Какой кувшин продавать?

Автор

Кувшин – сосуд, известный с глубокой древности. Точное место его появления определить практически невозможно. На заре формирования первых культур такой предмет посуды выполнялся из глины, позже из металла, фарфоровой массы, стекла и синтетических материалов (пластиков). Применение перечисленных материалов при производстве кувшинов до сих пор актуально, как актуален и он сам — кувшин. Вопрос, насколько востребован кувшин для конечного потребителя сегодня и каков будет спрос на кувшины в ближайшее время?

За тысячи лет до нас

Эпоха неолита и первые изделия из керамики, включая кувшины, – это очень-очень давно. Процесс первой агротехнической революции зарождался и протекал сразу в нескольких точках на планете. Так что появление кувшинов происходило около 7–10 тыс. лет назад. Конечно, данные сосуды отличались внешне в различных регионах, но принципиально состояли из тела (нижней, обычно более объемной части, и горла, как правило, узкого, но порой имеющего расширенную верхнюю часть, сформированную в «носик» для удобства разлива).

В первую очередь кувшины использовались для хранения и переноски жидкостей: воды, вина, кваса, настоек и пр. Хотя известны случаи, когда кувшин применялся для хранения сыпучих продуктов или непищевых ценностей, а также в определенных культурах выступал в роли последнего пристанища забальзамированных внутренних органов. Но это уже другая тема…

Что можно назвать кувшином, а что нет?

Точного определения кувшина, а также его аналогов – графина, фляги, бутыли, декантера и пр. – нет. Хотя кто-то и оспаривает это утверждение, называя четкие критерии соответствующих предметов. Сколько производителей, столько и названий может быть. Это вполне понятно, поскольку данные сосуды появлялись в различных климатических и природных зонах и их форма, а также конструктивные особенности часто зависели от условий проживания и культурных традиций. Сегодня многие сходятся на том, что кувшин чаще не имеет узкого горла с пробкой, зато имеет одну или две ручки (ручка обычно крепится к сосуду в двух точках: на горлышке и теле).

При этом кувшин может иметь крышку, которая не обязана быть герметичной; более того, у кувшина часто имеется носик, через который наливают напиток даже при закрытой крышке. Кувшин не используется для алкогольных напитков и чаще применяется для ежедневного использования, в то время как, например, графин обычно наполняют алкогольными напитками и используют на праздничных застольях. В отличие от бутыли кувшин применяют для разлива напитков, а не для длительного хранения.

Вообще, о видах и значении внешнего исполнения кувшинов (формы, включая форму и вид горла; наличия одной или двух ручек; декоративного оформления и пр.) можно рассказывать бесконечно, поскольку это один из древнейших сосудов, который впитал, пожалуй, все исторические эпохи с соответствующими представлениями о мире и сопутствующими традициями. Мы не ставим перед собой цель настолько сильно углубляться в историю. Скорее нас интересует характеристика современного рыночного сегмента, который включает в себя кувшины.

Очевидно, что если продукция, востребованная людьми с незапамятных времен, сохраняет свою актуальность и сегодня, то стоит оценить потребности нынешнего рынка в ней в краткосрочной и долгосрочной перспективах.

Наравне с другими

Кувшин сложно выделить в отдельную «исследуемую товарную группу». Дело в том, что существует масса аналогичных изделий, например графины, бутыли, фляги, декантеры и иные сосуды, также используемые сегодня для хранения жидкостей или для декоративных целей при интерьерных решениях. Сузить исследуемую область возможно до сервировочной группы, таким образом понять степень покупательского интереса к кувшинам, которые используют для напитков.

Найти доступный анализ по такой группе товаров в открытых источниках не получилось. Но в связи с возникшим интересом решено было провести собственное «расследование» и выяснить: насколько актуальны сегодня кувшины?

Для начала удалось понять, что современный кувшин – это сосуд для безалкогольных (или в редких случаях слабоалкогольных напитков), в том числе и чистой питьевой воды, соков, компотов, киселей, кваса и пр. В отличие от графинов, предназначенных чаще всего для крепких алкогольных напитков, кувшин чаще приобретают не в наборе, а как отдельный предмет. И в связи с этим его декоративной отделке уделяют особое внимание, поскольку кувшин предполагает самостоятельный предмет украшения стола. Например, среднеазиатские кувшины с яркой богатой росписью или отечественные кувшины из хрусталя.

