Особенность конкурентной борьбы в посудном сегменте объясняется изобилием поступающей на российской рынок азиатской посудной продукции, основная часть которой производится в Китае. Каким образом в современных условиях нашим оптовикам и крупным производителям отстаивать свои марки и позиционировать преимущества предлагаемой посуды? Этим вопросом сегодня озадачено большинство участников рынка.
Откуда ты?
Не секрет, что подавляющая часть отечественных компаний, которые представляют посудный ассортимент из фарфора или керамики, лишь имитируют собственное производство, а фактически размещают заказы в Поднебесной. Да, в России есть реальные производственные мощности, в частности у таких известных производителей, как: Императорский фарфоровый завод, Дулевский завод, Гжельский завод, «Борисовская керамика», «Вербилки» и пр., но они единичны.
Некоторые производители могут дозаказывать определенные позиции, если у них не хватает собственных мощностей или технологических инновационных линеек для формирования полноценного предложения. И опять же дозаказывают в Китае или, что реже, в других азиатских странах.
Размещать заказ в Юго-Восточной Азии дешевле и проще, чем владеть собственным производством в родном государстве. Исключение – крупные действующие производства, занятые на посудном рынке не одно десятилетие. Это самые большие отечественные компании, которые трудятся на ниве изделий из литого алюминия или нержавейки. Так что большинство изделий отечественных марок изготовлены в азиатских кантонах. Казалось бы, при этом конкуренции с продукцией китайских производителей быть не должно.
Но не все так просто. Одно обстоятельство нарушает всю систему взаимодействия с отлаженным производством и логистическими схемами. Это создание клонов успешно выпущенной модели.
Конечно, можно обезопасить себя от клонирования на той же фабрике, но никто не гарантирует утечки информации по непредвиденным каналам и размещения перспективной модели на соседней производственной линии. В итоге получается, что практически одна и та же продукция появляется на рынке под разными марками или в виде noname продукции, которую с успехом могут переделать под какую-либо СТМ.
Конечно, существует некоторая законодательная база, препятствующая появлению непредвиденных клонов и даже карающая злоумышленников в случае доказательства причинения вреда. Но пока принимаемые для исключения утечки информации меры слабые.
Кроме того, выход на рынок новинки является прекрасной возможностью для практически безнаказанного моментального клонирования. Плюс к этому судебные разбирательства стоят огромных денег, сроки разбирательств затягиваются на неопределенный срок; в результате наносится ущерб двум сторонам.
В итоге мы сегодня можем наблюдать позиционирование новинки от известной марки и одновременно с этим очень похожую посуду noname. Причем лженовинка может быть выполнена не в виде точной копии и содержать важный новаторский элемент, формирующий стоимость изделия и привлекающий внимание потенциальных покупателей. Для китайских производителей создать такую посуду – обычная задача. А вот для заказчика важно выступать в роли единственного поставщика этой модели на рынок.
Обычной задачей является борьба с проникновением на рынок такого рода клонов. И борьба эта, как правило, осложняется невозможностью доказать факт клонирования. Например, параметры чаши, вид фурнитуры кухонной посуды могут отличаться – другая пресс-форма и все! Как тут доказать, что перед вами дубликат? Другое название антипригарного покрытия – и попробуй докажи, что это то самое покрытие, которое использовала компания-лидер. В рамках одной выставочной сессии можно обнаружить не одну сковороду, предлагаемую под разными марками, но фактически представляющими одинаковый товар.