Металлическая посуда пользуется неизменной популярностью уже не одно столетие. В наши дни ассортимент продукции велик – в продаже представлены изделия самого различного назначения, произведенные из разнообразных материалов с разными типами покрытия.
Рынок металлической посуды занимает одно из важных мест на российском рынке товаров народного потребления. Металлическую посуду классифицируют на посуду пищевого и непищевого назначения.
В зависимости от особенностей использования выделяют металлическую посуду пищевого и непищевого использования.
Классификация пищевой посуды из металла включает в себя предметы для термообработки пищи; утварь для сервировки стола и холодных блюд; емкости для хранения продовольственных продуктов.
Пищевую посуду по назначению сегментируют на:
- кухонную,
- столовую,
- для хранения и переноса пищевых продуктов.
Кухонная посуда используется для тепловой обработки пищевых продуктов и хранения пищи в домашних условиях. Столовая посуда предназначена для сервировки стола и подачи пищи к столу.
К посуде непищевого назначения относятся изделия для хранения, переноса непищевых продуктов, уборки, стирки, мытья, санитарно-гигиенических и других хозяйственных целей.
Для изготовления кухонной утвари используются самые различные виды металлов – посуду производят из олова, латуни, стали, никеля, алюминия, в магазинах можно найти железные, жестяные, а также бронзовые и серебряные изделия.
В зависимости от металла, способа изготовления и вида защитно-декоративного покрытия посуду подразделяют на:
- чугунную (черную и эмалированную);
- стальную (эмалированную, оцинкованную, луженую, крашеную, черную);
- из коррозионно-стойкой (нержавеющей) стали;
- алюминиевую (листовую и литую);
- из сплавов на основе меди;
- антипригарную (на алюминиевой и стальной основе).
Весь сегмент представлен посудой, как непосредственно вступающей в контакт с продуктами питания (тарелки, миски, а также чашки, салатники, всевозможные вилки, ложки, ножи и прочее), так и нет (тазы, канистры, баки либо ведра).
Изделия из стали изготавливают и без нанесения покрытия – посуда называется «черная» и представлена самыми разнообразными предметами: сковородками, кастрюлями, противнями и формами для запекания.
Исключительно высокими эксплуатационными свойствами характеризуется посуда из нержавейки. Она имеет строго «продуктовое» предназначение и стоит дороже прочих типов стальной посуды – из нее выполняют кастрюли, а также сковороды, горшки, тарелки, кокотницы, креманки и многие другие изделия.
Приборы из чугуна в массе своей представлены варочными емкостями – кастрюлями, массивными горшками, сковородками и жаровнями. Подобная посуда характеризуется пониженной теплопроводностью, еда в ней не пригорает, при этом внутри емкости долгое время удерживается тепло, благодаря чему блюдо «доходит» и получается особенно вкусным.
Утварь из медных сплавов представлена в большинстве случаев латунными и мельхиоровыми изделиями.
Это стильная и дорогая утварь, которая используется для непосредственного контакта с продовольственными продуктами – чайники, бокалы, стаканы, молочники, салатницы, икорницы, креманки и всевозможные соусники.
Наибольшей популярностью пользуется алюминиевая посуда с противопригарным покрытием. Этот сегмент является одним из самых быстрорастущих в последнее десятилетие на рынке посуды.
Структура отечественного рынка металлической посуды для приготовления пищи по типу металла, %
Практичность, функциональность и удобство в повседневном использовании делают ее популярной как среди профессионалов, так и среди любителей.
Рынок алюминиевой посуды с антипригарным покрытием развивается по многим направлениям – увеличивается спектр предлагаемой продукции (от самых дешевых изделий до изделий суперпремиального сегмента), используются различные технологии как в производстве форм, так и в производстве покрытий, постоянно выводятся новые торговые марки со своими особенностями.
Согласно расчетам аналитиков DISCOVERY Research Group, объем рынка металлической посуды для приготовления пищи в России в 2022 году составил 53 963,4 тыс. шт.
В структуре рынка металлической посуды для приготовления пищи в России в 2022 году лидировала алюминиевая посуда, доля которой составила 54,5% стоимостного объема рынка.
В структуре рынка алюминиевой посуды для приготовления пищи в России в 2022 году лидировала алюминиевая посуда с покрытием. Доля ее составила 59,3% стоимостного объема рынка алюминиевой посуды.
По данным DISCOVERY Research Group, объем рынка нержавеющей посуды для приготовления пищи в России в 2022 году составил $480 811,8 тыс.
