На розничных полках

Автор

Бизнес, как известно, ориентирован на конечного потребителя. Поэтому важным звеном анализа является наблюдение за магазинной полкой. Какие посудные изделия приготовила покупателям сегодня розница, грозит ли на сегодня смена ориентиров по цене и брендам? Мы решили пройтись по посудным прилавкам и сформулировать собственное мнение.

Williams & Oliver

Одним из наиболее известных посудных бутиков, если можно так выразиться, является сеть W&O. Надо сказать, что за последние 3-4 года здесь, как и во всей розничной структуре, произошло смещение в пользу более доступных брендов.

Хотя набор некоторых европейских марок, таких как Staub, Silikomart, Lekue, Barrazoni, Zwilling, Emile Henry, Riedel, Rosenthal, Narumi, Wedgwood и др., до сих пор присутствует в ассортименте.

С недавних пор здесь активно продается продукция Fissler и Lava. Периодически добавляются и другие имена. Продукция относится к высокой ценовой категории, например кастрюли от Staub предлагаются за 33 тыс. руб. и выше. Конечно, имеются скидки, но они не являются первостепенным стимулом для совершения покупок. Все-таки данная торговая точка ориентирована на покупателей с достатком, привыкших окружать себя дорогостоящей продукцией высокого качества от ведущих брендов. Категория таких покупателей присутствует в любые времена, доля их в общем числе потребителей составляет около 4-10%.

Основной упор в магазине сделан на кухонную посуду, что свидетельствует о присутствующей тенденции домашнего питания, которое должно не только насыщать желудок, но и отвечать современным эстетическим стандартам.

К сожалению, Williams&Oliver перестал проводить мастер-классы в своих торговых точках и место для кулинарных классов используется не более как антураж.

Позволительно ли сегодня подавляющему большинству поставщиков ориентироваться на данную покупательскую группу? Конечно, нет! Основной поток посудных изделий относится к совершенно другому ценовому уровню. Но присутствие на рынке потребителей, предпочитающих дорогостоящие бренды, говорит о том, что данная посуда – не безнадежное звено в товарном потоке, только требующее определенного подхода в продажах. Учитывая довольно грамотное представление всех изделий в данной сетевой торговой точке, можно утверждать, что продукция, выкладываемая в данном торговом формате, сохранит актуальность для определенной доли общего покупательского потока.

GIPFEL

Данная монобрендовая сеть не теряет своей актуальности, хотя ее принадлежность к рознице, работающей в средней ценовой категории, назвать можно с большой натяжкой. Конечно, здесь мы наблюдаем продукцию уровня средний плюс и выше. Кастрюли по 12-15 тыс. руб., фарфоровые столовые наборы из 19 предметов почти за 25 тыс. руб. И, может быть, умелое прикрытие большими скидками, попытка предлагать посуду в наборах и одновременно в единичных экземплярах дают возможность этой розничной сети держаться на плаву и сохранять основной костяк своей целевой аудитории.

Например, две стильные фарфоровые кружки можно приобрести менее чем за 1,5 тыс. руб. (скидка – 25%). Учитывая достоинства данного фарфора и уровень дизайнерского исполнения изделий, такой товар не останется незамеченным покупателями.

Значительное число предлагаемой здесь продукции выполнено из нержавеющей стали. Также довольно активно предлагается алюминиевая посуда с антипригарным покрытием, где абсолютное большинство продаваемых изделий – это антипригарные сковороды в различном исполнении, как по типоразмерам, так и по назначению. Изделия из стекла и силикона также присутствуют в ассортименте. Демократичные акционные цены привлекают реальных покупателей, которые наведываются сюда чаще, чем в статусный бутик, однако очередей тоже не наблюдается.

