессы должны проходить максимально безболезненно.

Наиболее востребованными и продаваемыми предметами из стекла является ходовая столовая посуда, включая питьевую группу. Эта продукция рассчитана на ежедневное применение, отличается высокими эксплуатационными характеристиками, рассчитана на машинную мойку, выдерживает перепад температур, а также отличается ударопрочностью и повышенной стойкостью к сколам. В следующую группу востребованного стекла войдет дизайнерское питьевое стекло, а также хрустальное стекло, а кроме того, кухонная посуда из стекла, рассчитанная на использование на открытом огне и отличающаяся особой стойкостью к резкому перепаду температуры.

Что касается декоративных стеклянных изделий, то потребность в них сохранится в первую очередь в группе сопутствующих столовых товаров.

При написании текста были использованы материалы с сайтов:

www.gminsights.com, www.researchnester.com, www.verifiedmarketreports.com