Масса непредвиденных обстоятельств часто изменяет поведение участников рыночного пространства, даже при проведении простых торговых операций. По этой причине строить прогнозы в отношении показателей рынка рискованно. Но обойтись без обдумывания будущего поведения потребительских интересов и возможностей тоже нельзя. Тем более, что посудный сегмент в значительной степени зависит от внешних факторов, и их нужно учитывать.
На общем фоне
Текущая ситуация на рынке посуды неоднозначная и скорее удручает, нежели вселяет оптимизм. Сокращение розничных продаж, затрудненный поиск и доставка новинок, недостаточные мощности отечественного производства. В совокупности эти факторы при условии неблагоприятного внешнего воздействия порой лишают желания представителей рынка продолжать свой посудный бизнес. Расстаться с ним окончательно не так-то просто по ряду причин, к тому же периодами покупательская способность и объемы продаж все-таки показывают рост. В большинстве случаев представители бизнеса одновременно находят применение в смежных рыночных сегментах, таких как подарки, сувениры, бытовая электротехника и пр. Это пока спасает от массового ухода с рыночной площадки как крупных, так и небольших игроков.
Конечно, полностью направление посуды не исчезнет. Наиболее известные компании, занятые в посудном сегменте, сохранятся и тем самым сохранят сформировавшиеся потоки поставок. Это уже неоднократно было доказано в моменты катастрофических экономических спадов и сопутствующих им периодах непростого восстановления.
Более того, за исключением сезонных колебаний есть все основания предполагать, что в скором будущем уровень спроса на посуду (как профессиональную, так и домашнюю) непременно возрастет. Причины следующие.
Сегодня умная кухонная техника открывает массу кулинарных возможностей, что способствует приобретению как ее самой, так и дополнительной посуды для расширения возможностей такой техники. Благодаря автоматизации приготовления, энергоэффективности, элементарному удобству, экономии времени можно утверждать, что в дальнейшем продажи такой техники в посудном сегменте будут приносить достойную прибыль продавцам. В числе такой техники не только бытовые настольные приборы, но и профессиональное кухонное оборудование.
Темпы урбанизации
Процесс формирования городской среды, включающий рост городов и городского населения, постоянно способствует спросу товаров, свойственных современному уровню быта. В значительной степени это касается кухонной и столовой утвари, соответствующей развивающимся технологиям, стремительно входящим в нашу жизнь. Современные материалы, покрытия, электронные гаджеты наполняют наше пространство, являются неотъемлемой частью интерьерных решений.

Сегодня сложно представить обычную домашнюю кухню без антипригарной посуды, многопрограммной кухонной техники, силиконов и материалов на их основе и многого другого. В группе столовых изделий стоит отметить массу новых декоративных решений, выполненных благодаря внедренным высоким технологиям, среди них деколи, варианты обработки и украшения стекла, новые решения из пищевого пластика и пр.
Революционное продвижение искусственного интеллекта позволяет в минимальные сроки находить решения, на которые еще недавно требовались годы. Сегодня мы наблюдаем постоянное обновление дизайна, которое в первую очередь проявляется в городских условиях. И это способствует росту потребления трендовых решений как в кухонной, так и в столовой зоне. Кстати, в загородном жилье быт также довольно быстро подтягивается к городскому уровню, по этой причине и здесь все чаще становятся востребованными изделия, соответствующие современному интерьерному убранству.
Это вселяет надежду на дальнейшее сохранение спроса на интересные посудные новинки, которые будут соответствовать сформированным трендам.
Одной из проблем продвижения как уже хорошо зарекомендовавшей себя посуды, так и многочисленных новинок является постоянный рост цен на такую продукцию. Зачастую ценовое повышение перекрывает уровень доходности покупателя. Это, конечно, не радует покупателя. Исключение составляет прогрессивная кухонная техника, в частности инновационные посудомоечные машины и современные холодильники. Покупатели с большим желанием обращаются к кредитам и рассрочкам при покупке крупной бытовой техники (в том числе встраиваемой).
