Тема питьевого стекла для всех участников рынка не теряет своей актуальности. Казалось бы, количество производителей и выпускаемой продукции достаточно, чтобы обеспечить значительную часть потребностей рынка в такой продукции. Кроме того, закупки за рубежом расширяют видовое разнообразие сервировочной посуды и питьевого стекла данного сегмента. И все же любая дискуссия по стеклянной посуде, возникающая в диалоге между партнерами (особенно это заметно на выставочных мероприятиях), выявляет массу острых и важных граней. Мы решили коснуться этой темы, понимая ее актуальность и многогранность, и постараться общими усилиями приблизиться к ответам на вопросы, возникающим в данной области.
Актуальность рынка
Мировой рынок питьевого стекла в настоящее время находится в стадии активного роста, определяемого растущим интересом потребителей к экологически чистым материалам и функциональным особенностям стеклянной посуды.

Наиболее влиятельными регионами остаются Северная Америка, Европа и Азиатско-Тихоокеанский регион. За последнее десятилетие наблюдались значительные изменения в структуре рынка, вызванные обострением конкуренции, появлением новых технологий и изменением поведения потребителей.
Сколько можно, сколько нужно?
В 2024 году российская промышленность произвела свыше 211,4 млн единиц столовой и кухонной посуды из стекла, что составляет прирост относительно показателя предшествующего периода примерно на 3,5%.
По итогам данного года наибольший вклад в общий выпуск продукции внес Приволжский федеральный округ, обеспечив производство изделий почти в размере 69,8% от общего объема выпущенной продукции.
За период с 2022 по 2024 год наблюдается постепенное повышение средней стоимости производства стаканов и прочих стеклянных сосудов, используемых для напитков (исключая изделия из стеклокерамики).
За этот временной отрезок стоимость данной категории товаров увеличилась примерно на 2,4%, начиная с уровня в 20,9 руб. за штуку в 2022 году и достигнув отметки в 21,4 руб. за единицу в конце исследуемого временного интервала. При анализе динамики изменения стоимости, наблюдаемой производителями, особое внимание заслуживает июльское значение данного показателя, зафиксированное в 2025 году.
Тогда средняя цена производителей возросла уже на 4,8% по сравнению с предыдущим месяцем, составив сумму порядка 22,0 руб. за изделие. Что касается анализа роста розничных цен, наиболее выраженный скачок был отмечен в сегменте рюмок и фужеров, выполненных из обычного стекла. В частности, в 2023 году зафиксировано значительное ускорение роста розничных цен – показатель увеличился практически на 9,1%. На сегодняшний день средняя розничная цена данных товаров в июле 2025 года поднялась всего лишь на 0,4% по отношению к предыдущему месяцу, зафиксировав уровень в 138,7 руб. за единицу товара.
Источник: alto-group.ru

Повышение интереса к экологии и здоровью
Одной из основных тенденций является усиление внимания к вопросам экологии и здоровья. Сегодня покупатели отдают предпочтение стеклянной посуде ввиду ее гигиеничности, долговечности и способности поддерживать первоначальные свойства напитков и пищи. Использование пластмассы постепенно уменьшается вследствие опасений относительно возможного негативного воздействия на организм человека и окружающую среду.
Индивидуализация и кастомизация
Современные потребители ценят уникальную продукцию, соответствующую индивидуальным предпочтениям. Поэтому производство высококачественной индивидуальной и оригинальной посуды приобретает особую значимость.
Многие производители начали предлагать собственные коллекции уникальной формы и внешнего вида, способные подчеркнуть индивидуальность владельца.

Онлайн-коммерция и глобализация
Интернет-технологии сделали доступным распространение стеклянной посуды по всему миру. Электронная торговля занимает важное место в продаже продукции, предоставляя потребителю широкий выбор предложений. Именно онлайн-каналы стали основным способом покупки посуды во многих странах, что облегчает доступ к широким рынкам и способствует экспансии малых предприятий.
Российский рынок
И еще. Основными потребителями стеклопосуды являются заведения общественного питания.
Снижение выпуска такой продукции во многом объясняется корректировкой объемов потребления. Если посмотреть динамику производства и отгрузки стеклотары (включая бутыли) за прошедшие несколько лет, то эта величина была еще меньше и даже намного меньше. Поэтому текущее снижение более чем уместно в случае изменения потребности рынка.
Скорее всего, некоторое падение объемов производства стеклопосуды вызвано объективными рыночными причинами.
Если понадобится, рынок может продемонстрировать более высокий результат по выпуску питьевой стеклопосуды. Это утверждение подтверждают скачкообразные темпы роста, имевшие место в прошедшие периоды. Однако резкого роста показателя, скорее всего, не произойдет в силу достаточного удовлетворения покупательских потребностей в данном сегменте.

