Прогноз 2026 года. Все еще впереди

Автор

Рынок посуды состоит не только из продаж и закупок, но и из производств, маркетинга и т. д. Все взаимосвязано. Но и дистрибьютор, и поставщик, и производитель заинтересованы прежде всего в сбыте своей продукции. Поэтому от того, в каком состоянии будет розница и как себя поведут ритейлеры в 2026 году, зависят все элементы этого процесса.

Афоризм Л. Толстого из романа «Анна Каренина» сейчас актуален в таком виде: «Все несчастливы одинаково, и все несчастливы по-своему».

Прогнозы – это не очень благодарное занятие, но работать без аналитики текущего времени и не строить планы на будущее в современном мире невозможно.

По мнению экспертов, 2026 год будет сложнее прошедшего 2025 года. Речь идет о ряде вызовов, которые будут формировать новую рыночную среду. 2026 год станет годом возможностей для гибких и инновационных компаний. Фокус на внутренние резервы, современные технологии и глубокое понимание потребителя – вот основные направления работы текущего года. В наиболее уязвимом положении – компании из сегмента В2С, так как люди меньше тратят и больше экономят.

В январе 2026 года повышена стандартная ставка НДС, снижен порог НДС для УСН с 60 до 10 млн руб. Это решение принималось для борьбы с неплательщиками НДС. Но в совокупности с высокими кредитными ставками, средний и малый бизнес просто стоит на грани выживания.

Сложность текущего года заключается в том, что повышение процентной ставки НДС усугубилось другими негативными факторами. С прошлого года еще сохраняются высокие кредитные ставки, они снизились, но незначительно. Пока бизнес не может полноценно работать в таких условиях.

Например, те, кто работает с детскими товарами, в частности с посудой, снижение объемов продаж связывают с негативными демографическими процессами. В сегменте бытовой кухонной техники уменьшение числа инноваций привело к торможению появления достаточного количества новинок, а также повлияло на период первичного накопления (у всех все есть). В электронике телефоны заменили компьютеры и т. д.

По словам Михаила Кучмента, сооснователя сети гипермаркетов мебели и товаров для дома Hoff, 2026 год можно провозгласить годом покупателя. В выигрыше будут те, кто будет способен обеспечивать стабильный, понятный и качественный клиентский опыт.

В прошлом году наблюдалось замедление потребления. В этом году этот тренд сохранится. Продажи будут не активными, средний чек уменьшится. Рубль, возможно, будет немного ослабевать, поэтому многие компании не смогут повторить результаты, достигнутые за счет благоприятного валютного фактора и связанных с ним повышенных маржинальных показателей. Умеренный интерес к покупкам у потребителя уже давно отразился на розничном трафике и, соответственно, на выручке. Эффект от ослабления рубля и отложенного спроса, который наблюдался в 2025 году, возможно, немного простимулирует продажи товаров длительного пользования и усилит инфляционные процессы на рынке non-food. Но гарантии это нельзя.

Кризис 2024–2026 годов обнажил существенные изменения в обществе и экономике, ускорив процессы, которые иначе длились бы десятилетие. Выход из кризиса заключается в допрофилировании и перепрофилировании.

Розница в 2026 году окончательно перестанет быть просто каналом продаж. Физические магазины и онлайн-платформы будут вынуждены конкурировать не ассортиментом, а опытом: сервисом, экспертизой, скоростью, персонализацией. Ключевой точкой роста станет не только товар, а содержание и стратегия. Брендам все сложнее говорить с аудиторией только языком свойств и ингредиентов. На первый план выходят ценности, культурный контекст, честность, коммуникации, способность быть частью жизни потребителя, а не просто стоять на полке.

Многие предприятия будут вынуждены оптимизировать коллективы – это всегда возможность усилить работу на эффективность и пересмотреть все негативные бизнес-процессы, которым ранее не хватало времени заниматься.

С прошлого года существенно вырос ценник входа в крупные маркетплейсы. С возрастанием комиссий у этого сектора уменьшится доходная часть клиентов, пользующихся этими платформами для сбыта. Рост комиссий станет постоянным элементом операционной модели и потребует адаптации.

2026 год будет годом оттока брендов с маркетплейсов. Основной причиной оттока называется огромное число селлеров и их консолидация: укрупнение сильных игроков и одновременный уход слабых. Второй, и тоже значимой причиной ослабления влияния маркетплейсов на рыночную ситуацию, – это возможность государственного урегулирования работы маркетплейсов, которое еще с прошлого, 2025 года, усиленно муссируется в прессе. Это означает, что вышедшим компаниям придется искать источники для сбыта в других каналах: в своей собственной рознице, в своем собственном e-commerce или опте. Как следствие, происходит ренессанс оптовых продаж. Он связан в том числе с тем, что многие бренды поняли, что им не подходит работа на маркетплейсах, а значит, что они могут и готовы выделять особенный ассортимент для оптового канала продаж. Этот бизнес кажется более надежным и прогнозируемым. При этом нужно сказать, что бурное развитие маркетплейсов в регионах перейдет в фазу стабильности.