К слову, добавим, что покупательского ажиотажа нет нигде, в том числе в маркетплейсах. Посуда давно перестала быть предметом активных покупок потребителей. Ее покупают, безусловно, но весьма сдержанно, соблюдая основные принципы потребностей в ней. Прежде всего, это естественный износ, порча, образование новых домохозяйств, иные вынуждающие обстоятельства, к которым можно отнести приобретение подарков и сувениров, и… так называемые стихийные покупки, которые, кстати, в последнее время возросли в объеме и являются неотъемлемой частью покупок покупателей розничных точек продаж.

Gipfel достаточно известная сеть, уже много лет радующая своих покупателей довольно качественной продукцией, причем не только в России, но и в других государствах, например в Казахстане. Если вспомнить магазины в Алматы, то и там мы наблюдаем похожий ассортимент и наличие максимум одногодвух потенциальных покупателей, которые скорее выбирают, нежели осуществляют покупку. При этом данная сеть имеет все основания на продолжение своей деятельности, работая с ходовой посудной продукцией и формируя для покупателей

интересные ценовые предложения и рассчитывая на повышение покупательского интереса за счет умелого визуального мерчандайзинга.

KuchenLand Home

Данный монобрендовый магазин несколько сместил свои приоритеты в пользу интерьерной группы товаров, в том числе в пользу текстиля, но предметы посуды, прежде всего сервировочной, до сих пор имеются здесь в достаточном объеме. Эта посуда, как и ранее, не относится к низкой ценовой категории. Скорее здесь ценовая планка стартует от отметки средний плюс и доходит до уровня премиум. Стекло (столовое и питьевое), фарфор (довольно широкий ассортимент), нержавеющая сталь (не очень большой объем) – вот главные точки соприкосновения потребительского глаза с тем, что размещено здесь на витринных полках и выложено в качестве примеров сервировки.

Цены завуалированы. Обнаружить ценник можно только на маленьких бирках, прикрепленных ниточками к посуде, и прочитать их реально при помощи увеличительного стекла, поскольку они напечатаны довольно мелким шрифтом.

Данный продавец идет по пути привлечения внимания к образу, создаваемому своим товаром, который позиционируется как брендовый, хотя уровень предлагаемых брендов нельзя назввать высоким.

В целом магазин довольно интересен с точки зрения своего подхода к комплексному решению обустройства жилого пространства, где приветствуются светлые, но не «больничные» оттенки, где есть место для тихих вечеров и дружеских застолий, где все пропитано умением показать дружеское отношение и способностью угодить гостям. Отсутствие назойливости и привлекающее внимание достоинство – вот то сочетание, которое вызывает посещение данного магазина. Пожалуй, именно эта отличительная особенность вызывает интерес к выставляемой здесь посудной продукции и привлекает покупателей. Бесспорно, в данной точке продаж можно обнаружить для себя не одно милое глазу изделие и совершить запоминающуюся покупку.

Это свидетельство того, что ассортимент магазина актуален, имеет свою целевую аудиторию, и нет оснований предполагать, что его место займет другой розничный продавец.

В целом розница, предлагающая конечному потребителю свои товарные решения в сегменте от средний плюс до премиум, уже давно заполучила своего покупателя. Сегодня эта покупательская группа может увеличиться, а может и потерять своих приверженцев. Конечно, основная причина и для одного, и для другого – уровень доходности внутри целевой аудитории. При его снижении ожидать роста потребительских потоков бессмысленно.

Но при прочих равных условиях, включая формирование правильной товарной матрицы и привлекательного предложения, шансы достичь более высоких результатов продаж возрастают.

«Хамелеон»

Этот магазин имеет в своем ассортименте довольно значительный по площади и наполнению посудный отдел. Здесь в широком ассортименте представлена кухонная и сервировочная посуда различных брендов в среднем ценовом диапазоне.

Антипригарная группа товаров – прежде всего сковороды различных диаметров. В числе брендов: Kukmara, «Традиция», «Нева Металл Посуда», Regent Inox, Nadoba, Agness и др.

