Рекламные компании в настоящее время в основном размещают свои продукты в онлайн-пространстве. Поэтому важно следить за изменениями в маркировке рекламного продукта и избежать штрафных санкций.
Маркировка рекламы в интернете 2023
С 1 сентября 2023 года все рекламные материалы, размещаемые в онлайн-пространстве, должны быть четко маркированы и отличимы от обычного контента. Отсутствие маркировки или нарушение установленных правил влечет за собой значительные штрафы.
Новый закон и изменения с 1 сентября
Изменения в законе «О рекламе» от 13.03.2006 N38-ФЗ, предусматривающие введение нового понятия «маркировка рекламы», действуют еще с 1 сентября 2022 года. В ФЗ-38 была введена новая статья 18.1. Бизнесу и физическим лицам было дано время на адаптацию к новым правилам, а с 1 сентября 2023 года введена шкала штрафов за нарушение маркировки рекламы.
Для чего нужен
Закон необходим для того, чтобы упорядочить рекламу в интернет-сфере как для физических, так и для юридических лиц, а также обеспечить прозрачность и защиту пользователей от навязчивой и скрытой рекламы. Нововведения необходимы для разделения понятий коммерческая и социальная реклама, также маркировка важна для отслеживания отчетности в ФНС.
Что нужно маркировать
Необходимо маркировать все виды рекламных материалов, включая баннеры, посты в социальных сетях, контекстную рекламу и видеоролики, которые будут видеть пользователи в сети Интернет на территории РФ, в том числе таргетированную, контекстную, медийную, саморекламу (исключая информацию о товарах или услугах на своем сайте и в группах в соцсетях, которая подается единообразно и не выделяет какие-либо товары), SEO-статьи, публикации в СМИ, а также публикации у блогеров. Если пресс-релизы носят информационно-ознакомительный характер (без выделения конкретной услуги или товара), то маркировать их не требуется. В иных случаях сведения о них подлежат общему закону о рекламе – вне зависимости от того, как они распространяются (на платной или безвозмездной основе).
Что касается SEO-текстов, Роскомнадзор говорит, что «если SEO-статья и арендные ссылки являются рекламой согласно закону, то тогда она должна регистрироваться в ОРД (у оператора рекламных данных)».
Если материал носит справочно-информационный характер, аналитический (обзоры рынков, результаты исследований) или содержит характеристики продуктов, то маркировать его не надо.
Что можно не маркировать
Маркировать не нужно собственные товары, анонсы мероприятий на своих площадках; новостной пресс-релиз, объявление на классифайдах (онлайн-сервисах, где собраны объявления от частных лиц и компаний), услуги в рассылках E-mail (собственная база), PUSH-уведомления (социальная реклама), ссылки на свой контент на других ресурсах, призывы на подписки на свои ресурсы, призыв на подписку на чат-боты (рассылка) – здесь не маркируется самореклама, но маркируется реклама чужих продуктов.
Штрафы за отсутствие маркировки
Если до 1 сентября 2023 года за отсутствие маркировки рекламы не штрафовали, то теперь суммы достигают нескольких сотен тысяч рублей за одно нарушение:
физлицо – от 10 до 30 тыс. руб.;
юрлицо – от 200 до 500 тыс. руб.;
должностное лицо – от 30 до 100 тыс. руб.
По материалам ria.ru