Задачи производителей и поставщиков – обеспечить равномерное распределение продажных потоков по всей территории России. К сожалению, основная часть всего представленного на рынке питьевого стекла концентрируется в столичном регионе и крупных мегаполисах страны.
Безусловно, это снижает потенциальный объем распространения столового стекла в регионы и тем самым снижает объемы выпуска в целом. Именно решением вопросов распространения выпускаемой продукции, ее регулярной доставки до потребителей из отдаленных районов занято сейчас сообщество производителей и поставщиков. От решения данной задачи будет зависеть и объем выпуска такой продукции в последующие годы.
Ожидания роста объемов потребления напитков в стеклянной таре при прочих равных условиях имеются. Аналитическое агентство ROIF Expert уже подсчитало, что объем рынка стеклянных бутылок в 2024 году вырос на 18 млрд руб., а аналитики компании «Юнисервис Капитал» прогнозируют его прирост в течение ближайших 2-3 лет в размере 4-5%.
Одним из факторов роста вышеуказанного показателя является усиление спроса на бутилированные напитки, в частности пиво. Кроме того, бутылка подлежит многократной переработке (переплавки), что создает все условия для наращивания объемов ее производства.
Подводя черту вышесказанному, можно отметить, что выпуск посудных изделий из стекла зависит от многих факторов, среди которых есть один, с которым считается абсолютно каждый поставщик и продавец. Это уровень потребительского спроса на данную продукцию. Пока этот уровень высок, остановки производственного процесса случиться не должно.
Еще одним корректирующим объемы производства фактором будет объем выпуска бутылок. Объективно в Центральном ФО этот показатель выше. Может ли он повыситься в других регионах в ближайшем периоде, рассчитать трудно в силу целого ряда факторов. Во многом потребление бутилированной воды и напитков связано с демографической ситуацией и развитием сектора социальных услуг.
Видовое разнообразие
Порой создается впечатление, что сколько напитков, столько и сосудов для их употребления. При этом на прилавках розничных магазинов, особенно относящихся к федеральным сетям, выбор такой посуды не очень-то велик. Как правило, все ограничивается наиболее часто употребляемыми изделиями: стопками, рюмками, бокалами для виски и коньяка, фужерами для шампанского, кружками (пинтами) и стаканами для пива. В онлайн-формате можно заказать и особые формы сосудов для различных вин, ликеров, крепких алкогольных напитков и др.
К сожалению, изысканные модели из тонкого, цветного, декорированного стекла предлагаются в ограниченном ассортименте, к тому же продукция от европейского производителя сегодня обходится покупателям крайне дорого.

Несмотря на ограниченность представленных моделей и почти полное отсутствие разнообразия европейского стекла, отечественные предприятия по выпуску этой продукции предлагают на рынок стеклянные изделия экономкатегории по выгодным ценам. И пока рознице есть что предложить. Конечно, сразу же «догнать и перегнать» европейских лидеров рынка изящных питейных сосудов не получится (по крайней мере, это маловероятно), но расширить имеющийся ассортимент вполне возможно. Но и Азия не дремлет. Китайские компании по производству стеклянной посуды добились снижения затрат на 15-20% по сравнению с Европой и сокращения циклов поставок на 50% за счет автоматизированных производственных линий и крупномасштабных закупок. И это еще одна из актуальных тем для всего сегмента питьевого стекла.
HOME ИЛИ HORECA?
Еще одним вопросом, сопутствующим профессиональным обсуждениям, является вопрос назначения питьевого стекла в смысле его использования в секторе общественного питания и домашних застолий. В отличие от периода 2020-2022 годов в текущий момент популярность восстанавливают рестораны, кафе, закусочные и пр. Следовательно, растет спрос на соответствующую посуду – отвечающую таким требованиям, как повышенная прочность, травмобезопасность, удобство складирования, частое использование в посудомоечных машинах и т.д. В связи с этим расширяется число заказов такой посуды. Производственные мощности заводов органично предоставляют посуду из упрочненного стекла, пригодную для ресторанов и кафе.
Однако сектор домашнего питания традиционно выигрывает с сектором HoReCa в продажах (использовании) посуды из стекла, которые закрепились с момента ограничений, вызванных пандемией. Этому, разумеется, есть свое объяснение.
Это и ЗОЖ, и экономический фактор, и, пожалуй, дань возникшей моде, которая на руку всем кулинарным передачам, которые заполнили телевизионные каналы, а уж про Интернет и говорить не приходится. Надо сказать, что домашняя кулинария – наиболее простой и удобный способ заявить о себе, о своем бренде, особенно если он связан с конкретным человеком, точнее с именем конкретного человека.

