Цифры и не только

Автор

Металлическая посуда пользуется неизменной популярностью уже не одно столетие. В наши дни ассортимент продукции велик – в продаже представлены изделия самого различного назначения, произведенные из разнообразных материалов с разными типами покрытия.

Рынок металлической посуды занимает одно из важных мест на российском рынке товаров народного потребления. Металлическую посуду классифицируют на посуду пищевого и непищевого назначения.

В зависимости от особенностей использования выделяют металлическую посуду пищевого и непищевого использования.

Классификация пищевой посуды из металла включает в себя предметы для термообработки пищи; утварь для сервировки стола и холодных блюд; емкости для хранения продовольственных продуктов.

Пищевую посуду по назначению сегментируют на:

  • кухонную,
  • столовую,
  • для хранения и переноса пищевых продуктов.

Кухонная посуда используется для тепловой обработки пищевых продуктов и хранения пищи в домашних условиях. Столовая посуда предназначена для сервировки стола и подачи пищи к столу.

К посуде непищевого назначения относятся изделия для хранения, переноса непищевых продуктов, уборки, стирки, мытья, санитарно-гигиенических и других хозяйственных целей.

Для изготовления кухонной утвари используются самые различные виды металлов – посуду производят из олова, латуни, стали, никеля, алюминия, в магазинах можно найти железные, жестяные, а также бронзовые и серебряные изделия.

В зависимости от металла, способа изготовления и вида защитно-декоративного покрытия посуду подразделяют на:

  • чугунную (черную и эмалированную);
  • стальную (эмалированную, оцинкованную, луженую, крашеную, черную);
  • из коррозионно-стойкой (нержавеющей) стали;
  • алюминиевую (листовую и литую);
  • из сплавов на основе меди;
  • антипригарную (на алюминиевой и стальной основе).

Весь сегмент представлен посудой, как непосредственно вступающей в контакт с продуктами питания (тарелки, миски, а также чашки, салатники, всевозможные вилки, ложки, ножи и прочее), так и нет (тазы, канистры, баки либо ведра).

Изделия из стали изготавливают и без нанесения покрытия – посуда называется «черная» и представлена самыми разнообразными предметами: сковородками, кастрюлями, противнями и формами для запекания.

Исключительно высокими эксплуатационными свойствами характеризуется посуда из нержавейки. Она имеет строго «продуктовое» предназначение и стоит дороже прочих типов стальной посуды – из нее выполняют кастрюли, а также сковороды, горшки, тарелки, кокотницы, креманки и многие другие изделия.

Приборы из чугуна в массе своей представлены варочными емкостями – кастрюлями, массивными горшками, сковородками и жаровнями. Подобная посуда характеризуется пониженной теплопроводностью, еда в ней не пригорает, при этом внутри емкости долгое время удерживается тепло, благодаря чему блюдо «доходит» и получается особенно вкусным.

Утварь из медных сплавов представлена в большинстве случаев латунными и мельхиоровыми изделиями.

Это стильная и дорогая утварь, которая используется для непосредственного контакта с продовольственными продуктами – чайники, бокалы, стаканы, молочники, салатницы, икорницы, креманки и всевозможные соусники.

Наибольшей популярностью пользуется алюминиевая посуда с противопригарным покрытием. Этот сегмент является одним из самых быстрорастущих в последнее десятилетие на рынке посуды.

Структура отечественного рынка металлической посуды для приготовления пищи по типу металла, %

Практичность, функциональность и удобство в повседневном использовании делают ее популярной как среди профессионалов, так и среди любителей.

Рынок алюминиевой посуды с антипригарным покрытием развивается по многим направлениям – увеличивается спектр предлагаемой продукции (от самых дешевых изделий до изделий суперпремиального сегмента), используются различные технологии как в производстве форм, так и в производстве покрытий, постоянно выводятся новые торговые марки со своими особенностями.

Согласно расчетам аналитиков DISCOVERY Research Group, объем рынка металлической посуды для приготовления пищи в России в 2022 году составил 53 963,4 тыс. шт.

В структуре рынка металлической посуды для приготовления пищи в России в 2022 году лидировала алюминиевая посуда, доля которой составила 54,5% стоимостного объема рынка.

В структуре рынка алюминиевой посуды для приготовления пищи в России в 2022 году лидировала алюминиевая посуда с покрытием. Доля ее составила 59,3% стоимостного объема рынка алюминиевой посуды.

По данным DISCOVERY Research Group, объем рынка нержавеющей посуды для приготовления пищи в России в 2022 году составил $480 811,8 тыс.

