Рынок сегодня и завтра

Автор

Посудный мир – живой организм, о котором можно говорить бесконечно. Но самые острые вопросы касаются развития двух основных сегментов: кухонной и столовой посуды как в секторе HoReCa, так и в секторе Home. Поиск наиболее востребованных изделий в сочетании с выбором канала продаж – один из ключевых моментов, который обсуждается во всех звеньях торговой цепочки: от понимания спроса и формирования заказов до поставок и продаж. Традиционно в конце года мы пробуем резюмировать собранные ранее сведения и подвести некоторую черту, выделив основные характеристики отечественного посудного рынка и возможные сценарии его развития.

Под воздействием общеэкономической ситуации и создавшейся торговой политики, сместившей товарные потоки в сторону Востока, посудный рынок сформировал новые формы сотрудничества с партнерами, и сегодня уже можно говорить о возникших тенденциях, которые бесспорно сохранятся в обозримом будущем. К последним следует отнести:

Импортозамещение и собственное производство в перспективных точках

Объем импорта посуды в 2024 году увеличился на 2% в абсолютных единицах (по сравнению с 2023 годом), достигнув в общем объеме отметки 668 млн штук. Главными поставщиками остаются азиатские компании, в первую очередь из КНР (объем импорта из Китая составил около 80% в 2024-м и в текущем 2025 году). Объем поставок из Китая значительно вырос в связи с сокращением товарных потоков из европейских государств. При этом стоит указать на значительное снижение поступлений продукции под европейскими марками, выпускаемой на китайских фабриках.

Сегодня главными параметрами продаваемой продукции являются не бренды, а заявленные производителем качества предлагаемой продукции. В первую очередь речь идет о товарах среднего ценового уровня, ориентированных на массового потребителя. Изделия эконом-сегмента не отражают полноценного покупательского спроса и являются лишь подтверждением того, что дешевая продукция продолжает привлекать внимание покупателей в силу ограниченности финансовых возможностей. Поэтому потребитель не предъявляет высоких требований к дешевой посуде.

В то же время, планируя приобретение посуды более высокого ценового уровня, потенциальный покупатель более придирчиво подходит к соотношению цены и качества товара. Так что продавцам при рассмотрении потребительского спроса стоит учитывать не только количество реализуемых предметов в различных ценовых диапазонах, но и количество так называемых запланированных приобретений, поскольку в этом случае потребности в товаре выражены наиболее четко.

К числу активно развиваемых направлений посуды стоит отнести выпуск и продвижение одноразовой и биоразлагаемой посуды, производство которой успешно развивается внутри страны (до 95% от всего объема такой посуды изготавливается на отечественном рынке). Сыграл роль экономический фактор и минимальные требования потребителя к такой посуде. Сегодня покупателя интересует либо тематический дизайн (форма и декор) в этом сегменте, либо минимальная стоимость за функционал без дизайнерского оформления. То есть одноразовая продукция приобретается либо для тематических праздников, либо для базовых нужд.

Снижение активного взаимодействия со многими европейскими партнерами стимулировало развитие собственных цехов на базе уже имеющихся, а также на основе ранее успешно функционировавших производственных линий. В первую очередь это касается выпуска посудных предметов из стекла, в том числе жаростойкого, а также пластиковой посуды и предметов сервировки из дерева и, кроме того, кухонной утвари из пищевой нержавеющей стали.

При этом стоит отметить, что некоторые производства приостанавливают свою деятельность в связи с переключением заводов на другие задачи.

Сегодня мы наблюдаем определенную насыщенность потребительского рынка мелкой бытовой техникой и посудными изделиями и возникновение конкуренции по выпуску однотипной продукции предприятий-производителей. Кроме того, степень готовности потенциальных покупателей приобретать отечественные изделия возрастает.

Абсолютное лидерство онлайн-ритейла

Уже сегодня можно с уверенностью сказать, что онлайн-продажи стали главным каналом продаж текущего периода и в дальнейшем еще более усилят свое влияние. В частности, если ранее посуду приобретали с осторожностью, то сегодня, когда процент боя, несоответствия заявленным характеристикам изделий существенно снизился, а упаковка и логистика изменились в лучшую сторону, уровень покупок серьезно возрос.

Современные методы упаковки обеспечивают полную сохранность товаров, в результате процент возвратов заметно снизился. Потребители становятся все более требовательными к срокам доставки и качеству упаковки, что заставляет компании постоянно совершенствовать свои процессы. Совокупная выручка розничных онлайн-продавцов товаров для дома (включая посуду) выросла за последние годы в 5–10 раз (в зависимости от назначения).