В основном сегодня кувшины изготавливают из глины (керамики и дорогого фарфора); стекла (распространенный вариант), включая хрусталь; металла и пластика (используются при отдыхе на природе, поскольку отличаются небольшим весом, не хрупкие, ударостойкие и травмобезопасные).

Пластиковые изделия

Пластиковые кувшины традиционно пользуются повышенным спросом в теплое время года, когда актуальны загородные поездки: на природу или на дачу. Наравне с пластиковой посудой кувшин пригодится и в качестве вместилища для питья, и как резервуар для воды бытового назначения (пригодной для мытья рук, овощей, фруктов и пр.).

Некоторые производители включают в пластик для кувшинов антибактериальные частицы, позволяющие дольше храниться содержимому, а также наносят шкалу для определения объема (удобно при разведении питья из концентрированных продуктов и в качестве мерного стакана).

Любые дополнения отражаются на стоимости пластиковых кувшинов. Недорогой обычный кувшин из пищевого пластика объемом 2 л обойдется покупателю в 300–500 руб. С фильтр-крышкой – дороже в среднем на 100 руб. С декоративным оформлением — еще чуть дороже.

Согласно кривой спроса пластиковые кувшины 1–1,5 л с прозрачной чашей и крышкой приобретаются не только для загородного отдыха, но и для домашних застолий, особенно детских праздников, поэтому их можно успешно предлагать в группе детской посуды.

Непрозрачные и полупрозрачные кувшины в основном покупают для использования на природе. При этом покупатель часто дополняет покупку стаканчиками из аналогичного материала.

Уровень спроса на такую продукцию заметно вырос с сокращением одноразовых полистирольных стаканчиков, которые признали не самыми благоприятными с экологической точки зрения.

Сегодня темп роста спроса на пластиковые кувшины не принимает скачкообразного вида, да и равномерное повышение в период активного сезона отличается скорее плавностью, нежели усиленным подъемом. В целом назвать уровень спроса высоким нельзя. Но он есть! Кстати, одна из причин умеренного спроса – обычные пластиковые бутылки из-под воды. Многие именно ими заменяют кувшины (как одноразовый вариант), которые после использования можно выбросить и не хранить. Но, повторим, тем не менее, разнообразные кувшины интересуют покупателей на постоянной основе.

Кувшины из стекла

Стекло – самый экологически чистый и относительно недорогой посудный материал. Не случайно и кувшины из него пользуются большой популярностью. Стеклянная посуда может быть с оттенком или без оттенка, с декором и без такового; кувшины в свою очередь часто украшают деколью. Толщина стенок кувшина различается у каждого производителя. Тонкостенные кувшины более дорогие.

Наравне с так называемым «питьевым стеклом» кувшины из стекла довольно популярны (как в домашнем сегменте, так и в ресторанно-гостиничном секторе), поскольку позволяют быстро украсить стол и привлекают к себе внимание за счет цвета налитого в них напитка. Сегодня спрос на столовые кувшины сохраняется на приемлемом уровне (в сегменте HoReCa даже на достаточном). По крайней мере, при наших опросах представители торгующих компаний не могли назвать периоды, когда данная продукция переставала привлекать потенциальных покупателей. Наиболее часто покупки стеклянных кувшинов возникают в предпраздничный период, а также в точках продаж, расположенных в крупных населенных пунктах вблизи территорий массовых застроек.

При этом покупатели предпочитают кувшины с крышками, а также кувшины из стекла с металлическими элементами. Критерием выбора кувшина в качестве подарка является подарочная упаковка.

Кувшины из керамики

В последнее время керамические кувшины (за исключением кувшинов из фарфора, о которых мы скажем отдельно, поскольку это особый вид керамики) пользуются повышенным спросом, причем не только в секторе Home, но и в секторе HoReCa. В этих сосудах продукты хранятся довольно долго, в частности при жаркой погоде. Аутентичные сервировки сегодня не обходятся без посуды из глины (как красной, так и белой, с большим включением каолина), впрочем, как и посудных предметов из дерева. Причем часто это посуда из глины с ручной подглазурной росписью. Черепок у таких изделий обладает определенной пористостью, но при этом посуда довольно стойка к сколам (благодаря технологии изготовления), хотя назвать ее долговечной тоже нельзя. Правда, учитывая невысокую стоимость таких изделий, они легкозаменяемы. Кстати, за счет этого заведения общественного питания нередко успешно обменивают изношенные предметы на новые, что только радует посетителей. При этом керамический кувшин в данной сервировке является важной декоративной деталью, и зачастую посетители заказывают сразу несколько разнооформленных кувшинчиков с разными напитками.

