Сохранение упаковки при транспортировке

Автор

Несмотря на то, что перевозить – не торговать, доставка посуды довольно ответственное и, порой, хлопотное дело. Чтобы снизить риски потерь при перевозке и не нарушать сроки поставок, партнерам необходимо внимательно относиться к сохранению целостности упаковки, поскольку она является неотъемлемой частью товара.

Упаковка – всему голова!

К началу нового сезона продавцам необходимо заполнить полки актуальными позициями. Товар выбран, цены оговорены, документы, обеспечивающие поставку, имеются. Осталось все получить и можно торговать. К сожалению, товарные позиции не всегда прибывают точно в срок, но по поводу их «растягивания» поговорим несколько позже, а сейчас о внешнем виде доставляемой продукции, который также нередко приводит заказчиков (получателей, покупателей) в замешательство.

Помимо транспортировочной тары и контейнеров значительное число посуды имеет собственную, так называемую продажную упаковку. В большинстве случаев это картон (бумага) или пластиковая «запайка». Уже здесь возникает изменение товарного вида не в лучшую сторону: замятые края, продавленные стенки, деформированные углы и пр. Варианты упаковки из дорогого материала, например, кожи или дерева являются подарочным дорогим исполнением, и перевозка груза в такой упаковке, как правило, страдает реже ввиду изначально более трепетного отношения транспортной компании к статусному багажу.

Чаще всего первой под удар недобросовестных перевозчиков попадает транспортировочная упаковка в виде картонных ящиков.

Деформация и потеря товарного вида нередко ведет или к снижению стоимости продукции, или к зависанию на складах. К сожалению, нарушение целостности упаковки приводит к порче самой посуды, в частности фарфоровой, стеклянной, керамической, то есть самой хрупкой. На упаковке с такими товарами должна обязательно стоять соответствующая маркировка.

Впрочем, изделия из металла тоже часто страдают из-за небрежного отношения к упаковке. Так, плохо упакованная металлическая продукция вследствие попадания во влажную среду может привести к банальной коррозии. Иными словами, не защищенная упаковкой посуда может потерять товарный вид и станет складским грузом.

Согласно ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1 ст. 1064 ГК РФ, ст. 14 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»). Ответственность за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа регламентируется ст. 796 ГК РФ. Среди целого списка статей, раскрывающих суть взаимоотношений перевозчика с заказчиком, есть одно уточнение, а именно «если не будет доказано, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело». Плюс к этому стоит сказать о размере возмещения. Закон гласит, что стоимость груза или багажа определяется из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Товарный вид

Как ни странно, но термин «товарный вид» каждый участник сделки понимает по-своему. Поэтому при заключении договора с транспортной компанией необходимо четко прописывать, что подразумевается под нарушением товарного вида как упаковки, так и самой продукции.

Советы

Претензия о ненадлежащем исполнении своих обязанностей транспортной компанией, повлекшем за собой порчу перевозимого груза, должна быть составлена по правилам и в определенные сроки.

Срок исковой давности в подобном случае истекает спустя год после доставки груза ненадлежащего вида. Предварительная претензия транспортной компании (перевозчику) должна быть составлена не позднее чем в 30-дневный срок с момента привоза испорченного товара, затем в случае отказа от возмещения ущерба получатель груза имеет право направить соответствующее заявление в суд.

Дабы не доводить дело до затягивающихся годами тяжб, специалисты рекомендуют осматривать груз сразу же после его поступления. Затем письменно зафиксировать все обнаруженные повреждения (если они имеют место быть). Желательно добавить к этому фотографию испорченной части груза. В случае сомнения в целостности доставки (например, при большой партии изделий) не лишним будет обратиться за помощью к опытному специалисту, который поможет быстрее и точнее определить целостность доставленного груза.

Ситуаций, вызывающих порчу груза и упаковки в результате перевозки, очень много, и очень часто они связаны с человеческим фактором. По этой причине следует максимально точно прописывать количественно качественные показатели перевозимого груза, заранее определять ответственность сторон и сроки разрешения понесенных потерь в случае порчи груза в процессе его перевозки.

Упаковка является неотъемлемой частью товара, ее порча может привести к потере не только вида, но и потребительских свойств самой продукции, а переупаковка – это дополнительные расходы.

Еще сложнее обстоит дело с утилизацией упаковки и (либо) испорченного в ней товара – это опять же расходы.

Наиболее часто происходит деформация упаковки при перевозке или отправке по почте. Покупатель часто по этой причине отказывается от покупки. Поэтому доставку посуды продавцы стараются доверять только проверенным перевозчикам/доставщикам.

Транспортная компания

В числе перевозчиков посуды есть не только крупные, но и небольшие компании, охватывающие локальный рынок. Кроме того, доставкой товаров до конечного покупателя занимаются курьерские службы.

Претензии к последним выглядят более чем просто: если приходит товар ненадлежащего вида, в силу очевидной порчи в процессе доставки, покупатель отказывается от покупки и все. Если же заказ уже оплачен, то составляется жалоба с указанием причины отказа от такого товара, а покупатель дублирует заказ и ждет следующую доставку.

А вот если приходит партия, в которой часть упакованной продукции повреждена или полностью утратила заводской вид? В этом случае в силу вступают договорные обязательства страхования грузов.

Если есть возможность, хрупкие товары лучше отправлять авиатранспортом. Предпочтение лучше отдать чартерному рейсу: этот вариант доставки дороже других, но он обеспечит максимальную скорость и безопасность.

Частная практика

В процессе доставки небольшой партии посудной продукции со склада в магазин произошло ДТП, в результате которого часть перевозимой посуды разбита. Виновником ДТП был признан на месте водитель, сидевший за рулем автомобиля, врезавшегося в автомобиль транспортной компании, перевозившей посудную продукцию. В данном случае прямой вины компании-перевозчика нет, поскольку в ДТП виновен не он. Однако транспортная компания возместила ущерб, поскольку согласно ГК РФ несла ответственность за доставку груза. В дальнейшем транспортная компания вправе потребовать компенсации потерь у виновника ДТП (в судебном или внесудебном порядке, не нарушая срока исковой давности).

Еще один типовой случай. В процессе доставки часть посудной продукции приехала в виде боя, который при погрузке был керамической посудой. В результате разбора ситуации ответственность была возложена на отправителя, поскольку согласно предварительной и письменно оформленной договоренности он несет ответственность за размещение и фиксацию погруженной посуды. Все упреки в виде «неаккуратной езды», «резкого торможения» и пр. были отвергнуты, поскольку тара с посудой не была закреплена внутри автомобиля перевозчика должным образом.

Роль экспедитора

Если транспортировка или доставка посуды сопровождается экспедитором, то данное лицо также несет ответственность за качество доставки, в частности за сохранность количества и внешнего вида перевозимых изделий (в том числе упакованных). Экспедитор не несет ответственности за порчу перевозимого товара в случае, если по обстоятельствам непреодолимой силы не смог предотвратить порчу перевозимого груза.

Складское хранение

Как ни странно, порча товара (либо упаковки) часто происходит на складе. Причины все те же: небрежность и повышенный уровень влажности, вплоть до контакта непосредственно с водой. Ответственность в первую очередь ложится на владельца склада, допустившего порчу продукции клиента на своей территории. Однако если будет доказано, что продукция поступила на склад в уже поврежденном состоянии или могла потерять внешний вид при хранении в силу причин, наступление которых могло быть, и стороны договорились об этом, то ни о каком возмещении убытков не может быть и речи. Арендатор складской площади в этом случае сам несет ответственность и решает вопрос с очевидными убытками (дополнительными расходами).