Объем импорта металлической посуды для приготовления пищи в Россию в 2022 году составил $904 480,1 тыс.

В структуре импорта в 2022 году наибольшей популярностью пользовалась стальная посуда. Доля категории составила 51,7% натурального объема импорта.

Наибольшую долю импорта алюминиевой посуды для приготовления пищи в натуральном выражении в 2022 году занял бренд TEFAL. Его доля составила 25%.

Наибольшую долю импорта стальной посуды для приготовления пищи в натуральном выражении в 2022 году занял бренд LUXSTAHL – 7,2% от объема импорта стальной посуды.

Наибольшую долю импорта чугунной посуды для приготовления пищи в 2022 году занял бренд ROYAL KUCHEN. Его доля составила 14,9% от натурального объема импорта чугунной посуды.

Наибольшую долю импорта стальной нержавеющей посуды в натуральном выражении в 2022 году занял бренд TEFAL, доля составила 6,5%.

Наибольшую долю импорта алюминиевой посуды для приготовления пищи в натуральном выражении в 2022 году заняли бренды:

  • в среднем сегменте бренд TEFAL с долей 13,7%;
  • в высоком сегменте бренд TEFAL с долей 50,3%.

Наибольшую долю импорта стальной посуды для приготовления пищи в натуральном выражении в 2022 году заняли бренды:

  • в высоком сегменте бренд TEFAL с долей 21,1%;
  • в премиум-сегменте бренд ZEPTER с долей 14,3%.

Наибольшую долю импорта чугунной посуды для приготовления пищи в натуральном выражении в 2022 году заняли бренды:

  • В низком сегменте бренд ROYAL KUCHEN с долей 15,7%;
  • В среднем сегменте бренд TALLER с долей 23%.

В допандемийном 2019 году рынок металлической посуды в России вырос почти на 17%, в 2020-м, несмотря на закрытие границ из-за карантина, удержал позиции.

При этом существенно увеличилась доля отечественных производств. Кроме того, отмечается рост оборота интернет-торговли в индустрии. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), за первые пять месяцев 2022 года общий объем интернет-продаж составил 1,9 млрд руб. – из них на товары для дома приходится 16,9% покупок.

Во многом росту интереса потребителей к металлической посуде продавцы обязаны периоду пандемии.

Оказавшись запертыми в квартирах, люди начали стремиться к обустройству и созданию уюта в среде, в которой вынуждены были безвылазно находиться. Этим и можно объяснить небывалый рост спроса на кухонную утварь, сервировочную и другую посуду на рекордные 18% за 2021 год. Массовое жилищное строительство и повышенный спрос на загородную недвижимость также позитивно сказались на оборотах отрасли.

После событий февраля 2022 года и введения санкций наряду со сложностями отечественные производители получили новые возможности для продвижения своей продукции на рынке.

В частности, многие европейские производители покинули российский рынок и освободили нишу, давая шанс отечественным компаниям занять ее. Из-за повышения цен на продукцию, импортируемую из-за рубежа, потребители будут искать альтернативу дешевле, но без потери качества.

Еще один положительный фактор: из-за санкций и введенных ограничений финансирование перестало уходить за пределы страны. А это значит, что инвестиции будут направляться на внутреннее производство, помогут укрепить позиции действующих отечественных предприятий, расширить мощности и стимулировать развитие.

Главным трендом 2022 года стала очевидная переориентация российских лидеров индустрии производства посуды с оборудования и сырья из Европы и Америки на аналоги из таких стран, как Турция, Китай и Индия. Эта тенденция должна упростить процесс эксплуатации и уберечь производственные компании от простоев, затянувшихся ремонтов и длительного ожидания комплектующих.

ПРОГНОЗ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА

По данным маркетингового агентства Benzinga, среднегодовой темп роста мирового рынка металлической посуды составит 2,98% до 2027 года.

Исходя из данных об объеме российского рынка металлической посуды в натуральном выражении в 2022 году, были рассчитаны прогнозные объемы рынка до 2027 года.

Таким образом, к 2027 году объем отечественного рынка металлической посуды может составить 62,4 млн шт.

В заключение статьи хочется отметить, что наиболее часто покупаемой, по оценкам независимых компаний, является посуда из алюминия с антипригарным покрытием.

Благодаря разнообразию форм, а также размеров, устройству ручек, крышек и типов борта достигается максимальная широта ассортимента и наличие посуды на маркетплейсах и на полках розничных магазинов.