Посудный сегмент на пороге осени

Автор

Летние месяцы 2023 года традиционно показали некоторый спад покупательской активности по ряду посудных позиций. Проявление интереса к кухонной и столовой посуде ожидается в ближайшую декаду, то есть уже к началу октября будет понятно, к каким конкретно изделиям потянутся потребители.
Однако пластиковая столовая посуда, а также кухонные изделия, предназначенные для приготовления пищи на свежем воздухе, как и прежде, продемонстрировали рост продаж. Если проследить уровень покупок казанов, мангалов, решеток для использования на открытом огне, грилей и пр., то уже с конца апреля – начала мая кривая продаж по этим позициям поползла наверх.
Поэтому сезонность не означает спада продаж в целом по всему ассортименту. На общую картину влияет только снижение покупательской активности в связи с обостренной геополитической ситуацией.

Покупатели в среднем еще более сдерживают себя в расходах; основная причина – снижение реальной доходности в силу беспрерывного роста цен.

Весенне-летние месяцы показали в среднем двухкратный рост приобретений кухонной техники. Волна активных продаж на кухонные приборы ощутилась уже в апреле текущего года (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), в мае уровень спроса возрос еще более, например число аэрогрилей возросло в 2,5 раза. Примерно на столько же возросли продажи кухонных вытяжек, комбайнов, блендеров, мясорубок, измельчителей, мантоварок и иных предметов, а также разнообразных аксессуаров для вышеперечисленной техники. В связи с повышением цен на кухонные приборы европейских марок покупатели постепенно переключаются на аналоги китайских производителей.

Отечественные приборы актуальны по-прежнему в регионах. Правда, с середины июля до конца августа потребительский интерес вновь снизился и только недавно конечные потребители вновь стали проявлять заинтересованность к данным изделиям. Такая волна покупательского поведения связана с традиционным периодом отпусков основной массы населения и последовавшими за ним стимулирующими распродажами с привлекательными скидками.

В первую очередь акционные распродажи фиксируются на маркетплейсах, которые теперь по праву можно считать приоритетной торговой площадкой для основной массы покупателей. Среди последних лидируют Wildberries и Ozon. Особой разницы для покупателей здесь нет, фактически потребитель проверяет наличие желаемой продукции и близость пункта доставки. Что касается Сбермаркета, то, по мнению многих покупателей, цены здесь немного выше.

Анализ уровня спроса на пластиковую посуду в этом летнем сезоне показывает более глубокое изучение имеющегося предложения. Ключевыми моментами для потребителей по-прежнему остаются цена и дизайн, но теперь к ним еще добавляется экологическая безопасность и производитель. Предпочтение при выборе пластиковой утвари отдается изделиям, произведенным в России, или российским маркам. В сознании массового покупателя китайская продукция до сих пор ассоциируется с чем-то не очень качественным, выполненным из дешевого и не всегда проверенного сырья.

Интересно, что отношение к посуде из нержавеющей стали стало более лояльным, чем 2-3 года назад, когда покупатель старался разобраться в марке стали и уровне исполнения многослойного дна такой посуды. На одном из форумов, где встречались профессиональные участники рынка, прозвучало мнение, что потребитель стал менее тщательно относиться к выбору марки стали и изготовителя при выборе продукции из нержавеющей стали по одной простой причине: постепенно происходит привыкание к более частой смене кухонных кастрюль и сотейников, которые относятся к категории антипригарной посуды.

Антипригарная посуда в кухонном сегменте продолжает оставаться локомотивом продаж и полем для внедрения новейших технологий. В первую очередь это связано с появлением обновленных антипригарных покрытий и материалов, используемых для фурнитуры (ручки, ободки, механизмы крепления и пр.). Покупатели живо реагируют на такие новшества, что позволяет продавцам более эффективно продвигать данный товар и неплохо зарабатывать на нем.

