Какую посуду продают магазины в декабре?

Автор

На дворе конец 2023 года. Тем, кто помнят посудный рынок 20 лет назад, есть что вспомнить… Но сегодня хотелось бы поговорить о предновогоднем ассортименте наших розничных магазинов. Это своеобразный итог многолетнего труда всех участников посудного рынка: с каким товаром встречаем мы наступающий год после контейнеров, наполовину приходивших с боем; массовых закупок и размещения заказов на китайских фабриках по теперь уже фантастически низким ценам; возрождении собственного производства и невосполнимых провалов после вложений; всевозможных экономических кризисов; санитарных ограничений и санкций, с которыми приходится искать новые пути развития сегодня. Все это было пройдено. Так давайте посмотрим, что после всего этого может приобрести потребитель, а точнее что предлагает поставщик своему покупателю посредством магазинной полки?

Было и не прошло

Посудные изделия пользовались спросом во все времена, хотя уровень спроса на них существенно колебался в зависимости от платежеспособного спроса основной массы населения. При этом покупателей всегда радовали новинки, относящиеся как к кухонному сегменту, так и к столовому.

Сегодня никого не удивляют стойкие и безопасные антипригарные покрытия; широкое распространение столовой посуды из стеклокерамики, а также каменной керамики; безусловное лидерство столовой посуды из стекла; почти повсеместное использование силикона (кстати, форм для запекания из силикона в отличие от других изделий из этого материала особо не прибавилось за последние 2-3 года); увеличение числа предметов из нержавеющей стали (благодаря открытию новых производственных линий); широкий выбор всевозможных аксессуаров из пластика. А ведь не так давно мы и предполагать о таком не могли. Разумеется, те участники рынка, чьи верные прогнозы были своевременно приняты к действию, сегодня уверенно стоят на ногах и формируют сам рынок.

Торговый центр METRO

Однако при имеющемся товарном многообразии современного покупателя нельзя назвать активным в настоящее время. Казалось бы, продавцы готовы работать без отдыха, лишь бы угодить своим клиентам, но реалии сегодняшней жизни вносят определенные коррективы. Правда ,предновогодняя распродажа посудных изделий по-прежнему сохраняется. Люди активнее, чем в иной период года, покупают посуду, особенно с конца ноября до конца декабря. Даже если темпы объемов продаж за последние 10 лет неоднократно снижались, самые доходные для продавца – несколько недель перед новогодними празднествами.

Чем радуют магазины?

Пройдясь по нескольким точкам розничных продаж, можно получить некоторое представление об ассортименте, предлагаемом нашими ритейлерами. В целом декабрьский набор посудных изделий в каждой торговой точке не отличается от набора посуды, предлагаемого в ноябре, сентябре, мае или других месяцах года. Но все-таки некоторые изменения есть. Так, можно наблюдать сокращение числа западноевропейских брендов и появление новой продукции, например из Португалии. Помимо этого больше стало изделий из КНР.

В частности, в таких гипермаркетах, как «Глобус» или METRO, уменьшилось количество посуды от Arc International, Bormioli и др. Раньше их продукцией были уставлены почти все прилавки, сегодня – нет.

При этом сохраняется существенная насыщенность стеклопосуды от Pasabahce. Под брендом ОСЗ также присутствует немало изделий, в основном экономкласса.

Надо отметить значительные поступления художественно исполненной посуды от марки АКСАМ. Нельзя назвать эту продукцию дешевой, но, тем не менее, она вызывает интерес у потребителей.

Посуда из красной глины, так называемая майолика – горшочки для запекания, небольшие мисочки, кокотницы и пр., сохранила свое присутствие (ее не стало больше), но эти предметы подорожали. Например, небольшой горшочек от «Борисовской керамики» (ООО «Борисовский керамический завод») объемом 650 мл стоит около 450 руб., кокотница объемом 300 мл – почти 300 руб. Помимо «Борисовской керамики» аналогичные изделия предлагает «Ломоносовская керамика» и, конечно, фабрики из Китая. К сожалению, в выбранных точках продаж не удалось увидеть продукции от «Псковского гончара» (видимо, поставки прервались).

За последние несколько лет вырос объем предметов из дерева, в ходу такие известные породы, как береза, акация, орех, дуб и много иных, в основном тропических. При этом чуть ли не самым высоким спросом пользуется продукция из бамбука – травы, которая способна за один сезон полностью восстанавливаться.

Торговый центр «Гран-Сити»

Также практически в каждой торговой точке предлагают одноразовую посуду: из пластика, бумаги, а также экосырья, которое может полностью или частично разлагаться в естественной природной среде.