Наибольшее число всех покупок в онлайн-формате (как и предварительных запросов) совершается на сегодняшний день на платформе Ozon.ru; на втором месте маркетплейс – Wildberries. С высокой вероятностью можно говорить о том, что по числу продаж-приобретений посудных изделий Ozon.ru также стоит на первом месте.

Некоторые специалисты предрекают сегментирование онлайн-продаж в самых крупных онлайн-сетях. Насколько сбудутся такие прогнозы, сказать сложно, но уже сейчас объемы закупок выглядят порой не столько впечатляющими, сколько пугающими. Некоторые товарные категории покупателю проще изучить не в общей товарной массе, а в отдельной группе, хотя онлайн-интерфейс фильтрует свое предложение в зависимости от изначального запроса.

Вполне возможно, через какое-то время появится специализированный онлайн-магазин посуды (например, от Ozon или Wildberries), способный помимо самих продаж проводить консультационную работу и помогать с выбором в удаленном формате (сегодня потенциальный покупатель занимается выбором самостоятельно на основе отзывов).

Безопасность

Тренд экологичности продолжает сохранять свою актуальность. В настоящее время вся посудная продукция должна сопровождаться отметками о безопасности и соответствовать всем требованиям имеющихся ГОСТов. Если обновленный дизайн способен привлечь потенциального покупателя, то вопрос экологической безопасности (при возникновении каких-либо сомнений) способен мгновенно оттолкнуть покупателя от желания совершать покупку. Современные методы упаковки, от биоразлагаемых материалов до интеллектуальных упаковочных решений, не только обеспечивают сохранность товаров, но и минимизируют воздействие на окружающую среду.

Интересным моментом является желание молодых покупателей обращать внимание на информативность сопровождающей посуду этикетки, и в первую очередь это касается экологического аспекта, к которому относятся:

  • безопасность материала и отсутствие токсичных веществ (в том числе отсутствие бисфенола А (BPA) в пластиковых изделиях и PFOA в антипригарных покрытиях);
  • возможность утилизации устаревшей посуды без вреда для окружающей среды;
  • условия производства и соблюдение социальных норм по отношению к персоналу.

На первом месте среди вопросов по безопасности стоят антипригарные покрытия, предметы из пластика и иных искусственных материалов, эмалированные посудные изделия, а также всевозможные декоративные красители, пленки и пр. Интересно, что современное поколение уже стало обращать внимание на безопасность упаковки, особенно приспособленной для длительного хранения посудных изделий.

Важным показателем стремления пользоваться только безопасной для здоровья посудой можно считать рост потребления биоразлагаемой посуды (изготавливается главным образом из растительного сырья с использованием кукурузного крахмала и сахарного тростника) на 10% и более (в зависимости от региона).

Адаптация к новым условиям

Санкционная политика продолжает вынуждать коммерсантов минимизировать расходы и концентрировать внимание на наиболее важных для массового покупателя предметах и потребностях в целом. Стойкость отечественного бизнеса, способного вынести ограничения по широко предлагаемой ранее посуде, свидетельствует о сильной привязке к отечественному рынку. При этом недостаточность отечественного производства очевидна, как и неразвитость механизма оперативной перестройки базовых производственных линий на выпуск предметов с обновленным дизайном. Хочется верить, что ситуация постепенно будет меняться, но очевидно, что данный процесс займет не один год и может носить дискретный характер в силу часто возникающих тормозящих факторов.

Рынок ожидает сохранение рассмотренных тенденций, обусловленных объективными причинами. Незначительное изменение ситуации возможно в рамках общеэкономических и внутрирыночных колебаний, в том числе корректировка имеющейся конъюнктуры. Поправки могут вноситься и в случае изменения внешнеполитической картины, а также в силу иных непредвиденных обстоятельств. К вышеперечисленным моментам можно отнести:

  • возможный дефицит сырья, обусловленный во многом транспортной ограниченностью, напрямую связанной с логистикой в целом;
  • инфляционные процессы, превышающие заявленный уровень, несмотря на включение сдерживающих инфляцию механизмов;
  • изменения предпочтений конечных покупателей в зависимости от мировых дизайнерских тенденций и веяний моды и пр.

Сегодня очевидно, что посудный рынок постоянно находится под воздействием сдерживающих, в частности внешних факторов, что значительно снижает темпы его роста. Однако преодоление текущих трудностей становится стимулом для создания новых торговых взаимоотношений и способствует постоянному развитию рыночных технологий. Это создает все основания предполагать, что в ожидаемом будущем посудный рынок займет более выгодное положение и покажет более высокие темпы собственного развития.

При написании материала были использованы мнения специалистов рынка, а также данные из открытых источников, таких как: www.new-retail.ru, www.marketing.rbc.ru, www.megaresearch.ru, www.alto-group.ru, www.tadviser.ru и др.