Стеклянный дом России

Автор

Формирование российского рынка стеклянной посуды, по мнению ряда экспертов, продолжается с XIX века, когда открытие двух хрустальных заводов – Гусевского и Дятьковского определило дальнейшее развитие посудной стекольной отрасли в рамках государства, живущего в состоянии извечных перемен: то территориальных, то экономических…

Сегодня посуда из стекла актуальна, находится в тренде и набирает обороты производства и продаж. До 2020 года рынок стеклянной посуды показывал заметный рост. Оказалось, что производить стекло на территории родного государства, в том числе посуду, значительно выгоднее, чем закупать его в Турции, Китае и других странах… По оценкам экспертов, российский рынок стекла и стеклотары – один из самых успешно развивающихся рынков России и Европы. Причем наибольший спрос наблюдался в сегменте стеклянной посуды ресторанного типа, продажи которой выросли в 2022 году более чем на 8% по сравнению с предыдущим годом, что обусловлено сложностями пандемийного периода.

Исключение составляют изделия из хрусталя. Этот рынок продолжает насыщаться в основном за счет изделий чешских производителей. Продукция Гусевского завода встречается на полках магазинов значительно реже. В основном она продается через маркетплейсы покупателям, которые традиционно любят хрусталь и ценят его. Что касается изделий Дятьковского завода, который условно разделен на два совершенно разных предприятия: завод, выпускающий продукцию под маркой AVDEEV CRYSTAL, и под ТМ «Шувалов». Первый выпускает изделия премиум-сегмента, в основном ручной работы, дизайнерские и стильные вещи по достаточно высоким ценам.

Изделия под ТМ «Шувалов» дешевле, в основном это прессованный хрусталь, который также продается на маркетплейсах или в онлайн-магазинах. На полках сетевых торговых точек его почти нет. Но тема хрусталя достаточно обширна, и ее можно рассматривать отдельно от стеклянной истории. Сейчас мы рассматриваем сортовую посуду из стекла.

Классификация посуды из стекла

Сортовые изделия различают по четырем основным направлениям:

По назначению
-столовая посуда
-посуда для вина и напитков
-художественно-декоративные изделия
-HoReCa (отель, бар, ресторан)

По способу выработки

-выдувные
-прессованные
-прессо-выдувные
-свободно-выдувные
-скульптура

По способу обработки
-шлифованные
-алмазная грань
-огненная полировка
-декорированные эмалями и силикатными красками
-художественно оформленные
-гравированные

По виду стекла
-гутное
-хрустальное
-боросиликатное
-бесцветное
-окрашенное

Немного цифр

Ежегодные темпы роста рынка стеклянной посуды и стеклотары за последние годы составляют порядка 10-12%. И предположение, что стекольщики из Китая могут составить серьезную конкуренцию нашим производителям, не оправдалось. Доказательством этого служит уменьшение количества представленных стекольных брендов из Поднебесной на полках российских магазинов.
Основной объем столового стекла в России производится на нескольких отечественных заводах: ООО «Посуда» (Pasabahce), «Опытном Стекольном Заводе» («ОСЗ»), ЗАО «Николо-Натальинское стекло», Чернятинском заводе и др. Эти заводы стараются придерживаться европейских стандартов качества и дизайна. Но наибольший объем стеклянной посуды приходится на два завода: ООО «Посуда» и «ОСЗ».

Конечно, есть еще другие заводы, например завод «Гласс инк», который специализируется на выпуске сортовой посуды методом прессования и выпускает дымчатое стекло.
Но после пожара весной 2022 года объемы пока не все восстановлены, и они все же сильно уступают нижегородскому заводу (ООО «Посуда») и «Опытному Стекольному Заводу».
В настоящее время многие дистрибьюторы предпочитают работать именно с отечественными производителями стеклянных изделий. Объем импорта прозрачного столового стекла (исключая стеклокерамику и боросиликатное стекло) в натуральном выражении немного уменьшен по сравнению с 2021 годом. Конечно, в основном эта тенденция сложилась в связи с санкциями. Пока в страновой структуре импорта лидируют Китай – 34%, Турция – около 18%, Индонезия – около 5%, Чехия – 8 %, Италия – 3%, Германия – 2%, Франция – около 2%.