По поводу выбора эмалированных изделий можно сказать, что изделия от компании «Эмальпосуда», как и прежде, отбираются довольно внимательно, можно сказать скрупуезно, особенно если это касается топовых позиций. Например, премиальная линейка Vitross изучается покупателем особенно тщательно, нежели традиционные позиции от «Северстали». Покупатель обращает внимание на качество исполнения эмалевого покрытия, его цвет, дизайнерское исполнение, включая форму, фурнитуру, рисунок, и только после анализа перечисленных параметров совершает покупку. Число продаж единичных изделий, как и в прошлые годы, превышает число продаж наборов примерно в 3-5 раз.

Казалось бы, удовлетворить спрос по всем видам посуды сегодня совсем не сложно. Но, как ни странно, это не совсем так, в том же сегменте эмалированных изделий ощущается нехватка привлекательных внешне «крупнокалиберных» кастрюль объемом 5,5-6 л. Их условно заменяют чуть ли не баки, с объемом от 8 л, от известного российского производителя («СтальЭмаль»), успешно продолжающего выпускать изделия эконом-уровня.В сегменте питьевого стекла в летнем сезоне также можно было отметить оживление. Покупатели в основном приобретали питьевой ассортимент: наборы рюмок, а также недорогие стаканы для безалкогольной продукции. В основном потребитель не покупает наборы, а набирает нужное количество сам.
В связи с этим, конечно, более востребованные позиции, продаваемые россыпью.

По итогам 2022 года Росстат зафиксировал падение оборота розничной торговли на 6,7% по сравнению с 2021 годом. Прогноз на текущий год оставлял желать лучшего. Однако в 1 квартале 2023 года наблюдается позитивная динамика в розничной торговле и рост индекса предпринимательской уверенности. Кстати, в 2022 году в цифровом измерении объем продаж в целом по отрасли составил 93,3% от уровня 2021 года. Так что не все прогнозы сбываются, хотя отрицать временное уменьшение объема рынка в текущем периоде нельзя. Тем не менее, общий оборот розничной торговли в 1 квартале 2023 года составил 92,7% к  соответствующему периоду прошлого года, то есть разрыв начал сокращаться. Индекс потребительских настроений, рассчитываемый Банком России, в 1 квартале 2023-го вырос по сравнению с 4 кварталом 2022 года на 5 п.п. По материалам www.new-retail.ru/business

Немного подрос уровень продаж изделий для хранения и перевозки готовых блюд, а также ингредиентов. В последнее время покупательский интерес фокусировался на стеклянных боксах с плотными крышками из пластика, позволяющих перевозить разнообразные блюда, в том числе жидкие. Несмотря на больший вес таких боксов по сравнению с полностью пластиковыми, стекло воспринимается домохозяйками как наиболее практичный и здоровый материал (самый инертный из всех), следовательно, такие боксы крайне удобны для хранения готовых блюд и ингредиентов в холодильнике.

Сегодня эксперты ожидают рост продаж столовых предметов из фарфора, стекла и стеклокерамики, а также кухонных предметов, в первую очередь сковород с антипригарным покрытием. Это традиционная картина, которую можно наблюдать в течение десятилетий. «Осенняя сервировка», если можно так выразиться, берет свое. Покупатели регулярно обновляют или дополняют свой стол новыми предметами в сентябре-октябре без праздничного повода.

В последнее время наряду с казанами из толстостенного непокрытого алюминия стало больше и других изделий из этого материала, например разнообразных сковород, форм для выпечки (в частности, хлеба) и пр. Есть все основания предполагать, что в ближайшие 1-1,5 года модельный ряд таких изделий будет расширяться: многие потребители хорошо помнят такую посуду со времени существования СССР, и добрые воспоминания являются стимулом для покупок. Психологи говорят, что несмотря на то, что модные тенденции диктуют совершенно иную моду на посуду, в тревожные моменты память хочет видеть на столах то, что ассоциируется со спокойным прошлым.

