Традиции и тренды

Автор

Основные тренды 2024 года были понятны уже прошедшей осенью: формы, цвета и материалы посуды, которые, по мнению ведущих экспертов, будут пользоваться популярностью у широкой аудитории. И вот в наступившем году в открытом доступе вновь появляется информация, расширяющая список востребованных посудных «фишек». Можно ли этому верить?

К чему бы это ?

Как известно, Pantone объявил цветом 2024 года – «Персиковый пух» (Peach Fuzz), но по-прежнему сохраняют популярность и другие оттенки, в том числе салатовый и фиолетовый. Также пользуются спросом другие оттеночные сочетания, а кроме того, рельефные решения. Другими словами, подавляющее большинство реализуемых посудных изделий не имеют персикового оттенка (как минимум в чистом виде) и даже близкого к этому. В сервировочном ассортименте по-прежнему сохраняется высокая ценность белоснежной посуды из фарфора, стекла и стеклокерамики. Оранжевые, красные, темно-синие, черные и салатовые оттенки также являются ведущими при выборе столовой посуды, особенно если данная посуда выполняется из керамики.

Пастельные оттенки (в том числе холодные) – удачно сочетаются с изделиями из каменной керамики, а также стеклокерамики. Тарелки и миски из этих материалов с соответствующей окраской уже не первый год с удовольствием приобретаются практически во всех точках продаж, особенно в сетевом ритейле.

Отдельно стоит сказать о черном цвете. Сравнительно недавно он широко применяется в посуде из закаленного стекла. Прежде всего, это плоские тарелки, блюда, а также небольшие салатные миски или миски для подачи первых горячих блюд.

В поддержку традиционного подхода к формированию ассортиментной матрицы в 2024 году следует сказать о мнении ряда экспертов, которые «проголосовали» за сохранение уже привычных форм: квадрата, круга и овала. Подобное видение распространяется и на популярные оттеночные решения прошлых лет, приглушенные и яркие тона (для покупателей из разных климатических зон).

Безусловно, это связано с широким распространением данного цвета в бытовой и, прежде всего, цифровой технике, а также автомобильной отрасли, что не может не повлиять на иные товарные сегменты. Черная посуда является почти символом современного образа жизни, которому свойственна лаконичность, минимализм, внутренняя сдержанность, прагматизм. Черные предметы посуды в определенной обстановке способствуют эмоциональному напряжению, концентрации внимания. Четкий контраст, особенно на фоне чистого белого цвета, а также в сочетании со светлыми цветовыми решениями демонстрирует многогранность человеческой натуры, склонность к четкой собственной позиции и порой бурным эмоциональным всплескам.

Что послужило к внедрению черного оттенка в сегмент современной столовой посуды, до конца не понятно.

Скорее всего, общие модные тенденции. Но этот цвет, совершенно очевидно, будет востребован в посудном сегменте еще долгие годы.

Что касается кухонной посуды, то на российском рынке уже многие годы лидируют (и сохраняют свое лидерство) три цветовых направления: «нержавеющая сталь», черный (это традиционный оттенок, пришедший от горшков и чугунной посуды) и «разноцветный». Если с первыми двумя все понятно, то вот последнее направление требует более подробного рассмотрения. Во-первых, это могут быть насыщенные оттенки из существующей цветовой палитры, а во-вторых – это рисунки, получаемые чаще всего путем деколирования, подглазурной росписи или за счет химического травления. Здесь традиционно большим спросом пользуются сочные теплые оттенки в южных регионах и приглушенные пастельные тона в северной части нашей Родины.

В любом случае цветовое оформление посуды в силу традиций, привычек, отработанных отечественных технологий, возможностей химической промышленности предполагает великое множество разнообразных цветовых решений, которые пользуются успехом у всех потребителей посудных изделий.

И вот в очередной раз нам демонстрируют лидирующий оттенок в этом году, который, разумеется, повлияет на цветовое оформление посуды у всех западноевропейских производителей.

Стоит ли обращать на это внимание отечественным ритейлерам? Если ответить на поставленный выше вопрос кратко – учитывать современный оттенок нужно. Безусловно, он будет востребованным в ближайшее время. При этом не стоит забывать о том, что рынок посуды довольно медлительный (любые изменения не протекают здесь стремительно, как, например, в области IT-технологий или высокотехнологичных производств) и трендовые цвета пяти-семи ушедших лет еще сохраняют свою актуальность. Поэтому сегодняшний «Персиковый пух» – не та команда, которая требует немедленного исполнения. Скорее это сигнал для будущих закупщиков и производителей о том, что в последующих коллекциях следует учитывать цветановинки и добавлять их в предлагаемый ассортимент или замещать ими условно устаревающие тона, к которым снижается покупательский интерес. Не более того.

