По следам Canton Fair

Автор

Еще совсем недавно мы подводили итоги осенней выставки, но уже пора готовиться к весне. Интересно проанализировать впечатления и представить, чего ожидать в марте. Бытует мнение, что посудная отрасль – это тихая гавань в бушующем океане современного бизнеса. Что это традиционные товары без революционных технологических изменений, стабильный уровень потребления без перспектив существенного увеличения, отработанные бизнес-процессы и сложившиеся правила игры.

Кантонская выставка в Гуанчжоу в течение многих лет была одним из элементов этой системы: для новичков – пропуском в мир импортной посуды, для профессионалов – рабочим инструментом и намоленной площадкой для общения. Совершив паломничество между Франкфуртом и Гуанчжоу, закупщик получал признание, насмотренность уровня «теперь я видел всё» и был готов формировать ассортиментную матрицу своей компании.

Сохранил ли «Кантон» свои позиции сегодня? 134-я сессия Кантонской выставки, проходившая осенью 2023 года, являлась второй после перерыва, связанного с пандемией. И если на весеннюю сессию многие закупщики не могли добраться физически из-за сложностей с логистикой или оформлением виз, то сейчас препятствий не было. И кто хотел, тот смог выставку посетить. Поэтому визуально посетителей, в том числе русскоговорящих, было не меньше, чем в прошлые годы. Это ощущение подтверждается и официальными данными организаторов. Осеннюю сессию посетили 197 869 закупщиков, что на 53,4% больше, чем весеннюю, и на 6,4% превышает аудиторию 126-й, допандемийной сессии.

Судя по цифрам, все хорошо. Но качественное наполнение выставки преподнесло ряд сюрпризов, особенно тем, кто давно на ней не был. Из года в год, заходя в посудные павильоны, посетители встречают на одних и тех же центральных местах огромные стенды ведущих китайских фабрик и брендов. Сейчас же привычного расположения известных брендов уже нет. Например, отсутствует роскошный стенд Auratic с музыкантами, играющими на фарфоре. Единственным запомнившимся перформансом было чаепитие нарядных девушек на стенде декораторов Stechol.

В целом среди посуды для сервировки наиболее масштабно была представлена керамика. Производители посуды из фарфора, стекла и металла – на вторых ролях. Кажется, что количество их стендов существенно сократилось, а их место занял расширенный международный павильон с представителями 43 стран, в котором доминирует Турция. В связи с очередным падением курса лиры местные производители активно осваивают зарубежные рынки.

Сгруппированные в ряды стенды под турецкими флагами производят сильное впечатление и даже напоминают об эпохе исторических завоеваний.

От этих нововведений появляются тревожные мысли, что «Кантон уже не тот». Вряд ли администрация выставки пошла на такие серьезные изменения от хорошей жизни. Что же произошло? За комментариями мы обратились к первоисточнику – китайским компаниям, которые имеют многолетний опыт участия в выставке.

Причина, лежащая на поверхности, – отмена мер государственной поддержки участников выставки. Долгое время участие наиболее известных брендов в выставке было бесплатным. Отсюда и будоражащие воображение вновь прибывающих закупщиков богатые стенды. Экспонентам более скромного уровня было доступно субсидирование в размере до половины стоимости стенда.

Теперь, когда платишь сам, волей-неволей задумаешься об эффективности затрат на выставку в сравнении с другими статьями маркетингового бюджета. Неудивительно, что многие китайские компании отдают приоритет другим маркетинговым активностям.

Отказников могли бы заменить другие компании, но количество потенциальных участников и, так сказать, входящая воронка существенно сократились. Площадки не переживших пандемию фабрик продаются под застройку. Также из-за ковида существенно поредели ряды трейдеров, ранее занимавших существенную часть выставочного пространства. А многие из тех, кому удалось сохранить торговый бизнес, переключились с посуды на другие направления.

Теоретически сокращение конкуренции должно быть на руку действующим поставщикам. Но извлечь из этого преимущества практическую выгоду им не дает ряд проблем. В первую очередь, это нехватка рабочего персонала на фабриках и дефицит сырья. Часть его вынужденно импортируется, что приводит к существенному росту себестоимости.

