Что влияет на рынок?

Автор

Зависимость рынка посуды от внешних факторов очевидна. Но что имеет наиболее сильное влияние на уровень потребительского спроса и активность торговых взаимоотношений между профессиональными игроками?

Просто понять, но…

В первую очередь посуда, как и любой товар, пользуется определенным спросом. Спрос связан либо с острой необходимостью либо желанием замены изделия ради эстетики, безопасности и экологичности. В силу этого минимальный спрос на посуду (на необходимые предметы) наблюдается постоянно, и он имеет ярко выраженную стабильность (иногда сезонность) и в значительной степени варьируется от финансовых возможностей конечных потребителей.

В 2024 году совокупная выручка российских компаний, работающих в сегменте розничной торговли посудой и товарами для дома, достигла рекордных 20,1 млрд руб. Это приблизительно на 12% больше, чем в 2023 году. Что касается 2025 года, статистика за полугодие показывает снижение выручки на 10-15% (столь приблизительные цифры объясняются особенностями выборок и методологией официальной статистики).

А также колебания спроса, инфляционное давление и изменение потребительских предпочтений. Тем не менее в более долгосрочной перспективе ожидается продолжение позитивной динамики. По оценкам специалистов, к 2029 году объем рынка может достичь 36,5 млрд руб. при среднегодовом темпе роста +12,7%.

Потребители заботятся об обновлении или дополнении своего домашнего кухонного или столового арсенала (за исключением необходимых предметов для приготовления и потребления пищи) после того, как будут удовлетворены основные (базовые) нужды. Это факт, не требующий пояснений. Поэтому индикатором роста или падения спроса в посудном сегменте является показатель снижения или роста покупок в других сегментах рынка: в частности, продовольственном. Кроме того, важно наблюдать за рынками жилья, легкового автотранспорта и банковским сектором, в частности рынком кредитов.

Во всех этих сегментах рост потребительской активности – может быть как следствием увеличения благосостояния, и тогда можно ожидать активизации на рынке посуды, так и следствием снижения потребительской активности и может говорить либо о нехватке денежных средств (тогда в сегменте посудных товаров ожидать роста покупок бессмысленно), либо о насыщении не посудными товарами и переключении внимания потребителя на посуду как на предмет улучшения своего быта (тогда уровень продаж посудных изделий станет выше).

То есть очень важно понимать мотивацию конечного потребителя на основе его материального и эмоционального состояний. Как показывает опыт специалистов, постоянно изучающих рынок, для устойчивого спроса на предметы посуды покупатель должен находиться в состоянии финансовой стабильности, позволяющей совершать недорогие покупки без нанесения ущерба своему личному (семейному) бюджету.

…Но сложно рассчитать

К сожалению, очень трудно предугадать поведение покупателя, рассматривая число совершенных им покупок за единицу времени. Многие эксперты вообще строят анализ только на изучении смежных и похожих по ценовому диапазону рыночных сегментов. То есть сравнивают те области рынка, где реализуется продукция, схожая по цене с посудой. В первую очередь это сегменты хозтоваров, подарков, повседневной одежды, домашнего текстиля и т.п.

Без лукавства скажем, что такого рода расчеты или прогнозирование сценариев развития взаимоотношений между покупателем и продавцом имеет высокую долю погрешности. Во многом большинство участников посудного рынка делают выводы и строят перспективы своей работы на богатом личном опыте, то есть без применения математических моделей, для которых необходимы довольно впечатляющие массивы данных. Даже пресловутый искусственный интеллект не способен пока дать точного прогноза, хотя учитывает сотни и тысячи факторов и может рассчитать десятки вариантов развития поведения конечных покупателей.

Вполне возможно, уже в ближайшем будущем применение искусственного разума будет приводить к более ясному пониманию пути развития рынка посуды. И тогда мы будем говорить о снижении периода инерционного поведения изучаемого рынка. Пока же уровень инерционности крайне высок. Посудный рынок неповоротлив, он медленно переходит на современные рельсы и не может резко изменять имеющиеся здесь предложения товаров, схемы работы с партнерами, внедрять в свою работу последние технические усовершенствования и пр. В дальнейшем в борьбе за клиентов и объемы продаж будут биться искусственные головы, они же будут моделировать модели дальнейшего развития рынков. С рынком посуды это произойдет не в первую очередь!

Но понимание того, каким будет ближайшее будущее для участников рынка посуды и потребителей, все-таки может быть определено и даже максимально точно (но не без сложностей, которые в итоге выражаются в бесконечных поправках и уточнениях) на основе традиционных расчетов, включающих схемы экстраполирования на базе наиболее достоверных данных за последние несколько лет. И с учетом непрогнозируемых факторов, поскольку посудный рынок довольно плотно связан с эмоциональным состоянием конечных покупателей.

Важные наблюдения

Китай продолжает лидировать благодаря своим мощностям и гибкости в логистике. Но и Турция успешно укрепляет свои позиции на российском рынке посуды, предлагая доступные товары из фарфора, керамики и прочного термостойкого стекла. При этом покупатели часто готовы переплачивать за посуду европейских марок, не понимая зачастую, что она также произведена на китайских фабриках, с единственным отличием, что за соблюдением технологии и качеством выпускаемого товара тщательно следят представители заказчика.