В сегменте HoReCa будут актуальны так называемые экорешения, то есть использование природных материалов (камень, дерево, керамика), к которым постепенно будут добавляться предметы из композитных материалов на основе кварцевого песка, разных сортов глины и иных минеральных добавок, применяемых при производстве фарфора и фаянса. Именно такие посудные изделия составят конкуренцию привычному белому твердому фарфору, а также костяному фарфору в обозримом будущем. Наряду с традиционными формами тарелок и мисок в обиход все чаще будут проникать изделия с высокими крутыми бортиками, популярность получит так называемый скандинавский (брутальный) стиль в посуде, а также индустриальный. При этом часть ассортимента должна соответствовать ретростилю, а также быть выполнена в стиле винтаж. Как полагают специалисты, сегодня такая продукция способна легко найти своего покупателя.

Внешность

Что касается формы посуды, то здесь тоже все не так просто. Расширение сегмента сервировочной посуды за счет керамических, силиконовых, композитных изделий, вызванное в том числе агрессивным маркетингом, несущим главную идею – завоевание рынка сбыта и повышение уровня продаж, привело к периодическим смещениям потребительского внимания в сторону обновляемого предложения с последующим возвратом к проверенным временем посудным позициям.

В итоге внешний вид (включая форму) предлагаемой посуды стал величиной абсолютно неопределенной и не соответствующей строгим типовым геометрическим моделям. В моде все фигуры, в равной степени!

Материал

Керамика или глина доступный материал, изготовление посуды из него известно с незапамятных времен. Посуда из глины, за исключением элитного фарфора, доступна подавляющему большинству покупателей. Создавая интересный дизайн и активно (агрессивно) продвигая его в различных торговых каналах, можно относительно быстро увеличить объем сбыта. К тому же появление новых стеклокерамических изделий, а также изделий из каменной керамики, безусловно, еще больше воздействует на покупательский аппетит и еще более способствует росту объема продаж.

Основными заказчиками керамической столовой посуды в последнее время стали компании, представляющие собой гостинично-ресторанный комплекс (HoReCa) и, в частности, заведения общественного питания низкого и среднего ценового уровня (рестораны, столовые, кафе, закусочные и пр.). Их выбор не случаен – оригинальное исполнение из стойкого к сколам материала за умеренные деньги. Занять данную нишу стеклом или фарфором на таких же выгодных условиях не представляется возможным.

На выставках Ambiente, Christmasworld и Creativeworld огромное значение уделяется безопасности и этике дизайна. В 2024 году 374 компании заслужили право носить знак «Этнический стиль». Независимое жюри, состоящее из международных экспертов, рассмотрело все продукты и отобрало коллекции для маркировки знаком. Маркировка «Этнический стиль» действительна в течение трех лет. Например, Brabantia разрабатывает все продукты с возможностью вторичной переработки. Стопроцентный круговой дизайн является руководящим принципом Brabantia. К 2035 году весь ассортимент продукции будет ориентирован на круговорот изготовления продукта. Изделия, которые уже более чем на 90 процентов состоят из бытовых отходов, на 99 процентов будут пригодны для вторичной переработки.

Исходя из этого, можно сказать, что керамическая посуда получит распространение в дальнейшем.

Но следует помнить, что не бывает ничего вечного. Так, фарфор, который осознанно был в свое время выбран всеми без исключения потребителями как наиболее приятный материал для сервировочных решений, терял свою актуальность, равно как становились популярными изделия из столового фаянса – более дешевый аналог фарфора. Майолика, то теряющаяся из вида, то вновь напоминающая о себе, не уйдет с рынка как минимум в силу исторической аутентичной ценности. Сегодняшняя дизайнерская керамика будет востребована за счет своей износостойкости и пригодности мытья в посудомоечной машине. Это своего рода аналог закаленного стекла.

Другими словами, помимо дизайнерских течений, подхватываемых заинтересованными лицами, применяющими довольно агрессивную маркетинговую политику для продвижения посудной продукции на российском посудном рынке, пока еще сохраняются прежние, уже полюбившиеся коллекции, а также дизайнерские тенденции, которые сохранят свою актуальность в течение как минимум 5-7 лет (а то и намного дольше).

Подводя итог

В настоящее время невозможно предложить своему покупателю все многообразие как традиционных форм и расцветок, так и обновленных дизайнов, якобы вливающихся в трендовые потоки. Сегодня формирование трендов происходит зачастую совершенно непредсказуемо и носит необоснованный характер. Виртуозные манипуляции маркетологов, граничащие с мошенничеством или полнейшим непрофессионализмом, не должны сбивать добросовестных представителей рынка с выбранных направлений своего продвижения к клиентам.

Продавцам следует сконцентрировать внимание на своей целевой аудитории, даже если появляется соблазн расширить покупательский круг за счет какой-либо иной привлекательной продукции… Последнее может привести к чрезмерному расширению ассортиментной матрицы и появлению складских остатков в скором будущем.

Формирование постоянных (якорных) клиентов позволяет усиливать свое значение на рынке в выбранном сегменте и иметь более твердую опору для осуществления экспериментальных задач, среди которых сбыт обновленных, нестандартных коллекций, которые в последующем могут стать базовыми.

Любые отклонения от намеченного курса не гарантируют успешной торговли, даже если ассортимент состоит из новинок от ведущих брендов. Продавцам следует исходить из потребностей среднестатистического покупателя посуды, чьи интересы должны учитываться в первую очередь.