Индустрия туризма
Туристическое направление стало одним из важнейших экономических сегментов, который привлекает потребителей. Подвижность активной части населения в отношении поездок в другие города, регионы, страны способствует заимствованию культуры и, в частности, кулинарного мастерства. В результате на наших столах все чаще появляются заморские продукты и блюда. Соответственно, появляется и посуда для обработки, приготовления и подачи на стол таких блюд.
Характерные примеры: тажины, щипцы для устриц, ложка для авокадо и пр. Эти изделия прочно осели на отечественных прилавках исключительно из-за расширения кулинарных пополнений в традиционном меню.
Список подобного инвентаря постоянно расширяется, в частности за счет привлекательной росписи и использования в качестве декора (например, узбекские пиалы и блюда), удобства использования и пр.
Другими словами, туризм, помимо полученных впечатлений от увиденного в поездке, способствует улучшению бытовой стороны нашей жизни и приобретению посуды. Учитывая развитие туристического кластера (кстати, включая специализированные кулинарные туры), можно говорить о росте спроса на ряд посудных изделий, получивших распространение за границами своей родины (в качестве еще одного примера можно назвать уже давно известные фондюшницы).
Рост доходов населения Было бы неверным сегодня говорить о росте благосостояния всех слоев населения в нашей стране.

Поэтому будем придерживаться исключительно терминологии, а именно абсолютного роста доходов, выражающегося в увеличении размера оплаты труда и измеряемого непосредственно в рублевом эквиваленте. Увеличения размера доходов отрицать невозможно.
Впрочем, как и размеров вынужденных расходов, но об этом в другой раз. Согласно статистике, даже незначительное увеличение или рост количества денежных знаков в бумажном или электронном виде способствует дополнительным приобретениям предметов для дома, в частности посуды. Зачастую такие покупки совершаются внезапно и их нельзя отнести к категории дорогостоящих, но все-таки зависимость между увеличением дохода и приобретением товаров посудной группы существует и ее нельзя не учитывать. Следовательно, рост продаж посудных изделий в период индексаций, повышения минимального размера оплаты труда, дополнительных доходов, премий и пр. денежных поступлений, носящих как повсеместный (региональный) характер, так и индивидуальный, будет способствовать росту объемов продаж посуды.
Увеличение сегмента кухонной утвари
Скорее это следствие таких объективных направлений, как рост популярности домашней кухни, развитие гастрономического туризма, внедрение новых материалов и возникновение обновленного дизайна, более частое обращение к онлайн-торговле. Тем не менее специалисты прогнозируют уже в следующем году существенный рост сегмента кухонных принадлежностей (включая посуду и аксессуары), при этом, вполне возможно, этот сегмент займет наибольшую долю рынка товаров для дома.
Увеличение доли рынка кухонной утвари продлится не менее 10 лет с ежегодным ростом более 3%. Итоговый рост за данный период времени может составить более $60 млрд.
Важным критерием роста рассматриваемого выше сегмента станет также укрепление позиций коммерческих кухонь во всем мире (то есть заведений общественного питания).
Среди сопутствующих факторов для расширения кухонного сегмента стоит назвать развитие индустрии гостеприимства, культурное обогащение, привлечение туристов и пр.
Особое место стоит уделить влиянию социальных сетей, которые изобилуют кулинарными блогерами, чье выпуски способствуют продвижению умных кухонных гаджетов, устройств и разнообразных посудных изделий.
Подведение итогов
Учитывая позитивные факторы, способные в ближайшем будущем способствовать активизации рынка, профессиональным участникам нужно максимально эффективно подготовиться к демонстрации своего предложения. Необходимо представить покупателю наиболее интересные изделия как из группы уже активно продающихся, так и только появляющихся на рынке, но вселяющих уверенность в свою привлекательность со стороны покупателей.
