Посудный сегмент. Цифры

Автор

Характерной чертой посудного рынка является его зависимость от целого ряда рыночных показателей. Поэтому для прогноза рыночной ситуации и корректировки действий поставщикам и продавцам посуды следует изучать динамику наиболее важных финансово-экономических индикаторов.

О чем говорят цифры

Уровень инфляции, размер ключевой ставки, потребительские цены, доходы населения, показатели благосостояния, валютный курс, динамика цен на энергоносители, кривые спроса и предложения – вот основополагающие показатели, влияющие на состояние посудного сегмента. Рассмотрим их подробнее.

Спрос и предложение

Сегодня графики спроса и предложения демонстрируют увеличение объемов предлагаемого товара со стороны продавцов и снижение спроса на этот товар со стороны покупателей, обусловленное снижением пресловутой покупательской способности. При этом можно отметить и снижение спроса на определенные группы посудных товаров, которые не соответствуют ожидаемому качеству. Подавляющая часть покупателей отказывается от сомнительных изделий, формируя отложенный спрос на более качественные аналогичные изделия проверенных марок. В результате оборот средств замедляется, объем продаж либо падает, либо смещается.

Строго говоря, чем меньше товарно-рыночный сегмент, тем сильнее он испытывает влияние более крупных рыночных образований. Это касается любой экосистемы, предусматривающей взаимоотношения с партнерами и покупателями. Посудный бизнес – яркий пример такой системы. Еще недавно ее устойчивость подкреплялась уверенным потребительским спросом и заметным приростом объемов продаж. В связи с этим многие справедливо говорили о посудном рынке, выделяя его на фоне более слабых товарных сегментов потребительского рынка. С возникновением более жестких условий ведения бизнеса, в частности обострения конкурентной борьбы, нестабильности валютного курса, падением потребительской активности участники рынка вновь используют более точный термин – сегмент. Хотя в рамках изучения вопросов, связанных с торговыми взаимоотношениями, в которых участвуют посудные компании, применение термина «рынок» вполне допустимо.

Потребительские цены

В январе 2024 года потребительские цены выросли на 0,86% (в декабре – на 0,73%). В годовом интервале месячный прирост цен практически не изменился и составил 6,7% (в декабре – 6,3%). Текущий рост цен даже ниже наблюдавшегося в III-IV кварталах 2023 года. Годовая инфляция почти не изменилась и составила 7,44% (в декабре – 7,42%).

Седьмой месяц подряд доля товаров и услуг, дорожающих темпом выше 4% в пересчете на год, находится в интервале 60-70%.

Но даже если за счет более жесткой денежно-кредитной политики ЦБ РФ уровень повышения цен не будет превышать 4%, ценовой рост все равно крайне ощутим для конечных потребителей. И такое положение дел сохранится в обозримом будущем.

Отсюда можно сделать вывод: уровень покупок посудных изделий в течение нескольких месяцев не вырастет.

Инфляция

Годовая инфляция практически не изменилась и составила 7,44%.

Впервые с конца 2022 года годовой прирост стоимости продовольственных товаров обогнал услуги. Годовая инфляция без учета плодоовощной продукции, нефтепродуктов, ЖКУ, услуг туризма и транспорта дошла до 6,52%; базовая инфляция – до 7,15%; медиана годовых приростов – до 6,19%, а оценка трендовой инфляции – до 7,19%.

Казалось бы, положение не ухудшилось, но объективно и не улучшилось. Более того, в сочетании с другими показателями сохраняющийся уровень инфляции свидетельствует о нездоровых экономических процессах, на которые можно было бы спокойнее реагировать только при ползучей инфляции 3-4%.

Поэтому пока следует признать, что продолжающаяся потеря покупательной способности денежных средств не способствует покупательской активности. Доходы населения падают минимум из расчета 7-8% годовых. В реальности – больше, поскольку рост уровня цен в большинстве случаев опережает уровень инфляции.

Энергоносители

Объективно мы каждый год наблюдаем рост цен на электричество и топливо. Темпы роста этих показателей свидетельствуют о темпах роста расходов граждан на энергоносители. То есть чем выше цена за свет и бензин, тем больше человек вынужден расходовать средств на обеспечение себя этими благами. К подобным статьям расходов можно отнести и иные блага ЖКХ, а также стоимость проезда в общественном транспорте. Если эти расходы не компенсируются за счет увеличения доходности граждан, то возможностей для покупок не самых необходимых товаров, к которым по праву можно отнести некоторые виды посуды, будет меньше.

Ключевая ставка

Процент, по которому ЦБ готов предоставить кредит своим заемщикам (финансовым структурам), – 16%. При этом «отбивают» его пользователи потребительских кредитов, а точнее, физические лица – клиенты банков. Для юридических лиц кредит предоставляют дороже. С учетом высокого процента денежные средства конечных потребителей будут в большем объеме уходить на погашение задолженностей и процентов по ним. Что касается накоплений граждан, то повысившиеся процентные ставки по депозитам касаются только крупных вложений, доступ к которым закрыт на длительный срок. По накопительным счетам и пополняемым вкладам, а также вкладам с неснижаемым остатком размер ставки убыточный, поскольку сильно отстает от уровня инфляции. Следовательно, сбережение средств, а тем более их накопление становится все более сложным процессом, из этого следует, что свободных средств для приобретения бытовых товаров становится все меньше.