Не важно, чем «кулинар» занимается в своей постоянной профессиональной жизни – поварским искусством или чем-то иным, важно, что, позиционируя себя в роли повара и раскрывая «невиданные» секреты приготовления знакомых и редких блюд, он использует масс-медиа для продвижения своей персоны, способствуя ее узнаваемости, да еще в очень светлых тонах, поскольку показывает и делится (удаленно, конечно, но все-таки) чем-то вкусным, полезным… Это способствует привлечению внимания и возникновению позитивных ассоциаций. Так или иначе, сегодня сектор Home идет почти вровень с сектором HoReCa.
В результате компании бронируют очередь на изготовление тех или иных изделий из стекла, а маркетологи тем временем пытаются решить вопрос универсальности посуды. И, действительно, ресторанная посуда прекрасно подходит для дома. Правда есть вероятность нарушения сроков замены столовых изделий в силу их естественного износа; срок истираемости существенно увеличивается, часто раньше наступает срок морального устаревания.
Что в итоге?
Тема стеклянной посуды и, в частности, питьевого стекла сохраняет свою актуальность, несмотря на, казалось бы, достижение высоких результатов в этом сегменте. Сегодня это единственный сегмент, в котором уже много лет собственное производство выпускает товаров не меньше, чем импортируется. Устойчивость является ключевым фактором в отрасли стеклянной посуды. Потребители более экологически сознательны, ведущие бренды сосредоточены на переработанных стеклянных изделиях.
Многие компании в настоящее время применяют экологически чистые методы производства, которые уменьшают углеродный след и минимизируют отходы. Биоразлагаемая упаковка и ее альтернатива (без пластика) также пользуется спросом, что делает привлекательной стеклянную посуду. Что удивительно, что немного растет спрос на уникальную стеклянную посуду ручной работы. Те, кто ценит мастерствоства, предпочитают персонализированную стеклянную посуду из-за альтернативы с массовым производством.
Поскольку городские жилые пространства становятся меньше, потребители склоняются к многофункциональной стеклянной посуде, которая служит нескольким целям. Модульные наборы для напитков и теплоустойчивая стеклянная посуда, которая из кухонной посуды великолепно переходит к столу в сервировочную, приобретает популярность. Эта тенденция для людей, которые ищут практичные и стильные решения, которые максимизируют эффективность пространства без ущерба для эстетики. Кроме того, стеклянная посуда с двумя назначениями, которую можно использовать как для горячих, так и для холодных напитков, привлекает тех, кто ценит удобство и экономию.
Потребитель сегодня отличается повышенной требовательностью как к износостойкости и прочности приобретаемой посуды, так и к ее внешнему виду. Современный рынок стеклянной посуды стремительно эволюционирует благодаря внедрению инновационных технологий, усилению внимания к экологической устойчивости и изменению предпочтений покупателей.
К 2026 году ключевые тенденции будут включать развитие экологически чистых производств, внедрение умных решений, возвращение интереса к традиционным методам изготовления, популяризацию минимализма и создание универсальных продуктов.
Бренды, которые адаптируются к этим тенденциям, не только останутся актуальными, но и будут процветать на все более конкурентном рынке. Независимо от того, являетесь ли вы потребителем, ищущим новинки, или производителем, предлагающим товар, тенденции и тренды помогут вам в мире стеклянной посуды.
