Цифры говорят…

Автор

Летние месяцы 2025 года традиционно показали некоторый спад покупательской активности по ряду посудных позиций. Проявление заинтересованности в кухонных и столовых посудных предметах ожидается в ближайшее время, то есть уже к началу октября будет понятно, к каким конкретно изделиям потянутся потребители.

Что говорят официальные цифры?

По оценке Минэкономразвития, в первом квартале 2025 года рост потребительской активности (включая суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению) замедлился до 3,2% год к году. Эксперты, опрошенные РБК, расходятся во мнениях, сформировался ли тренд на охлаждение потребления.

Сезонность существует, но главная проблема – это увеличение цен и нестабильная обстановка в целом.

Однако пластиковая столовая посуда, а также кухонные изделия, предназначенные для приготовления пищи на свежем воздухе, продемонстрировали небольшой рост продаж. Если проследить уровень покупок казанов, мангалов, решеток для использования на открытом огне, грилей и пр., то уже с конца апреля – начала мая 2025 года кривая продаж по этим позициям поползла наверх.

Поэтому сезонность не означает спада продаж в целом по всему ассортименту. На общую картину влияет только снижение покупательской активности в связи с обостренной геополитической ситуацией.

Покупатели в среднем еще более сдерживают себя в расходах; основная причина – снижение реальной доходности в силу беспрерывного роста цен.

Купить или ремонтировать?

Кстати, весенне-летние месяцы показали небольшой рост приобретений кухонной техники, например число аэрогрилей возросло в 1,5 раза. В такой же ситуации находятся продажи кухонных вытяжек, комбайнов, блендеров, мясорубок, измельчителей, мантоварок и иных предметов, а также разнообразных аксессуаров для вышеперечисленной техники. Но что интересно, россияне нашли способ сэкономить на бытовой технике. Летом 2025 года граждане стали значительно чаще ремонтировать приборы вместо того, чтобы покупать новые. По данным «Авито Услуг», в июне-июле спрос на ремонт и обслуживание бытовой техники вырос на 21% относительно весны. Так, число обращений из-за холодильников увеличилось на 46%, из-за посудомоечных машин – на 17%, телевизоров – на 11%, варочных панелей и духовых шкафов – на 10%, стиральных и сушильных машин – на 6%, кофемашин – на 4%.

Росстат и Минэкономразвития опубликовали дополнительные оценки, позволяющие подвести результаты частного потребления в первой половине этого года. Они сводятся к тому, что спрос домохозяйств охлаждается в силу его насыщения непродовольственными товарами и снижения доступности кредитов. Во второй половине года подход населения к потреблению, ожидают аналитики, станет консервативнее, а динамика самого показателя, возможно, ухудшится.

Такая волна покупательского поведения связана с традиционным периодом отпусков основной массы населения и ожиданием распродаж с привлекательными скидками.

В первую очередь акционные распродажи фиксируются на маркетплейсах, которые теперь по праву можно считать приоритетной торговой площадкой для основной массы покупателей. Среди последних лидируют Wildberries и Ozon.

Особой разницы для покупателей здесь нет, фактически потребитель проверяет наличие желаемой продукции и близость пункта доставки. Что касается Сбермаркета, то, по мнению многих покупателей, цены здесь немного выше, удобство заключается в более развитой адресной доставке, фактически до двери клиента.

По мнению аналитиков Commonwealth Partnership (CMWP) Marketbeat, в первом полугодии 2025 года оборот розничной торговли вырос на 11% год к году. При этом рост обеспечивается за счет онлайн-ритейла, а посещаемость ТЦ и обороты традиционного ритейла снижаются.

На фоне изменений потребительской корзины и снижения покупательской активности отношение к посуде стало менее требовательным. Очевидна усталость и неактуальность потребления в текущее время. На одном из форумов, где встречались профессиональные участники рынка, прозвучало мнение, что потребитель стал менее тщательно относиться к выбору марки стали и изготовителя при выборе продукции из нержавеющей стали по одной простой причине: постепенно происходит привыкание к более частой смене кухонных кастрюль и сотейников, которые относятся к категории антипригарной посуды.

Антипригарная посуда в кухонном сегменте продолжает оставаться локомотивом продаж и полем для внедрения новейших технологий. В первую очередь это связано с появлением обновленных антипригарных покрытий и материалов и новой фурнитуры (ручки, ободки, механизмы крепления и пр.). Покупатели живо реагируют на такие новшества, что позволяет продавцам более эффективно продвигать данный товар и неплохо зарабатывать на нем.

В сегменте питьевого стекла в летнем сезоне также можно было отметить оживление. Покупатели в основном приобретали питьевой ассортимент: наборы рюмок, а также недорогие стаканы для безалкогольной продукции.