В России в период с 1 по 12 января 2026 года потребительские цены выросли на 1,26%, – пишут «Ведомости» со ссылкой на данные Росстата. Это превышает показатель за весь январь 2025 года (1,23%) и почти в шесть раз выше недельного роста в декабре 2025-го. Непродовольственные товары выросли в цене на 0,74%, а услуги – на 1,81% (включая гостиницы, санатории и пр.). Эксперты связывают скачок цен с несколькими факторами: сезонным спросом после праздников, ограниченными запасами непродовольственных товаров на складах, а также ростом издержек логистики и импорта.

Мультикатегорийные маркетплейсы сохранят фокус на улучшение юнит-экономики, в том числе за счет повышения комиссий на транспортировку и хранение товаров, а также расширение спектра предоставления рекламных услуг селлерам и развития финтех-направления бизнеса.

Условный успех в электронной коммерции в 2026 году будет определяться не просто наличием товара на витрине, а способностью всех звеньев: и розницы, и продавца, и платформы, выстроить целостную и доверительную систему покупки с максимально комфортным сервисом.

Но полностью исключать офлайн-торговлю не следует. После перенасыщения «легким доступом к товару», на первое место выйдет коммуникация, персонализация, нивелирование рисков столкнуться с товаром сомнительного качества, что, безусловно, положительно скажется на дальнейшее развитие офлайн-сегмента. Но формат обязательно поменяется, откроются смежные коммуникации, которые будут проникать друг в друга, активно поддерживая.

С ростом конкуренции компании будут активно внедрять ИИ для оптимизации своих расходов. Генерация ИИ в бизнесе будет становиться дешевле, а расходы на IT уменьшатся.

Омниканальная модель уже стала стандартом для российского ритейла: офлайн‑магазины, мобильные приложения, доставка, экспресс‑доставка и самовывоз работают как единая система во всех основных форматах розничной торговли. В 2026 году акцент сместится на развитие этой экосистемы и расширение ее географии – быстрый онлайн‑выбор, персональные предложения и удобная доставка становятся доступны жителям все большего числа городов и регионов, не только мегаполисов.

С прошлого года тренд на закрытие розничных магазинов и аренды сохранится на прежнем низком уровне, а в некоторых локациях сильно снизится. Если в прошлом году еще открывались розничные магазины в столице и в крупных промышленных городах, то в этом году открытие новых торговых точек будет единичным. Например, «Лента» сокращает торговые площади: в регионах гипермаркеты делят пространство с магазинами техники – DNS, «Ситилинк». Это тренд, и в 2026 году он только усилится. Оправданного спроса, который являлся бы результатом изменений в социуме и экономике, нет. Безусловно, устаревшие проекты торговых центров, особенно 90-00-х годов, будут уступать в популярности новым форматам работы, что повлечет смену концепций и ребрендинг существующих ТЦ и сетей. Плохо сфокусированные на потребителе офлайн-форматы будут терять доходность и даже разоряться.

Такая же ситуация складывается и вокруг рынка складских помещений. Все больше складов любого уровня будут пустовать.

С одной стороны, рынок присматривается к новому поколению потребителей, к его возможностям и желаниям. Но и к стареющему покупателю надо иметь подход. Возможно, под возрастных покупателей будут меняться и магазины.

Сохраняется дефицит кадров (особенно среди линейного персонала и курьеров). Ужесточение контроля за миграцией и региональные ограничения на работу мигрантов в определенных сферах обусловливают рост расходов на «последнюю милю» и приводят к необходимости дифференциации цен ритейлерами офлайн и онлайн.

На производствах, исключая военно-промышленный сектор, до сих пор наблюдается нехватка персонала, особенно в ручном труде и на низкооплачиваемых позициях.

Государственное влияние продолжит расти. Усилится контроль за контрафактной продукцией, требования в прозрачности, устойчивости и комплаенсу. Особое внимание будет уделяться трансграничной торговле, где пока сохраняется дисбаланс условий по отношению к российским продавцам.

В 2025 году многие компании пересмотрели стратегии развития. На их дальнейшую работу повлияли различные факторы: высокая ключевая ставка, рост налоговой нагрузки и снижение потребительского спроса. Почти 40% предпринимателей называли главным ограничением для своей деятельности снижение спроса, 30% респондентов отмечали недоступность заемных средств и нехватку оборотных. Банкротства в российском малом бизнесе уже начались. Рынок сжимается в деньгах и в штуках.

Что делать? Работать, заниматься ребрендингом, оптимизировать затраты с помощью ИИ, искать новые форматы торговли, менять стратегии развития и выжить в любой ситуации.