В домашней сервировке глиняный кувшин также выглядит довольно символично, олицетворяя уважение к своим историческим корням и любовь к истории. При этом нельзя сказать, что керамический кувшин более востребован. В лидерах продаж — все же кувшины из стекла, более современного и практичного материала.

Фарфор – всегда фарфор

Особая тема – фарфоровые кувшины. Это, как правило, предметы разных ценовых уровней, при этом именно здесь довольно много предметов, относящихся к средней и высокой ценовым категориям. Цена зависит от вида фарфора и производителя. Такие кувшины в своем большинстве приобретаются для домашней сервировки. Стоимость изделий варьируется от 500 до 40 тыс. руб. (в среднем).

Дорогой фарфоровый кувшин – символ достатка и прекрасного вкуса. Каждой хозяйке будет приятно продемонстрировать такой предмет на своем столе.

Декор фарфоровых кувшинов в основном предполагает подглазурную роспись и может носить смысловой характер. Однако в большинстве случаев декор не несет какого-либо «послания», а является эстетическим украшением.

Уровень спроса на кувшины из фарфора, согласно ответам наших респондентов, нельзя определить однозначно. Все зависит от ценовой ниши. Недорогие фарфоровые кувшины покупатель выбирает, если по какой-то причине не хочет покупать кувшин из стекла, и, несмотря на то что недорогие изделия продаются чаще, нежели дорогие, уровень спроса кувшинов в ценовом диапазоне 500–1000 руб. назвать высоким нельзя. Скорее спрос определяют позиции стоимостью от 1,5 до 3,5 тыс. руб. Здесь покупатель уже может почувствовать что-то интересное для себя (имеются в виду проявления вкусовых предпочтений) и повыбирать.

Вот на такие изделия стоимостью до 5 тыс. руб. спрос довольно стабильный, а периодами, можно сказать, высокий (на фоне посудных изделий из недорогого фарфора), и такая цена в среднем и определяет покупательское внимание к данным предметам.

Что касается дорогостоящих кувшинов из фарфора, то он сохраняется стабильно невысоким, но постоянным. Важно, что дорогостоящий фарфор в любом случае находит покупателя, но время ожидания продаж может не вдохновить продавца, для которого важен оборот.

Стабильно востребованные кувшины

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около 2 млрд человек не имеют доступа к безопасной питьевой воде, что усиливает необходимость выпуска и реализации надежных решений фильтрации, в частности таких, как автономные кувшины для очистки воды (чаще всего пластиковые), приспособленные для качественной фильтрации (в них вкручивается фильтрующий элемент, при прохождении воды через который все неприятные примеси задерживаются в нем).

По состоянию на прошлый год последние занимали наибольшую долю рынка – около 60%, в отличие от них кувшины, не имеющие фильтров, занимали 30% в своем сегменте, на другие типы приходилось всего 10%. Ожидается, что кувшины с фильтрацией воды сохранят свое господство в течение обозримого периода.

Рынок фильтрационных кувшинов демонстрирует стабильный рост в последние годы. Выручка по ним оценивалась в $1,02 млрд в 2024 году и, по оценкам специалистов, может достичь $1,45 млрд к 2033 году. По состоянию на 2023 год мировой рынок кувшинов для воды оценивался примерно в $4,1 млрд и вырос за прошедший период (за два года). При этом составной годовой темп роста (CAGR) с высокой долей вероятности сохранится в размере 4,2% в рассматриваемом контрольном периоде с 2023 по 2030 год. Данный рост связан с проблемами загрязнения воды и стремлением к здоровому образу жизни среди потребителей.

В итоге

Как выяснилось, кувшин является востребованным посудным предметом, но уровень спроса на него нельзя назвать высоким. Многое зависит от материала, технических характеристик и трендовых направлений в мировой моде. Недорогие кувшины из пластика отличаются сезонным спросом и интересны для семей с детьми. Стекло – наиболее востребованный материал для кувшинов, и стеклянные кувшины при прочих равных условиях сегодня пользуются максимальным спросом как в секторе Home, так и в секторе HoReCa. Керамические кувшины также довольно популярны в последнее время, особенно в ресторанном сегменте, где часто предлагают аутентичную сервировку. Недорогие кувшины из фарфора являются альтернативой стеклянным кувшинам (продаются довольно хорошо), а дорогие также небезынтересны рынку: покупатели на них есть, но их реализация требует времени и хорошей коммуникационной связи со своим покупателем.