Подрос уровень продаж изделий для хранения и перевозки готовых блюд, а также ингредиентов. В последнее время покупательский интерес фокусировался на стеклянных боксах с плотными крышками из пластика, позволяющих перевозить разнообразные блюда, в том числе жидкие. Несмотря на больший вес таких боксов по сравнению с полностью пластиковыми, стекло воспринимается домохозяйками более практичным и здоровым материалом (самым инертным из всех), что делает такие боксы крайне удобными для хранения готовых блюд и ингредиентов в холодильнике.

Сегодня эксперты ожидают рост продаж столовых предметов из фарфора, стекла и стеклокерамики.

Это традиционная картина, которую можно наблюдать в течение десятилетий. «Осенняя сервировка», берет свое, покупатели регулярно обновляют или дополняют свой стол новыми предметами в сентябре-октябре без праздничного повода.

Наблюдатели также отмечают появление новых моделей и имен в сегменте чугунной посуды (в частности, ООО «Камская Посуда» существенно расширило свой ассортимент в последнее время), уровень спроса на такие изделия уже в течение нескольких лет демонстрирует плавный рост. Есть вероятность, что владельцы газовых плит постепенно переходят на «чугун», не желая больше менять сковороды с антипригарным покрытием 1 раз в 2,5-3 года. Владельцы стеклокерамических и индукционных не меняют свои приоритеты по причине появления царапин и возможных сколов от тяжести такой посуды и, соответственно, потери привлекательного внешнего вида главного кухонного предмета.

Потребительский спрос и доходы населения Оборот розничной торговли в июне 2025 года составил 4987,3 млрд руб., или 101,2% (в сопоставимых ценах) к соответствующему периоду предыдущего года, в первом полугодии 2025 года – 28 880,0 млрд руб., или 102,1%.

В условиях резкого замедления годовых темпов розничного кредитования динамика потребления еще в большей степени зависит от темпов роста доходов населения.

В условиях высоких ставок и удорожания производства все издержки производителей и торговых сетей перекладываются на потребителей. Сильнее всего это бьет по самым бедным и социально незащищенным слоям населения, значительная часть дохода которых тратится на еду. По данным Института человека РОМИР, в апреле 2025 года индекс расходов на еду вырос на 1,5% по сравнению с мартом и достиг 34,6%. Этот показатель означает, что российские семьи тратят 34,6% дохода на покупку еды, а значит, у них остается меньше денег по другие товары и услуги, что снижает общий уровень благосостояния семей.

Многие россияне скептически относятся к тому, что их реальные доходы вырастут в скором времени, и предпочитают экономить.

Тренд на сохранение денег коснулся не только бедных, но и россиян со средним достатком и даже состоятельных граждан.

В итоге мы видим, что ритейл проседает по уровню продаж в электронной коммерции. Финансовые и экономические проблемы ритейлеры перекладывают на покупателей в виде повышения цен. Идет давление и на поставщиков, все более сужается их поле деятельности и чаще появляются штрафные санкции. Ряд экспертов придерживается пессимистического сценария развития розничного рынка, при котором мы будем наблюдать дальнейшее ослабление спроса и повышение цен. Но есть и значительная часть аналитиков, предрекающая улучшение ситуации и выравнивание рыночных показателей, в частности замедление роста цен и повышение доходности значительной части населения в стране.

Последнее связывается с более эффективной политикой потребительского кредитования, переносом коммунальных пересчетов на зимние месяцы, заполнением рынка новыми марками, постепенными расходами сбережений граждан, сохраняемых с момента возникновения отложенного спроса у некоторой части потенциальных покупателей.

В посудном сегменте максимальный уровень продаж в ближайшее время будет связан с классическим ассортиментом, который приобретается в первую очередь при возникновении новых домохозяйств, замене устаревшей и пришедшей в негодность утвари. Новинки будут продаваться в случае, если они отвечают потребностям в традиционной по назначению посуде, а также в качестве подарка (в этом случае немаловажную роль играет упаковка), а также в силу внезапных эмоциональных всплесков настроения, способствующих совершению стихийной покупки.

Цены на посудные изделия жестко привязаны к ценам на товары общего рынка бытовых товаров, где на сегодняшний день наблюдается их постоянный рост (1-2% в месяц). Даже замедление темпов ценового роста не приведет в ближайшее время к изменению общей картины. Продавцам следует выстраивать более лояльную политику продаж, обеспечивая насыщенность рынка актуальными и востребованными предметами, исключая сомнительные позиции, которые рискуют надолго задержаться в складских остатках.