При прочих равных условиях посудный рынок напрямую отражает «климат» в среде конечного потребителя. Посуда, если она не является остро необходимой в приобретении, покупается только в условиях стабильности на глобальном рынке, следовательно, в числе серьезных корректирующих поведение покупателей причин – все изменения в экономической и политической сферах. В первую очередь это уровень ВВП (внутренний валовый продукт) и НД (национальный доход), уровень инфляции, размер ключевой ставки, курс национальной валюты, уровень реальной безработицы, стоимость минимальной потребительской корзины и пр.

Так снижение инфляции однозначно свидетельствует о расширении возможностей покупателей и совершении ими большего числа покупок товаров для дома, в частности посуды. Рост безработицы свидетельствует о снижении общего уровня материального благополучия (люди не работают не по причине избытка денежных средств). Удешевление кредитов для населения также расширяет возможности покупателей, а снижение курса национальной валюты (впрочем, как и ощутимый рост) говорит о нестабильности и часто сдерживает покупателя и способствует накопительству средств. Рост банковских процентов обычно является следствием компенсации материальных потерь в прошлом периоде и лишь частично уравновешивает уровень понесенных или текущих расходов, поэтому на рост продаж, как ни странно, оказывает не очень большое влияние.

В апреле МВФ ожидал, что рост экономики России в 2025 году составит 1,5%, а инфляция – 9,3%. Правительство России в апреле ожидало рост ВВП по итогам года на уровне 2,5%. В августе прогноз понизили до «не менее 1,5%», в сентябре – до 1%.

Кризисная ситуация последних лет характеризуется довольно быстрым и продолжительным снижением уровня покупательской способности граждан. Для компаний, работающих на рынке посуды, это оборачивается риском потери своих целевых групп потребителей, которые перетекают в другие товарные сегменты. С учетом общего снижения спроса отток старых покупателей часто не удается заместить притоком новых, особенно ввиду вынужденного сокращения расходов на продвижение и маркетинг. Оценить текущее положение той или иной группы конечных покупателей и спрогнозировать их перемещение между разными сегментами в будущем может помочь сопоставление текущих и предполагаемых цен на посуду со статистикой доходов населения.

Суммирование наблюдаемых изменений общерыночных показателей дает возможность с достаточно высокой долей вероятности говорить о возможных изменениях на посудном рынке. При этом с внедрением новых технологий уровень инерционности посудного сегмента будет снижаться, и его ответы на происходящие изменения будут более динамичными. Другими словами, рынок будет быстрее реагировать на современные часто не прогнозируемые потребности конечных потребителей.

Каков прогноз?

В завершение было бы правильным обрисовать возможное будущее на посудном рынке, хотя бы с точки зрения изменения спроса на предметы посуды в целом. Наиболее вероятно, что рынок будет работать в относительно спокойном режиме без резких перепадов в плане цен и товарных поступлений. Это будет связано с последствиями вялотекущего затухания массового спроса и переключения покупателей на иные товарные группы.

При этом все же стоит заметить, что в поисках факторов, формирующих работу посудного рынка, в первую очередь стоит назвать присутствующую инфляцию и ключевую ставку – два показателя, которые напрямую зависят от уровня роста экономики, внутригосударственного развития и места на мировой арене.

Показатели ВВП и НД не менее информативны, но являются прямым отражением экономического роста или падения, в то время как финансовые показатели – расчетные величины, определяющие финансовые возможности (низкие или высокие) участников рынка, включая потребительский сектор.

Растет доля в продажах российских производителей в связи с отсутствием пошлин на ввоз алюминия, более быстрыми сроками поставок, меньшими колебаниями в отпускных ценах, хорошим качеством продукции. Тем не менее предпочтения потребителей остаются на стороне проверенных зарубежных брендов, которые продолжают присутствовать на рынке через параллельный импорт. Наиболее востребованы среди покупателей сковороды достойного качества, наборы посуды (кастрюли + ковши с крышками), наборы ножей, кружки и бокалы отдельно, наборы фужеров и термокружки.

Сегодня постепенно происходит адаптация основной массы покупателей к неевропейским иностранным товарам, но при этом довольно качественным. Также налаживается схема поставок как водным путем, так и автодорогами (иногда воздушными путями), соответственно, различными видами транспорта. Резервные пути для банковских расчетов тоже позволяют говорить о том, что наступивший осенний сезон традиционно перейдет в фазу активизации с конца октября, и покупатели смогут порадовать себя заблаговременно подготовленными для них новинками. При этом, скорее всего, не обойдется без ценового роста (в рамках сохраняющейся инфляции). Что касается ассортимента, то дизайнерские новинки по опыту прошлых лет станут основным двигателем торговых взаимоотношений при сохранении уровня продаж уже завоевавших признание покупателей товаров.

Стоит также добавить, что не снижается актуальность модели домашнего питания, так что сектор Home (наравне с сектором HoReCa, также демонстрирующим в последнее время рост) будет продолжать пополняться не только яркой столовой посудой, но и кухонными изделиями, которые постоянно демонстрируют внедрение современных технологий.