Тенденции и динамика современного мира отразились и на потребительском поведении – покупки совершаются не так, как это было 10 лет назад. Сегодня большинство покупателей, особенно в крупных городах, отдают предпочтение онлайн-магазинам, более рационально тратятся деньги и больше доверия «скрытой», чем прямой рекламе. Тщательная аналитика тенденций позволяет маркетологам спрогнозировать спрос с учетом текущих тенденций, а также повысить конкурентоспособность бренда, найти точки роста для бизнеса, улучшить клиентский сервис, определить объективные цены продуктов и оптимизировать вложения в перспективные направления бизнеса.
ОНЛАЙН-ШОПИНГ
По итогам первой половины 2024 года рынок онлайн-покупок составил 53% от общего количества продаж. Подавляющее большинство ритейлеров фиксируют рост заказов через Интернет даже в летний период 2024 года.
Потребители отдают предпочтение маркетплейсам, а не отдельным интернет-магазинам, ввиду чего доля первых в онлайн-торговле составляет более 80%.
Уровень конкуренции в сфере онлайн-торговли остается прежним, рынком владеют 10 наиболее крупных маркетплейсов. Специфика у каждого из них есть своя, но в тройку лидеров можно включить WB, Ozon, Сбермаркет.
Продолжается тренд на скорость доставки заказов, покупатель предпочитает получить свой заказ в ближайшие 3 дня. В дальнейшем эта тенденция сохранится – предпочтение будут отдавать тем, кто способен привезти товар как можно быстрее.
С популяризацией и ростом точек маркетплейсов на периферии увеличивается доля онлайн-покупателей в регионах. Потребители привыкают к доставке товара, тем более что можно отказаться от него, если товар не соответствует описанию. В небольших городах продавцы посуды закрывают торговые точки, не в силах конкурировать с онлайн-торговлей.
ПРЕДМЕТЫ РОСКОШИ, ПОСУДА ПРЕМИУМ-КЛАССА
Если мы говорим о покупке предметов премиум-класса, мы говорим о потребительской активности в крупных городах-столицах. Темпы роста потребительской активности россиян за полгода заметно замедлились. За три квартала активность замедлилась почти в 2 раза: с 12,6% в третьем квартале 2023 года до 6,5% во втором квартале 2024-го, следует из данных Минэкономразвития.
Замедление потребительской активности происходит на фоне продолжающегося роста доходов населения. Общий рост заработных плат поднимается за счет резкого повышения зарплат IT-специалистов в крупных городах. По данным Минэкономразвития, доходы от собственности (куда входят и доходы от вкла- дов) в первом полугодии выросли на 28,4% в годовом выражении.
По данным Росстата, прирост сбережений во втором квартале 2024 года достиг почти 1,9 трлн руб. – против 1 трлн руб. в первом квартале и 1,4 трлн во втором квартале 2023 года. По итогам 2023 года 7,2% доходов населения было направлено на сбережения, тогда как за первое полугодие 2024 года – 6%. Однако во втором квартале 2024 года доля доходов, направляемая на сбережения, составила 7,4%, следует из данных Росстата.
Глава Сбербанка Герман Греф в июне отметил, что высокий уровень
загрузки производства ведет к повышению зарплат и потребительскому буму. Рост цен мог бы компенсировать импорт, но этого не происходит из-за санкций.
ОТНОСИТСЯ ЛИ ЭТО К ЛЮКС-ТОВАРАМ, К ПОСУДЕ В ЧАСТНОСТИ? НАСКОЛЬКО ХОРОШО ПРОДАЕТСЯ ПОСУДА ПРЕМИУМ-СЕГМЕНТА?
Опрос ЦБ не демонстрирует серьезных изменений в сберегательных настроениях россиян. Доля тех, кто считает, что сейчас свободные деньги лучше направить на покупку дорогостоящих товаров, немного сместилась в сторону увеличения: с 29% в апреле до 31% в июле 2024 года. При этом доля тех, кто считает правильным откладывать деньги, сохраняется на уровне 52%.
Следуя логике опроса, вложение денег в покупку дорогой техники или товаров, в частности профессиональной посуды для готовки, оправдано, если вы много времени проводите на кухне, занимаетесь приготовлением пищи часто и получаете от этого удовольствие. Что касается столовой посуды, все зависит от требовательности и кошелька покупателя. Тот, кто всегда пользовался посудой высокой категории, на экономсегмент не перейдет никогда. Таким образом, продажи посуды в категории люкс остаются приблизительно на том же уровне, что и до санкций, снижаясь не такими высокими темпами, как просел сегмент «средний плюс».
РАСПРОДАЖИ, АКЦИИ, БОНУСЫ
В 2024-м потребители продолжат экономить за счет бонусов и программ лояльности. По статистике всего 28% покупателей не обращают внимания на распродажи, 38% всегда делают покупки во время скидок, 34% – считают, что могут обойтись без скидок, но обычно используют возможность сэкономить. Приэтом большинству не принципиально важен размер скидки – даже небольшое снижение цены подталкивает их купить товар.
Традиционно на первом месте среди методов мотивации клиентов к покупкам стоят программы лояльности и накопительные скидки. Популярность продолжает набирать и кэшбек – его используют для привлечения клиентов как в онлайн-торговле, так и на офлайн-рынке. Продавцы на маркетплейсах, которые участвуют в глобальных распродажах площадок, также фиксируют стабильный прирост заказов во время акций.
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ
Высокий уровень потребления ЦБ называет в числе проинфляционных факторов, которые в том числе приводят к ужесточению денежно- кредитной политики. Сейчас мы наблюдаем достаточно необычную ситуацию, когда рост сбережений сопровождался и активным потреблением. Эта ситуация складывалась в начале весны.
Но к лету и осени потребительская активность замедлилась, а доходы населения выросли. Реальные денежные доходы во втором полугодии увеличились на 9,6%, это стало рекордом с 2014 года. Доходы растут благодаря зарплатам, увеличение которых связано с огромным дефицитом кадров и рекордно низкой безработицей. Еще один фактор – увеличение поступлений от размещения денег на депозитах. Cнижение кредитования и рост сбережений должны двигаться в противофазе. В 2022 году покупатели экономили, так как ситуация была пока неизвестна. В 2024 году с повышением зарплат, развитием производственных площадок, в основном в оборонной сфере, появилась возможность потребления. Но с учетом ситуации потребитель более тщательно подходит к покупке. Большинство клиентов сначала изучают ассортимент и сравнивают цены, затем делают заказ там, где есть возможность купить дешевле.
Согласно статистике Росстата, прирост сбережений в первом квартале 2024 года достиг 1 трлн руб., во втором квартале – почти 1,9 трлн руб.
Ответственный подход к бюджету одна из причин роста популярности маркетплейсов: во-первых, цены на товары ниже, чем в офлайне, во-вторых, из-за большого количества продавцов можно легко выбрать самое выгодное предложение без потери качества.
Также из-за экономного подхода к покупкам растет популярность распродаж и все более востребованными становятся программы лояльности.
ВЫВОДЫ
В 2024 году ожидается продолжение тенденций, которые складывались на протяжении последних нескольких лет, – рост доли онлайн-покупок, особенно на маркетплейсах, забота о собственном здоровье и окружающей среде, доверие к отзывам и проверенным брендам, ответственный подход к своему бюджету и осознанные траты. Если учитывать потребительские тренды при создании рекламных стратегий и формировании политики бренда, можно установить доверительные отношения с ЦА и прочно закрепиться на современном рынке.
Статья основана на данных открытых источников и rbc.ru