Посуда из непокрытого алюминия представлена маркой «Калитва». Предметы из нержавеющей стали, в основном это кастрюли и сотейники различного объема и диаметра, в значительной степени – от марки Nadoba.

Эмалированная посуда также предлагается в широком ассортименте. Большинство изделий от брендов Vitross и Appetite.

Посуда из жаростойкого стекла предлагается под маркой Pyrex.

Столовая посуда также представлена несколькими брендами, в их числе Luminarc, Fioretta, Lefard (в основном наборы).

Среди марок питьевого стекла традиционно лидируют Luminarc и Pasabahce. При этом фужеры и бокалы высокого уровня представлены известной маркой Crystalex.

В магазине также можно увидеть богатое предложение столовых приборов, всевозможных кухонных аксессуаров и различные предметы интерьерного наполнения столовой или кухонной зоны.

Нет сомнений, что предложения от этого розничного магазина сохранят актуальность не только в ближайшем, но и отдаленном будущем, поскольку практически вся продукция здесь тщательно отобрана и рассчитана на вполне конкретную покупательскую аудиторию. При вполне приемлемом качестве и средних на сегодняшний день ценах в торговом зале всегда находится от двух-трех до пяти-семи покупателей. В основном покупателей интересует ходовой товар: кастрюли, сковороды, тарелки, миски, ножи, рюмки. Реже посудные наборы и наборы из хрустального и чешского стекла. При этом, согласно проведенным наблюдениям (в течение нескольких лет), коллекции при сохранении ряда брендов постоянно обновляются. Таким образом, покупатели всегда имеют возможность приобрести ту продукцию, которая находится в тренде. Нет оснований предполагать, что ситуация изменится и ассортиментная матрица не будет включать в себе наиболее интересные и актуальные позиции.

HOFF

Формат этого магазина, бесспорно, сохраняет за собой право называться одной из ведущих точек розничных продаж в сегменте бытовых товаров, мебели и всевозможной посуды. Эффективно используя торговое пространство, магазин размещает наиболее востребованные товарные позиции без потери их из постоянного поля зрения покупателей (часть изделий дублируются на стеллажах и в островных зонах).

Сегодня в числе брендов этой торговой точки всего несколько имен. Среди них абсолютные лидеры – Hoff, Berkraft и Evio. Также есть Vanhopper, Metrot, Apollo, Paterra, Bohemia, Mitte, Tudor, Wilmax и др. Но все это торговые марки, производителем выступает другая компания, например, в сегменте питьевого стекла – «Опытный Стекольный Завод», ООО «Посуда» (г. Бор) и др. Более 90% поставщиков Hoff – компании из России. По словам менеджера, «если производитель находится в непосредственной близости, то проще решать вопросы, связанные с браком, недокомплектом или заменой».

Сама жизнь толкает торговые компании к наращиванию пула локальных поставщиков.

Интересно, что в группе столового стекла или стеклокерамики не удалось найти изделия брендов Luminarc и Pasabahce. Это при том, что есть Wilmax, Tudor и др.

Сегодня, когда ушла сеть «Икеа» и иные зарубежные торговые площадки, трудно встретить похожую специализированную сеть с доступной широкому потребителю посудой, представленную в таком выгодном и удобном формате. При этом продукция доступна широкому кругу покупателей, а ее качество соответствует высокому уровню.

Здесь всегда можно увидеть реальных покупателей, тем более что Hoff регулярно предоставляет скидки и бонусы, а продавцы могут проконсультировать всех, кто собирается совершить покупку.

По какой причине магазин создал себе несколько так называемых СТМ, а не оставил одну – Hoff? Вероятно, это связано с обдуманным составлением имеющегося предложения, а также желанием визуально расширить свой ассортимент, придав ему вид многобрендового магазина, ведь монобрендовые форматы не выглядят более успешными с точки зрения покупательского потока и числа совершаемых покупок.