«Хромой» импорт и логистика

Автор

Дерзкая и неоправданная санкционная политика уже никого не удивляет. В России постоянно находятся возможности для такого рода противостояния, однако «обезвредить» все последствия санкций невозможно. Самыми слабыми точками остаются «альтернативный» импорт и логистика, поскольку полностью исключить перемещение товарной массы по территории других государств, в частности по территории европейских партнеров, невозможно. Альтернативный импорт уже перешел в разряд дорогостоящих операций, в том числе из-за обходных схем доставки товаров. Да и постоянно меняющиеся таможенные законодательства стран-партнеров в сторону усложнения работы российских закупщиков не способствуют облегчению сложившейся картины. В ближайшее время изменения ситуации не предвидится.

Обходные пути

Альтернативные логистические схемы достаточно просты. Они основаны на возможностях сопредельных стран. Например, это косвенный реэкспорт. Он предполагает заключение контракта европейским поставщиком, доставляющим товар в РФ, с компанией из сопредельных стран – Турции, Казахстана, Армении, Грузии. Товар прибывает на таможенный терминал РФ с новыми
документами и с уплатой всех таможенных платежей. Чтобы реализовать данную схему, нужна отдельная компания в сопредельной стране. Стоимость самой логистики не меняется, но товар неизбежно дорожает.

Второй способ – так называемый «ложный» транзит. Товар покидает ЕС, следуя через РФ, однако местом выгрузки указывается сопредельная страна-покупатель, например Казахстан. Поступая на таможенный склад в России, товар «перепродается». Его стоимость возрастает из-за дополнительных финансовых транзакций и двойных таможенных процедур. Эта схема почти не применяется с санкционными товарами.

Еще вариант – прямой реэкспорт. Схема предусматривает перевозку товара в сопредельную страну, но товар не импортируется, а перепродается там на таможенном складе, откуда его перегружают на другое транспортное средство и отправляют в РФ. Данный вариант также чреват увеличением стоимости продукции из-за дополнительных транзакций и усложнения схемы логистики.

И существует схема ввоза через третьи страны. К примеру, товар привозят в Казахстан, растаможивают, затем снова проходят таможенное оформление и вывозят товар в Россию, где снова проходят процедуру растаможивания. При этом выплаты НДС удваиваются в каждом
государстве.

По словам Марьи Дей, генерального директора Pony Express, европейские товары сейчас везут через транзитные страны, например, Турцию, Китай, ОАЭ, Узбекистан, Киргизию. Если раньше при перевозке грузов ставку делали на скорость доставки, сейчас никто из клиентов не прописывает в договоре сжатые сроки. Главное – чтобы груз вообще пришел, пусть это займет на 15 дней дольше, чем раньше. Стоимость поставок по транзитным маршрутам выросла в среднем на 20-30%. За 2022 год количество доставок из европейских интернет-магазинов в Pony Express упало на 80%. Пришлось сконцентрироваться на услугах для бизнеса: доставке документов, посылок и образцов для сертификации.
Андрей Мякин, директор по продажам в СДЭК, также подтверждает неблагополучную ситуацию: «Из-за санкций, закрытия Европы и ареста самолетов грузопоток российских авиакомпаний в 2022 году сократился почти на 60% – до 599,05 тыс. т, это уровень 2001 года. Ситуацию усугубило ограничение авиасообщения и закрытие аэропортов в южных регионах России».

Также Америка ввела вторичные санкции на компании, которые занимаются реэкспортом. Под каждый вид товара применяется свой метод логистики. Могут быть и другие варианты, но все они ведут к росту конечной цены минимум на 30-40%.

Наиболее востребованный способ – товар через страну-реэкспортера. В сложившихся условиях приходится изворачиваться и параллельно искать и находить новые пути поставок и, одновременно, альтернативную продукцию. Не случайно участники рынка посуды с большим вниманием относятся к потенциальным китайским или другим азиатским партнерам.

Не все та к просто

В поисках достойного альтернативного товара участники рынка натыкаются на очередной барьер,
преодоление которого требует и сил, и времени. Российский покупатель, конечно, вполне мобилен и понимает, что происходит вокруг него. Но он пока психологически не готов платить пусть даже за хороший товар китайского или иного азиатского, индийского, южноамериканского или производителя из иного региона сумму, которую был бы готов отдать продавцу известного европейского бренда. В сознании отечественного покупателя европейский дизайн, европейские марки означают уже понятные и проверенные временем. Это касается всех рыночных сегментов. Хотя, например, в автомобильной отрасли уже многие российские дилеры внимательно присматриваются к китайским моделям и считают, что у них огромный потенциал. И качество моделей во многом даже превосходит европейские аналоги.

Нет, дело, разумеется, не в оборудовании, не в названии земли, на которой размещена производственная линия. Дело в уровне контроля качества за исполнением и соблюдением всех технологических операций. И отношении к будущему покупателю! Ведь не секрет, что продукция западноевропейского бренда, произведенная на фабрике в другой стране для собственного рынка,
обладает куда большим «запасом прочности», нежели ориентированная на реализацию на других рынках и, увы, в России.

Но, пока «суд да дело», российские рынки продолжают наводняться посудой китайского производства или изделиями российских собственных марок, но сделанными на китайских фабриках. Поэтому претензии не к исполнителю, а к заказчику. В этом смысле и российские компании, размещающие заказ и стремящиеся максимально удешевить производство, предлагают потом продукцию, произведенную с учетом чрезмерной экономии собственных вложений!

Поэтому и отношение к российскому рынку такое пренебрежительное. Сегодня с отечественного покупателя за китайскую продукцию требуют больше, чем год назад за такую же продукцию европейского исполнения… Все понимают, что на рынке происходит очередное «надувательство», потому что китайская фабрика не может затрачивать на изготовление и реализацию известной продукции больше, чем фабрика, расположенная в Европе.

В шаге от желаемой реальности

Изменить ситуацию может только качество исполнения китайских товаров, ориентированных на российский рынок. Китай – мировая фабрика. Именно в Китае создается 90% всей товарной массы, которая реализуется в США, Западной Европе и других регионах. И это никого не шокирует, потому что качество исполнения продукции для этих стран на высоте. Что мешает так же подготавливать продукцию для России? Как мы писали выше – мешает неточное соблюдение требований на всех этапах производства (потому что за это нужно платить). Время дешевой китайской продукции завершилось. Недорогой альтернативный «Китай» – следствие сэкономленных вложений, при которых фабрика еще согласна выпускать продукцию. Но, увы, уже не каждая. Дело в том, что в Китае интенсивно перестраиваются на изготовление высококачественной продукции, если только речь не идет о недоразвитом кустарном производстве, которое еще сохранилось, но уже не пользуется прежним спросом у покупателей.

Крупным фабрикам стало не выгодно создавать продукцию эконом-уровня, рассчитанную на самый низкий потребительский уровень. Сегодня для фабрики важно развитие собственного бренда и репутация. Поэтому уровень исполнения заказов постепенно будет повышаться. И нашим производителям, напрямую работающим с китайскими производителями, сегодня важно заключать долговременные контракты и выдерживать все технологические этапы производства для получения лучшей продукции, рассчитанной на длительный срок эксплуатации при сохранении своих качеств и первоначального вида. Конечно, это приведет к увеличению цены конечного изделия, за которое будет расплачиваться потребитель, но только таким способом можно будет обеспечить наш рынок достойной альтернативной продукцией, а также обеспечить внутренний рынок отечественными марками, которые способны быть конкурентоспособным товаром на мировом рынке.