В 2022 году российскими предприятиями было выпущено стаканов и прочих стеклянных сосудов для питья (кроме стеклокерамических) на 8% меньше по сравнению с результатами 2021 года. Среднегодовой прирост производства (CAGR) стаканов и прочих стеклянных сосудов для питья (кроме стеклокерамических) за период 2017-2022 годов составил около 5%. Лидирующий федеральный округ РФ по производству стаканов и прочих стеклянных сосудов для питья (кроме стеклокерамических) – Центральный ФО (56,7% общероссйского производства за период с 2017 по 2022 год), на втором месте – Приволжский ФО (41% производства). Прирост производства стаканов и прочих стеклянных сосудов для питья (кроме стеклокерамических) к июню 2023 года поштучно увеличился на 22,4% к уровню такого же периода 2022 года.

В июне 2023 года средние цены производителей на стаканы и прочие стеклянные сосуды для питья, кроме стеклокерамических, составили 25,2 руб./шт.
Общий объем выпуска изделий из стекла (по мнению редакции) в 2022 году российскими предприятиями (включая ООО «Посуда» и ООО «Опытный Стекольный Завод») составляет более 20 млн поштучно.

Зарубежную продукцию успешно заменяют такие торговые марки как «ОСЗ», Pasabahce, Чернятинский завод, компания «Эвис», «Деком», «Гласс Декор», «Промсиз» и другие, которые в основном декорируют продукцию. В розничной продаже еще несколько лет назад посудный рынок был достаточно однообразным, более 50% всей легально продаваемой столовой продукции принадлежало турецкой компании Pasabahce и французской компании ARC-International с ее марками Luminarc. Сегодня же с развитием отечественного производства на российском рынке представлены почти все отечественные бренды.


Идет масштабное импортозамещение на рынке сортовой посуды из стекла. В России возникает большое количество производств декорированного стекла для стола отечественных марок.

Преимущества посуды из стекла и хрусталя

Главным преимуществом стеклянных изделий из стекла считается их экологичность и низкая розничная цена. Посуду из стекла рекомендуют использовать для приготовления пищи даже для детей. Именно экологичность достаточно часто влияет на выбор потребителей в пользу подобных изделий. Сейчас посуда из стекла привлекает не только своей эстетичностью, но и особой прочностью. Сегодня многие производители выпускают изделия из ударопрочного стекла, которые прекрасно выдерживают механические воздействия.

Кроме того, они могут быть использованы и для приготовления пищи в микроволновой печи. В тренде последних лет культивируется полная сервировка стола посудой из стекла. Бокалы и фужеры, блюда и тарелки, стаканы и другие изделия из стекла отлично смотрятся в любом интерьере. Современные производители выпускают продукцию, которая отличается не только изысканностью формы, но и широтой цветовой гаммы. Это позволяет подобрать наиболее подходящие варианты сервизов или отдельных компонентов под дизайн той или иной кухни. Если говорить про хрустальные изделия, то они, конечно же, в первую очередь привлекают внимание своим чарующим внешним видом.

Во-вторых, нужно отметить хорошие эксплуатационные свойства стеклянной посуды, особенно если говорить об изделиях из закаленного стекла. Они позволяют выполнять любые термические обработки продуктов, и при этом можно не опасаться за их целостность. Кроме того, срок службы таких изделий исчисляется десятилетиями, конечно же, при условии, что они выполнены из высококачественного стекла с соблюдением всех необходимых технологий.
Качественную продукцию предлагают солидные производители.

Из сложностей, с которыми приходилось сталкиваться производителям стекла, – отсутствие качественного российского сырья, так как до сих пор основной компонент для производства – песок приходилось закупать за рубежом, большей частью в Украине. В связи с тем, что месторождения песка находятся в непосредственной близости к зоне боевых действий, заводы работают на ульяновском сырье.

Вряд ли стоит в стеклянной отрасли ожидать появления новых игроков, но те заводы, что работают сейчас, вполне могут увеличить объем производства и продолжить модернизацию имеющихся мощностей и, возможно, расширить ассортимент.

Оставить ответ