Общение с закупщиками посуды показало: закупки посуды в Китае стали не всегда выгодны и удобны. Где же заказывать предметы посуды для насыщения потребностей в них российских потребителей на лучших условиях? Ответ, как выяснилось, найти далеко не просто. Сразу оговоримся: наши ньюсмейкеры не согласились оглашать свои имена, поэтому мнения специалистов рынка, из которых и удалось собрать данный материал, не афишируются. Если кто-то из наших читателей в дальнейшем пожелает поделиться своим профессиональным опытом (возможно, что-то подтвердить, а что-то опровергнуть), мы будем рады продолжить начатую тему и опубликовать обоснованные мнения.
Китай нам друг…
Поднебесная до сих пор остается основным поставщиком товаров массового спроса на российский рынок. При этом посуда наравне с другими товарами занимает значимое место в статье экспорта. Керамика (майолика и др.), фарфор, металл, пластик, бамбук – вот основные материалы, из которых на китайских фабриках создается посуда.
Практически со 100%-ной уверенностью можно сказать, что сегодня во всех населенных пунктах, в любых домах есть какая-нибудь посуда, произведенная в Китае.
Однако определенные условия таможенного законодательства, загруженность автодорожных потоков, рост цен, в частности на морские перевозки (фрахт), а также на транспортные контейнеры, не позволяют в оперативном порядке получить из Китая желаемую продукцию в нужном объеме.
Конечно, среди значимых стран-партнеров по посудному бизнесу остается Турция, но здесь изначально ценник был выше; турецкие фабрики выполняют свою работу по более высоким расценкам, и ассортимент предлагаемых вариантов разный. К тому же в свете последних событий работать с Турцией стало гораздо сложнее из-за турецких банков.
Иран также готов импортировать свои посудные изделия и размещать заказы на имеющихся фабриках, но политическая ситуация на Ближнем Востоке увеличивает риски утраты вложенных средств, в частности в случае возникновения военных конфликтов.
Довольно мощным партнером может стать Индия, учитывая дешевую рабочую силу в этой стране. Но пока коммерческие связи с партнерами из этого государства только начинают выстраиваться.
Представители бизнеса вынужденно ищут пути для поставок из других дружеских стран Азиатского региона, а также из стран Южной Америки… Тем более, что с южноамериканскими странами, в частности с Бразилией, у нас давно складываются добрые торговые взаимоотношения.
Насколько оправдан такой поиск? Как считают практикующие участники рынка, вполне оправдан. Так, Южная Америка – то место, где к россиянам относятся благосклонно и готовы к торговому сотрудничеству, в частности в области бытовых изделий и, разумеется, посуды. При этом здесь изготавливается довольно хорошая посуда практически из любых материалов.
Круг партнеров расширяется
Почему у нас не так много посудных марок из Южной Америки? Неужели Китай и здесь всех опередил? Да, определенно, Китай стоял и стоит на первом месте по уровню производимых и продаваемых изделий массового спроса. Но покупатель не хочет пользоваться только китайской продукцией. Западноевропейские товары пока находятся вне доступа для российских потребителей. В силу этих обстоятельств можно с уверенностью предположить, что поток посудных изделий (прежде всего, столовых принадлежностей) в скором будущем будет разбавлен
мощной струей южноамериканских фабрик, а также фабрик из стран Ближнего Востока.
Иран, Пакистан, Индия, Индонезия, Таиланд, Камбоджа и ряд других государств сегодня могут стать крупными партнерами как в виде фабрик с размещенными заказами, так и в виде оптовых поставщиков востребованных посудных изделий, выполненных по собственным эскизам, разработанным местными дизайнерами. Кстати, к этой группе товаров можно отнести и изделия национального характера, символизирующие исторически сложившуюся местную культуру и обладающие особым аутентичным колоритом.
