Посудный рынок к концу календарного года

Автор

Сегодняшняя ситуация на посудном рынке не дает повода расслабиться. Деловая активность, традиционно совпадающая с завершением года, скорее требует концентрироваться на текущем моменте, а именно на продажах, нежели подводить определенные итоги, как это случается в апреле-мае, перед так называемым «летним затишьем». И все-таки без анализа ситуации не обходится.

СГЛАЖИВАНИЕ «УГЛОВ» СЕЗОННОСТИ

На протяжении нескольких последних лет участники рынка отмечают сглаживание сезонных этапов функционирования рынка, в частности уже нет прежних резких смен покупательских предпочтений и в целом роста или снижения потребительской активности. То есть если раньше покупатель в летние месяцы буквально «засыпал», а осенью и тем более в начале декабря проявлял сильное желание приобретать разнообразные посудные изделия, то теперь разница в объемах продаж летом и осенью не столь глобальна! Разве что перед новогодними праздниками поток конечных потребителей несколько увеличится и уровень продаж потянется вверх.

УСПЕХИ УРОВНЯ СПРОСА

В этом году, кстати, приближение новогодних праздников в торговых точках ощущается сильнее. Уже с ноября магазины украшают витрины соответствующей символикой и устраивают предпраздничные скидки.

По мнению специалистов, несмотря на определенную покупательскую инертность, заметнее становится смена ассортимента в товарной матрице продавцов (то есть набора посудных товаров) в разные периоды года.

Согласно отчету из открытых источников, в 2022 году российскими предприятиями было выпущено 1218 тыс. шт. керамической посуды и хозяйственных изделий из керамики, что на 68,8% меньше по сравнению с результатами 2021 года. Среднегодовой спад производства (CAGR) керамической посуды и хозяйственных изделий из керамики за период с 2017 по 2022 год составил 43,3%. Лидирующий федеральный округ РФ по производству керамической посуды и изделий хозяйственных из керамики – Южный ФО (83,3% производства за период с 2017 по 2022 год), на втором месте – Центральный ФО (15,3% производства). Производство бытовых изделий из керамики в сентябре 2023 года снизилось на 19,9% к уровню сентября прошлого года и составило 84,6 тыс. шт. В сентябре 2023 года средние цены производителей на столовую и кухонную посуду из фарфора составили 163,9 руб. за штуку.

В осенне-зимние месяцы чаще востребованы изделия из фарфора и нержавеющей стали (поэтому их предлагают больше), а в теплое время года – превалируют предметы из пластика и керамики, в первую очередь майолика (опять же из-за увеличения спроса на товары из этих материалов). Следовательно, покупатели не совсем затихли и даже демонстрируют свои сезонные предпочтения. Объемы продаж предметов из стекла, а также из алюминия с нанесенным антипригарным покрытием круглогодично демонстрируют одинаковый уровень спроса. Максимальным и постоянным спросом пользуются антипригарные сковороды, а также тарелки и бокалы из закаленного стекла или стеклокерамики.

Принципиальным изменением всей работы на рынке стал переход на импортозамещение, а точнее переход на более доступную продукцию от китайского, а также иного азиатского производителя. Дорогостоящие предметы, появляющиеся на рынке путем альтернативного импорта, явно не выдерживают ценовой конкуренции, и по этой причине их значительная часть за последние полтора-два года резко сократилась.

ПОКУПАТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ

Из позитивных моментов можно отметить сохранение покупательского интереса к появлению новинок и лояльное отношение к новым поставщикам. Это связано в первую очередь с развитием других рыночных сегментов и общеэкономической ситуацией на рынке в целом.

Однако реальный уровень доходов населения не позволяет говорить о росте уровня благосостояния; по этой причине сегодня не наблюдается заметного роста количества покупаемых товаров и предметов посуды в частности. Уровень продаж в основном формируется за счет приобретения либо остро необходимых предметов, либо изделий, купленных в случае появления стихийных желаний и возможностей.

Посуда как украшение приобретается сегодня довольно редко, покупателю в первую очередь требуется функционал, особенно если речь идет о ежедневной посуде, а не о праздничных сервизах.

Ранее участники рынка получали представление о покупательских возможностях, анализируя уровень спроса на не самую дешевую фарфоровую продукцию. Сегодня – этот показатель не работает, поскольку с точки зрения дизайна покупательские предпочтения смещаются в сегмент разнообразной стеклянной и стеклокерамической продукции (а также выполненной из так называемой каменной керамики), которая в отличие от фарфора гораздо менее прихотлива в уходе и хранении.