Валютный курс

Несмотря на то что расчеты на внутреннем рынке осуществляются в национальной валюте, влияние зарубежных фондовых бирж не проходит бесследно. За последние месяцы колебания валют нельзя назвать глобальными, но и они, и сам курс влияют на взаимоотношения с зарубежными партнерами, что сказывается и на ассортименте и на объемах поставок. В результате желаемого разнообразия продукции уже нет.

Если к этому добавить санкционную политику в отношении нашей страны со стороны недружественных государств, то набор предлагаемых изделий сегодня в большинстве случаев ограничен объективными факторами, обойти которые помогает параллельный импорт, но в этом случае цена на товар существенно повышается.

ЛОГИСТИКА

В результате санкций были закрыты прямые поставки европейского импорта. Конечно, параллельный импорт никто не отменял, и многие компании приспособились к этим обстоятельствам. Мы не берем во внимание восточноазиатский или турецкий вариант доставки, но все же часть грузов перемещалась через польсколитовско-латвийско-белорусскую границу. В августе 2023-го литовской стороной были временно закрыты «Шумскас» («Лоша») и «Твярячюс» («Видзы»). А с 1 марта с.г. по инициативе Вильнюса были закрыты «Лаворишкес» и «Райгардас». Так что этот вариант доставки стал еще более закрытым.

По состоянию на 04.03 в «Каменном Логе» (сопредельный ПП – «Мядининкай») в очереди на выезд в Литву сейчас находятся более 800 грузовиков – за последние сутки их число увеличилось примерно на сотню. В «Беняконях» («Шальчининкае») стоят 690 большегрузов, после закрытия «Котловки» и «Привалки» туда приехало более 200 фур.

Что касается других направлений, то на границе с Латвией в единственном работающем пункте пропуска «Григоровщина» пограничного и таможенного оформления ожидают около 425 фур.

На белорусско-польской границе на погранпереходе «Козловичи» находится 50 грузовых машин.

Таким образом, на границе Беларуси с Евросоюзом стоит 1965 большегрузов.

Доходы населения

Доходы населения продолжают оставаться на низком уровне. Особенно это заметно в небольших населенных пунктах, где не хватает рабочих мест. При этом резкое расслоение общества на граждан с высоким уровнем дохода и крайне низким сохраняется на протяжении очень длительного срока. Размер прожиточного минимума, равно как и размер минимального размера оплаты труда, фактически являются расчетными величинами, поскольку уровень цен на простейшие продукты и услуги не позволяет существовать на суммы, соответствующие минимальным установленным значениям. При этом объективный рост размера прожиточного минимума (в каждом регионе РФ он разный, например, в Москве – 22 662 руб., Липецкой области – 12 661 руб., Чукотском автономном округе 39 813 руб.) не означает роста благосостояния и даже не компенсирует в должной мере инфляционных процессов.

Индекс благосостояния

Согласно расчетам на основе Единой панели данных Ромир, индекс благосостояния в январе 2024 года достиг отметки в 30,4%. То есть такова доля затрат среднестатистической российской семьи на продукты питания дома и вне дома в общем объеме месячных трат домохозяйства.

В целом цифра демонстрирует, что у граждан остаются средства не только на необходимое питание, но и на другие нужды.

В заключение

Набор рассмотренных показателей общеэкономического характера подтверждает тот непростой период, который сопровождает развитие посудного бизнеса в России (как и ряда других товарных сегментов, в частности в секторе товаров для дома). Основная сложность в нехватке собственных свободных ресурсов (длинных денег) для безболезненного расширения бизнеса. Несмотря на определенный уровень дохода ряда специалистов в городах-миллионниках и тем более мегаполисах, общая тенденция к снижению уровня личного благосостояния вынуждает население любыми возможными способами сохранять заработанные средства и вкладывать их в то, что может приносить доход.

К сожалению, посуда к этому не относится.

Однако, несмотря на политику экономии в домохозяйствах, на высоком уровне остаются так называемые эмоциональные покупки посудных обновлений, которые буквально влюбляют в себя хозяек.

Исходя из этого можно сделать вывод, что даже при серьезных препятствиях, ограничивающих покупательскую способность, посудный бизнес-сектор может приносить устойчивый доход и формировать лояльность у своих покупателей. Но продавцу посуды необходимо заинтересовать своих клиентов (покупателей) настолько, чтобы покупатель сделал выбор в сторону посуды, а не иного товара, выставляемого в смежных рыночных сегментах.

В статье использованы данные из информационно-аналитических комментариев «Динамика потребительских цен» Банка России.