Новые марки – новые возможности
Крупнейшее государство Южной Америки – Бразилия – известно своими посудными изделиями, в частности марками Tramontina (Tramontina Farroupilha SA), Marinex (стеклянная посуда для духовок), Ceraflame, Porto Brasil, Ceramica, Santana, Havaianas и др.
В Перу создают интересную посуду из глины и других природных материалов, например тарелки изготавливают из листьев банановой пальмы.
Венесуэла известна своей чугунной посудой, а также посудой из дерева.
Чугунную посуду также производят в Чили (Lodge) и Уругвае (Staub). То есть здесь успешно размещают свои фабрики производители из других стран. Данный опыт могут перенимать и российские производители.
В Боливии выпускают китайский фарфор JOYYOUNG и TeaTerra, что говорит о расширении общемировой фабрики (которой всегда считался Китай) на другие территории, включая другой континент!
Подробное перечисление выпускаемых в странах Южной Америки посудных изделий займет довольно много времени и потребует отдельного издания. Но и сейчас понятно, что Южная Америка сохраняет инвестиционную привлекательность для российских предпринимателей и закупщиков. Кроме того, ряд стран мог бы в будущем предложить так называемый альтернативный импорт в виде изделий от западноевропейских марок; такая модель сотрудничества сегодня активно применяется российскими закупщиками посредством турецких партнеров.
Среди других стран, поставляющих посуду на российский рынок: Таиланд, Вьетнам, Камбоджа и другие государства, способные предложить интересные посудные изделия, в том числе с национальными мотивами, и тем самым разнообразить быт современных российских домохозяек.
Сложности поставок
В целом ничего принципиально нового при работе со странами Южной Америки, а также странами Южно-Азиатского региона нет. Механизм закупок выглядит стандартно. Но пакеты документов могут отличаться.
Например, при работе с бразильской фабрикой список необходимой документации зависит от самой фабрики, но в любом случае понадобится контракт, счет и сертификат качества (скорее всего, еще таможенная декларация и лицензия на импорт). При работе с другими странами могут понадобиться лицензия и иные разрешительные документы, счет-фактура, упаковочный лист, документы по транспортировке и иное.
Доставка традиционно осуществляется водным транспортом; последний двигается наиболее медленно (например, судно из Индии приходит за 60 дней).
Самая главная сложность заключается в переводе денежных средств. Валюта контракта в основном доллар. Перевод денежных средств в долларах через банки грозит попасть на вторичные санкции, поэтому самая главная сложность не как перевести или доставить товар в Россию, а как оплатить контракт.
В ряде случаев лучше оформить расширенную страховку целостности груза (помимо стандартной международной страховки).
Объективно трудности может вызвать налаживание связей, общение с местными представителями фабрик и транспортных компаний. Но это не новость. Достаточно вспомнить, что изначально прямое общение с китайскими фабриками тоже часто приводило к печальным последствиям… Новичкам всегда трудно.
Кстати, южноамериканские производители сегодня заинтересованы в стабильных коммерческих отношениях, поэтому с их стороны также заметно стремление к минимизации рисков. Это вселяет оптимизм.
Стоимость перевозок определяется индивидуально и может корректироваться с течением времени.
Сегодня транспортные расходы могут привести к двух-трехкратному увеличению продажной цены, помимо стандартной ценовой накрутки, которая как минимум превышает закупочную цену в 2 раза.
Все это требуется учитывать как начинающим бизнесменам, так и тем, кто уже давно работает с надежными партнерами. Последним, в связи с постоянно меняющейся обстановкой в мире, ведущей к частой смене валютного курса, приходится постоянно корректировать отпускные цены.
Всегда трудно рассчитать верный объем закупаемого товара, чтобы стоимость его доставки была оправданной, а полученный объем не осел на складе в виде «недвижимого» остатка.
В связи с этим имеет смысл постоянно осваивать новые закупочные площадки, общаться с потенциальными партнерами, изучать рыночную конъюнктуру и понимать потребительские требования в определенный момент (период) времени.