Наблюдатели также отмечают появление новых моделей и имен в сегменте чугунной посуды (в частности, ООО «Камская посуда» существенно расширило свой ассортимент в последнее время), уровень спроса на такие изделия уже в течение нескольких лет демонстрирует плавный рост. Есть вероятность, что владельцы газовых плит постепенно перейдут на «чугун», не желая больше менять сковороды с антипригарным покрытием 1 раз в 2,5-3 года. Владельцы электрических плит, прежде всего стеклокерамических, а также индукционных не спешат к такой замене по причине появления царапин от такой посуды и, соответственно, потери привлекательного внешнего вида и потребительских свойств плит.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что в скором будущем объемы реализации чугунной посуды в среднем ценовом сегменте (1,5 -5 тыс. руб.) увеличатся. При этом у покупателей будут появляться не только сковороды, но и кастрюли, кокоты, чугунки и другая утварь, включая подставки под горячее и крышки.

Уже сегодня практически в каждом посудном магазине или посудном отделе крупной торговой точки и даже в обычном хозмаге можно увидеть чугунную посуду. Еще 3-5 лет назад такого не было. Хотя уже тогда было понятно, что российский посудный рынок не может обходиться без чугунной посуды.

Кстати, о сковородах… Еще одним критерием выбора сковород и сотейников сегодня является жесткость крепления ручки. Как ни странно, но еще до появления проблем с антипригарным слоем многие пользователи сталкиваются с расшатыванием рукоятки, при этом простое подкручивание винтика не приносит желаемого результата.Не случайно многие домохозяйки теперь при покупке сковород потрясывают их, желая убедиться в надежности крепления рукоятки.

Одним из основных факторов, влияющих на активность покупателей, является их покупательская способность. Чем этот показатель выше, тем спокойнее и регулярнее осуществляются любые покупки. Но, к сожалению, реальные доходы граждан постоянно падают, уровень спроса снизился в 2022 году на 3-4%. В 2023-м этот показатель также демонстрирует устойчивое снижение. Покупатели стараются быть бережливыми и экономными. Снижение доходов населения оценивается на уровне 10-15%.

Специалисты из Big Time Retail полагают, что в 2023 году продолжится снижение емкости рынка товаров для дома. В деньгах на 10-15% (до 250-270 млрд руб.), в натуральном выражении – на 20-25%. Это довольно ощутимые изменения, к которым следует быть готовым всем участникам посудного рынка. Ситуация явно затянется до тех пор, пока новые альтернативные сети, дублирующие, например, IKEA и Zara Home (и другие сетевые точки продаж посудных изделий), не выйдут на должные объемы реализации.

Строго можно выделить 3 основных причины, влияющие на будущее ритейла: снижение уровня спроса, падение реальных доходов населения, рост цен. При этом ряд экспертов придерживается пессимистического сценария развития розничного рынка, при котором мы будем наблюдать дальнейшее ослабление спроса и повышение цен. Но есть и значительная часть аналитиков, предрекающая улучшение ситуации и выравнивание рыночных показателей, в частности замедление роста цен и повышение доходов значительной части населения в стране.

Последнее связывается с более эффективной политикой потребительского кредитования, переноса коммунальных пересчетов на зимние месяцы, заполнения рынка новыми марками.

В посудном сегменте максимальный уровень продаж в ближайшее время будет связан с классическим ассортиментом, который приобретается в первую очередь при возникновении новых домохозяйств, замене устаревшей и пришедшей в негодность посуды. Новинки будут продаваться в том случае, если они отвечают потребностям в традиционной по назначению посуде, а также в качестве подарка (в этом случае немаловажную роль играет упаковка), а также в силу внезапных эмоциональных всплесков настроения, способствующих совершению стихийной покупки.

Цены на посудные изделия жестко привязаны к ценам на товары общего рынка бытовых товаров, где на сегодняшний день наблюдается их постоянный рост (1-2% в месяц).
Даже замедление темпов ценового роста не приведет в ближайшее время к изменению общей картины.
Продавцам следует выстраивать более лояльную политику продаж, обеспечивая насыщенность рынка актуальными и востребованными предметами, исключая по возможности сомнительные позиции, которые рискуют надолго задержаться в складских остатках.

Оставить ответ