Пластиковая посуда. Настоящее и будущее. Перспектива и реальность

Автор

В сложных экономических условиях сегодняшнего дня, в условиях санкций, одним из успешно развивающихся сегментов на рынке посуды являются изделия из пластика. Это хозтоварная группа, в которую входит и посуда. По анализу лета, можно сказать, что какие-то товарные группы имеют сезонный спад, но пластиковая посуда на текущий момент востребована круглогодично. Насколько интересен этот рынок и как он сейчас себя чувствует?

Традиционно продукция хозяйственного и бытового направления была из пластика. Такие свойства полимеров, как легкость, термостойкость, экологическая чистота, прочность, хороший товарный вид, обеспечивают возможность их использования в широком спектре в быту. Полипропилен как основное сырье для изготовления изделий – это современный, высококачественный и экологически безопасный материал. Его использование позволяет производить посуду с линиями любой сложности, он химически нейтрален и не взаимодействует с продуктами питания. Поэтому полимерные материалы вытесняют традиционные. Потенциал спроса на российском рынке на изделия культурнобытового и хозяйственного назначения из полимеров высок, объемы изделий бытового назначения растут, хотя и неравномерно.

Крупнейшими потребителями изделий из пластмасс являются: строительство – более 35%, производство упаковочных материалов для пищевых продуктов 20%, домашние хозяйства – 15% и прочие. Потенциал спроса на российском рынке на изделия культурно-бытового и хозяйственного назначения из полимеров высок. По оценке специалистов, максимальное потребление пластиковой посуды в мире составляет до 95 кг на человека в год, в то время как в России данный показатель пока не превышает 25 кг.

Среднегодовые темпы роста потребления изделий культурнобытового и хозяйственного назначения до 2020 года доходили до 15-20%. Эта ниша уже нашла своего постоянного покупателя. Появились интересные изделия, пластик становился все более привлекательным внешне и удобным в обращении.

На фоне других сегментов производства ТНП производство пластиковых изделий находится в хорошей форме.

На протяжении последних трех лет в России наблюдается как спад, так и подъем производства посуды столовой и кухонной, прочих предметов домашнего обихода и предметов туалета пластмассовых. Общее снижение покупательской активности в прошлом 2022 году привело к небольшому уменьшению потребления пластиковых изделий (народ стал экономнее). По итогам 2022 года потребление пластиковой посуды в России составило 1 350 648 тыс. т, темпы его роста сократились и составили 1,9% по сравнению с ростом на 36,8% в 2020 году.

К концу 2022 года объем складских запасов посуды столовой и кухонной, прочих предметов домашнего обихода и предметов туалета пластмассовых в промышленности снизился на 1,9%.
В 2022 году в России было произведено на 36 927 202,1 тыс. руб. посуды столовой и кухонной, прочих предметов домашнего обихода и предметов туалета пластмассовых, что на 3,4%
меньше объема производства предыдущего года.

В настоящее время центральным элементом национальной экономики стало импортозамещение. Что касается изделий ТНП из пластика, при изготовлении которых главным сырьем является полипропилен, российские производители заслуженно собирают лавры, обеспечив в 2021 году рывок в производстве материала, значительно увеличив ассортимент. Обеспечение спроса внутреннего рынка заполняется за счет отечественного производителя, российский рынок пластмассовых изделий в настоящее время на 80% представлен продукцией отечественных производителей, и только 20% составляют импортные товары.

Эта доля импорта объясняется неконкурентоспособностью отечественных товаров по качественным параметрам. Экспорт изделий бытового назначения незначителен и осуществляется в основном в страны ближнего зарубежья.

В 2022 году в России было произведено на 36 910 816,5 тыс. руб. посуды столовой и кухонной, прочих предметов домашнего обихода и предметов туалета пластмассовых, что на 3,4% меньше объема производства предыдущего года. В 2023 году производство посуды столовой и кухонной, прочих предметов домашнего обихода и предметов туалета из пластмассы увеличилось на 13,2% и составило 40 519 678,0 тыс. руб. на май 2023 года.

Самыми крупными областями потребления пластиковой посуды (ПП) на сегодня являются производство товаров народного потребления (тары и упаковки, хозтоваров, посуды, мебели и других предметов – 41%), изделий из пленочных нитей (бигбэгов и мешков – 27%), пленок (BOPP-и CPP-пленки – 19%) и нетканых материалов (агроспанбонд, геотекстиль, гигиенические товары – 12%). Снижение активности в отдельных секторах экономики компенсируется дополнительным спросом, который появляется в результате импортозамещения. Спад отмечен в сегменте литья, где спрос напрямую увязан с покупательской способностью населения.

Несмотря на то что основное сырье – отечественное, удорожание продукции все же произошло – примерно на 30%. Это связано с тем, что в прошлом году значительно повысилась цена на пропилен, сломалась логистика. Но положительным аспектом для отечественных производителей ТНП из пластика является то, что импортные аналоги или не заводятся в Россию, или стали стоить дорого.

Например, салатник-миска (марка Brabantia) объемом 3200 мл – производства Португалии – стоит более 3000 руб.; набор мисок, куда входят дуршлаги соковыжималка с мерным стаканом этого же производителя – от 7800 руб. в зависимости от продавца. Салатник (марка Koziol) объемом 3500 мл стоит 3550 руб.

А набор салатников 2; 3; 4 и 5 л от ЗПИ «Альтернатива» стоит 395 руб. на маркетплейсах. Конъюнктура позволяет отечественным производителям не снижать производство основного портфеля продукции, так что импортозамещение постепенно перестает быть отвлеченной темой для рассуждений и переходит в практическую плоскость. Из трех слагаемых успеха в наличии два: товар (широкий ассортимент, хорошее качество) и цена (даже если экспортные цены превышают внутренние, заводы мягко регулируют рынок по ценообразованию, не гонясь за экспортной альтернативой).

Однако третий аспект – доступность и стоимость финансов – оставляет желать лучшего. Повышенные ставки на кредитование производства убивают нашу экономику, а с учетом
большой площади страны и, соответственно, затрат на логистику стоимость российского продукта увеличивается. Отечественного сырья на производство ТНП хватает, теперь главное остается за потребителем.

По материалам plastinfo.ru