Часто в качестве такого сырья выступают стебли и шелуха злаковых культур, крахмал, бамбук и др. После сушки и прессовки при определенных условиях получается так называемый «строительный материал», который чаще всего методом прессования превращают в тарелку, пиалу, стакан и пр.

Надо сказать, что в связи с массовой пропагандой здорового образа жизни, к которой относится, в том числе, использование экологически безопасной посудной продукции, снизилось количество предлагаемых одноразовых пластиковых стаканчиков. При этом посуды из бумаги (картона), а также одноразовых форм из фольги для запекания стало несколько больше.

В сегменте кастрюль отмечается явный крен в сторону предметов из нержавеющей стали. Сегодня их количество на прилавке может превышать число кастрюль из других материалов, в частности из эмалированной стали (правда, такая картина не во всех магазинах). Со сковородами ситуация иная. Алюминиевые сковороды (жаровни, сотейники) с антипригарным покрытием по-прежнему больше интересны покупателям, нежели изготовленные из нержавеющей стали. Объяснение простое: на стальных сковородах продукты все же прилипают и подгорают. Правда, из-за стойкости материала к истираемости, нержавейка, безусловно, более практична и долговечна.

Самые востребованные диаметры сковород от 24 до 28 см всегда есть в продаже (пожалуй, это самый покупаемый товар в сегменте кухонной посуды).

Среди наиболее известных брендов, представляющих для потребителей эмальпосуду: «СтальЭмаль», Attribute, «Лысьва», ООО «Эмаль» (Магнитогорск) и др. Реже встречается посуда из Хорватии: Metrot (Metalac).

Также определенно больше стало изделий из чугуна. За последние 3-4 года на полках появилось довольно много добротных посудных изделий из чугуна, в частности от торговой марки Kukmara, кроме того, чугунные сковороды предлагает Камский завод. По антипригарным качествам чугунная посуда уступает специальной антипригарной (из покрытого антипригарным составом алюминия), но по жизнестойкости стоит на первом месте: чугунная посуда служит десятилетиями, если случайно не будет расколота из-за неосторожного обращения (падения).

Пластиковой утвари тоже достаточно много. Помимо одноразовой, о которой мы говорили выше, на магазинных полках несложно найти многоразовые изделия в виде всяческих мисок, разделочных досок, боксов для хранения, кувшинов, мерных стаканов и пр. Конечно же очень много так называемых ланчбоксов, в которых удобно и безопасно перевозить готовую пищу (салаты, бутерброды и даже жидкие блюда), а также хранить ее в холодильнике и морозильной камере. Сегодня многие представленные на прилавках ланч-боксы с замками гарантируют 100-процентную герметичность. А значит, в них можно перевозить даже воду.

В сегменте столовой посуды появился фаянс. Правда, не отечественного производства. Фаянсовые тарелки, которые удалось увидеть, изготавливаются в Португалии. Столовые приборы продают в основном парами (за исключением кухонных ножей) или от 3 штук; россыпью можно купить только дешевые ложки и вилки из непокрытого алюминия. Кстати, кастрюли больших объемов и малолитражные ковшики из непокрытого алюминия, прежде всего, марки «Демидовский», а также котелки и толстостенные сковороды от марки Kukmara есть почти во всех точках продаж. В единичных экземплярах магазины предлагают только специализированные приборы для определенных блюд или кулинарных целей.

Изделия из недорогого фарфора предлагаются от Добрушского завода, «Кубаньфарфора», китайских производителей. В более дорогом ценовом сегменте предметы от WILMAX, Toudor и пр. Это не меняется уже на протяжении нескольких лет.

Питьевого стекла довольно много. Чешское дорогое стекло обычно представлено либо в отдельных зонах (отделах), либо в специализированных посудных магазинах. Цены на такие изделия сегодня, мягко говоря, не радуют конечных потребителей. При посещении подобных точек продаж в них можно обнаружить только одиночных потенциальных покупателей, и то далеко не всегда.

Доступные бокалы, фужеры, рюмки, стаканы всевозможного вида от Pasabahce, Luminarc, ОСЗ – в достаточном количестве продаются в каждой точке продаж.

В целом можно отметить типичную заинтересованность покупателей к изделиям средней и средней плюс ценовых категорий, при условии обладания информацией о пользовательских характеристиках этих предметов. Изделия, относящиеся к более высокой ценовой группе, традиционно пользуются спросом у ограниченной части покупателей.