В ответ фабрики пробуют менять рецептуру и технологию производства для снижения зависимости от редкого сырья в пользу локальных и более простых химических компонентов. В частности, «фарфористы» активно работают над модификацией состава массы. Так в свое время появилась альтернатива традиционному костяному фарфору – «нью бон чайна» без использования элементов органического происхождения. Возможно, нечто подобное ждет и традиционный твердый фарфор.

Конечно, кризисы случались и ранее. Но эхо проблем китайских фабрик не всегда ощущалось на полках российских магазинов. Все-таки количество производителей, их общий объем производства и экспорта из Китая был несопоставим с относительно скромным российским рынком.

Сейчас же важным дополнительным фактором стала ориентация части фабрик на растущее внутреннее потребление. Для экспорта остается все меньше товара, и это еще один повод усомниться в целесообразности участия в выставке экспортной направленности.

Наконец, в посудной отрасли назревает такая революционная ситуация, когда «не хотят» одновременно и низы, и верхи. Проблема не только с рабочими, которым фабрики из других отраслей готовы платить больше, чем посудники, но и с владельцами, которые видят другие, более маржинальные сферы бизнеса.

Многие собственники фабрик уже находятся в зрелом возрасте и хотели бы отойти от дел. Но их детей, получивших хорошее (как правило, зарубежное) образование, не привлекает традиционная «скучная» отрасль. Они хотят заниматься более интересным, современным и прибыльным бизнесом. Особенно в быстрорастущих мегаполисах-столицах электроники, ИТ-стартапов и других «молодых» сфер бизнеса. Поэтому посудный бизнес буквально стареет и снижает экономическую активность вместе с владельцами и менеджерами предприятий.

На фоне мрачного настроения китайских экспонентов перейдем к мнениям профессионалов российского рынка. Не рано ли хоронить Кантонскую выставку? Что интересное и позитивное на ней есть?

Импортер: Фирдавс Рахимов, «Коралл»

 – Кантонская выставка себя не изжила, но не является обязательной к посещению. Особенно осенняя, так как товары, заказанные с нее, приходят в низкий сезон. В этом году мы приезжали на выставку в апреле. Встречались с существующими поставщиками и параллельно искали новых. Октябрьскую пропускаем и позже планируем приезд представителей компании для работы с фабриками. Представленные на выставке дизайны мы не рассматриваем для закупки, так как разрабатываем свои. Но отмечаем широту и разнообразие ассортимента рисунков. Уже нет такого, как в прошлые годы, когда у всех кактусы или розовые фламинго.

Производитель: Константин Хлебников, «Борисовская керамика»

– Китайские производители керамики не сидели сложа руки в пандемию и поработали над качеством. На выставке представлен бешеный, ошеломляющий ассортимент. Качество очень достойное, высокое. Мы подметили для себя некоторые идеи и тенденции, которые можно взять на вооружение. Основная из них касается дизайна: посуда и для дома, и для общепита становится более яркой, насыщенной. Даже пастельные цвета не выглядят блекло. Что касается форм, то, наверное, пора менять привычные для отечественного рынка архаичные формы на более современные.

____________________________________________________________

Взглянув на ситуацию с двух сторон, мы видим, что Кантонская выставка, хоть и не в полной мере оправилась от пандемии, но остается востребованной и эффективной для российских закупщиков, а также для всех профессионалов отрасли, интересующихся трендами и тенденциями.

Текущие трудности – это отражение проблем отрасли и китайской экономики в целом. Есть все основания полагать, что выставка сохранит свой статус и при необходимости трансформируется, чтобы соответствовать новым реалиям. Если не вернутся старые бренды, их место займут новые. Многие из российских закупщиков, не приехавших на осеннюю сессию, посетят весеннюю, причем в расширенном составе. Результаты их совместной работы с китайскими фабриками мы будем ожидать уже в этом году.

Сергей Мусельян, руководитель компании EXTETICA