НАПЛИТНАЯ ПОСУДА

В сегменте кухонной посуды индикатором покупательских возможностей ранее являлся уровень спроса на изделия из нержавеющей стали премиум-класса. Но это было до уверенного проникновения на рынок такой продукции под российскими брендами, которые вызывали высокий уровень доверия.

Сейчас спрос на посуду из нержавейки демонстрирует скорее переход покупателей на более качественную и одновременно доступную (а главное – долговечную) продукцию (в 90% случаев – это кастрюли, ковшики и сотейники) и свидетельствует о покупательских предпочтениях, главные из которых – практичность и аккуратность исполнения. При этом спрос на такую посуду с начала 2020 года практически не падает. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), за первые пять месяцев 2022 года общий объем интернет-продаж составил 1,9 млрд руб. – из них на товары для дома приходится 16,9% покупок (источник: biz360.ru).

Общее количество интернет-запросов со словом «посуда» снижается. Например, в апреле-мае 2023 года таких запросов было только 4,1 млн, что на 20% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Правда, по некоторым отдельным категориям посуды был отмечен даже рост интереса, например, количество запросов в тот же период по слову «кружка» выросло на 7%.

«Лакмусовой бумажкой» потребительских желаний можно считать пресловутую антипригарную сковороду класса премиум (литую со стойким многослойным покрытием и эргономичной съемной рукоятью).

Этот предмет пользуется постоянным спросом и, вероятно, еще долгое время будет обновляться домохозяйками с завидной периодичностью.

Согласно порталу «маркетинговые-исследования.рф», рынок стеклянной посуды в 2022 году просел на 5,7% к уровню 2021 года. Снижение на 17,5% показал ЦФО, на 2,8% УрФО.

По словам директора завода «МеталлИмпорт» Павла Никитина, в сегменте металлической посуды «отечественным компаниям пока еще сложно тягаться с многомиллионным оборотом товаров, поставленных на поток.

Основными факторами, блокирующими конкуренцию, отдельные производители называют:

  • высокий процент изношенности отечественного производственного оборудования;
  • необходимость применения ручного труда, что сильно влияет на стоимость;
  • рост цен на энергоносители;
  • зависимость от импортируемого сырья;
  • сложности логистики.

Среди дестабилизирующих факторов развития индустрии Павел Никитин выделяет:

  • перебои с поставками сырья из-за границы;
  • поломки иностранных станков и оборудования с последующей необходимостью долгого ожидания комплектующих;
  • нарушение цепочек логистических поставок;
  • падение доходов покупателей и, как следствие, потребительской активности.

(Источник: www.biz360.ru)

Темпы роста стеклянной столовой посуды, и в частности изделий так называемой «питьевой» группы и аналогичных изделий из стеклокерамики, не совпадают. Темпы роста производства стеклянной посуды несколько выше. Согласно опубликованным исследованиям, в 2020 году в России было произведено 192 057,0 тыс. шт. стаканов и прочих стеклянных сосудов для питья, кроме стеклокерамических, что на 9,1% больше объема производства предыдущего года (см. www.alto-group.ru).
В 2022 году российскими предприятиями было выпущено 185 411 тыс. шт. стаканов и прочих стеклянных сосудов для питья (кроме стеклокерамических), что на 8,1% меньше по сравнению с результатами 2021 года (см. www.tk-solutions.ru).
Производство стаканов и прочих стеклянных сосудов для питья, кроме стеклокерамических, в октябре 2021 года увеличилось на 3,3% к уровню октября прошлого года и составило 21 832,0 тыс. шт.(то есть за октябрь 2021 года). В период с 2017 по 2020 год средние цены производителей на стаканы и прочие стеклянные сосуды для питья, кроме стеклокерамических, выросли на 7,7%, с 16,4 до 17,7 руб./шт. Наибольшее увеличение средних цен производителей произошло в 2018 году, тогда темп прироста составил 8,8%.
Средняя цена производителей на стаканы и прочие стеклянные сосуды для питья, кроме стеклокерамических, в 2020 году выросла на 3,5% к уровню прошлого года и составила 17,7 руб./шт.
Средняя розничная цена на рюмку, фужер из простого стекла в 2020 году выросла на 0,8% к уровню прошлого года и составила 96,9 руб./шт.
За 2021, 2022-й и первую половину 2023 года число производимых посудных изделий из стекла снизилось незначительно. Квартальные темпы изменения производимых изделий колебались то в меньшую, то в большую сторону.