Объем импорта металлической посуды для приготовления пищи в Россию в 2022 году составил $904 480,1 тыс.
В структуре импорта в 2022 году наибольшей популярностью пользовалась стальная посуда. Доля категории составила 51,7% натурального объема импорта.
Наибольшую долю импорта алюминиевой посуды для приготовления пищи в натуральном выражении в 2022 году занял бренд TEFAL. Его доля составила 25%.
Наибольшую долю импорта стальной посуды для приготовления пищи в натуральном выражении в 2022 году занял бренд LUXSTAHL – 7,2% от объема импорта стальной посуды.
Наибольшую долю импорта чугунной посуды для приготовления пищи в 2022 году занял бренд ROYAL KUCHEN. Его доля составила 14,9% от натурального объема импорта чугунной посуды.
Наибольшую долю импорта стальной нержавеющей посуды в натуральном выражении в 2022 году занял бренд TEFAL, доля составила 6,5%.
Наибольшую долю импорта алюминиевой посуды для приготовления пищи в натуральном выражении в 2022 году заняли бренды:
- в среднем сегменте бренд TEFAL с долей 13,7%;
- в высоком сегменте бренд TEFAL с долей 50,3%.
Наибольшую долю импорта стальной посуды для приготовления пищи в натуральном выражении в 2022 году заняли бренды:
- в высоком сегменте бренд TEFAL с долей 21,1%;
- в премиум-сегменте бренд ZEPTER с долей 14,3%.
Наибольшую долю импорта чугунной посуды для приготовления пищи в натуральном выражении в 2022 году заняли бренды:
- В низком сегменте бренд ROYAL KUCHEN с долей 15,7%;
- В среднем сегменте бренд TALLER с долей 23%.
В допандемийном 2019 году рынок металлической посуды в России вырос почти на 17%, в 2020-м, несмотря на закрытие границ из-за карантина, удержал позиции.
При этом существенно увеличилась доля отечественных производств. Кроме того, отмечается рост оборота интернет-торговли в индустрии. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), за первые пять месяцев 2022 года общий объем интернет-продаж составил 1,9 млрд руб. – из них на товары для дома приходится 16,9% покупок.
Во многом росту интереса потребителей к металлической посуде продавцы обязаны периоду пандемии.
Оказавшись запертыми в квартирах, люди начали стремиться к обустройству и созданию уюта в среде, в которой вынуждены были безвылазно находиться. Этим и можно объяснить небывалый рост спроса на кухонную утварь, сервировочную и другую посуду на рекордные 18% за 2021 год. Массовое жилищное строительство и повышенный спрос на загородную недвижимость также позитивно сказались на оборотах отрасли.
После событий февраля 2022 года и введения санкций наряду со сложностями отечественные производители получили новые возможности для продвижения своей продукции на рынке.
В частности, многие европейские производители покинули российский рынок и освободили нишу, давая шанс отечественным компаниям занять ее. Из-за повышения цен на продукцию, импортируемую из-за рубежа, потребители будут искать альтернативу дешевле, но без потери качества.
Еще один положительный фактор: из-за санкций и введенных ограничений финансирование перестало уходить за пределы страны. А это значит, что инвестиции будут направляться на внутреннее производство, помогут укрепить позиции действующих отечественных предприятий, расширить мощности и стимулировать развитие.
Главным трендом 2022 года стала очевидная переориентация российских лидеров индустрии производства посуды с оборудования и сырья из Европы и Америки на аналоги из таких стран, как Турция, Китай и Индия. Эта тенденция должна упростить процесс эксплуатации и уберечь производственные компании от простоев, затянувшихся ремонтов и длительного ожидания комплектующих.
ПРОГНОЗ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА
По данным маркетингового агентства Benzinga, среднегодовой темп роста мирового рынка металлической посуды составит 2,98% до 2027 года.
Исходя из данных об объеме российского рынка металлической посуды в натуральном выражении в 2022 году, были рассчитаны прогнозные объемы рынка до 2027 года.
Таким образом, к 2027 году объем отечественного рынка металлической посуды может составить 62,4 млн шт.
В заключение статьи хочется отметить, что наиболее часто покупаемой, по оценкам независимых компаний, является посуда из алюминия с антипригарным покрытием.
Благодаря разнообразию форм, а также размеров, устройству ручек, крышек и типов борта достигается максимальная широта ассортимента и наличие посуды на маркетплейсах и на полках розничных магазинов.