Что лучше? Размышления на тему… антипригарных покрытий

Автор

Представить себе современную кухню без посуды с антипригарным слоем невозможно. Самой популярной и продаваемой антипригарной посудой является сковорода в различных вариантах ее исполнения: стандартная, блинная, вок, гриль, сотейник…

Объемы выпуска и продаж этих изделий постоянно растут. На данный момент на мировом рынке существуют несколько лидеров по производству антипригарных покрытий –  1. Whitford, 2. Weilburger, 3. Chemours, 4. ILAG, 5. Deko, 6. Pfluon. В то же время и в Европе, и в Китае работает большое количество компаний, которые производят продукцию не в таких глобальных масштабах, но достаточно известны. В России присутствуют все основные производители антипригарных составов, в том числе и китайские.

Несмотря на санкции, на территории России присутствуют почти все основные марки покрытий: Whitford, Weilburger, Chemours (Teflon™), ILAG и Pfluon. Эти бренды выпускают массу линеек (от экономсегмента до премиум-класса), которые могут иметь свои собственные названия.

Все антипригарные покрытия проходят по тестам на выделение вредных веществ, то есть их все можно считать безопасными.

Современная антипригарная посуда должна обладать следующими качествами:
• безвредность для человека и окружающей среды;
• высокая износостойкость при условии ежедневного использования;
• современный дизайн (форма и оттеночное решение);
• удобство использования за счет имеющихся аксессуаров (съемная ручка, стеклянная крышка, пароотвод и пр.);
• доступность широкой группе покупателей.

Предпочтения и реальный выбор покупателей Сегодня покупателю важно не только выбрать современную посуду, но и не прогадать с антипригарным покрытием. Самая большая доля рынка сейчас приходится, безусловно, на антипригарные покрытия PTFE, поэтому споры по поводу экологической безопасности отошли на второй план, так как в настоящее время на отечественном рынке представлены только безопасные покрытия, в составе которых отсутствуют способные выделяться вредные компоненты. Волна керамических покрытий закончилась на всех рынках. Примечательно, что доля покрытий «под камень» стабильна или все еще растет.

ВАЖНО ЗНАТЬ

Потребители все еще находят в Интернете информацию об опасности покрытий, не вникая в суть вопроса. В магазине все еще спрашивают о вреде покрытий. По Сети еще гуляют домыслы по поводу вреда или безопасности того или иного покрытия. След этого тянется из расследования 80-х годов, когда компанию DuPont обвинили в производстве небезопасных покрытий с использованием PFOA.

Но много лет назад компания изъяла вредные вещества из своих продуктов. После полного переоборудования своего производства компания полностью перешла на PTFE-компоненты. Покрытие PTFE инертно и потому безвредно для человека. Оно может быть использовано для любого способа приготовления – на поверхности плиты или в духовке до 260 0С.

Торговая марка и компания

Что касается различных названий антипригарных покрытий, которые употребляются производителями изделий, здесь ситуация такова.

Так как фторированные полимеры производятся только ограниченным кругом мировых лидеров, и европейских, и из Юго-Восточной Азии, то они для сохранения своей торговой марки и качества не разрешают использование других формул в своем покрытии. Но, если производитель посуды решил применить свой собственный рецепт на основе качественного полимера, производитель покрытия дает такое право, но с оглядкой, что за качество он не отвечает, и нельзя использовать известное название в сертификате на посуду. Этим часто пользуются производители посуды, которые хотят (легально) иметь свое именное покрытие для собственного маркетингового инструмента, в основном эти меры носят имиджевый характер. Отечественные заводы-изготовители (например, завод под маркой «Мечта») продают изделия под своей маркой и, понятно, сами не производят фторполимеры, а пользуются известным популярным проверенным покрытием. И используя сырье, отвечают за него только своим товарным знаком.

В России и странах СНГ покрытия от немецкой компании Weilburger Coatings используют в основном производители элитной посуды из алюминия, среди которых можно назвать такие предприятия, как «Нева металл посуда», «Гардарика». Покрытия, предназначенные для нанесения на внутреннюю поверхность посуды, имеют индекс, начинающийся с латинской буквы C. Знак «+» в индексе означает устойчивость к истиранию. Покрытия, предназначенные для нанесения методом роликового наката, имеют букву R (Greblon CR), а золь-гель керамические покрытия – букву K. ILAG. Покрытия марки ILAG производит компания Industrielack AG (Швейцария). Посуда с данным покрытием встречается на изделиях китайского, итальянского, турецкого, немецкого производства. Покрытия для кухонной посуды ILAG делятся на несколько групп и имеют соответствующие маркировки: ILAG Basic (начального уровня), ILAG Special и ILAG Premium (обе марки условно можно отнести к среднему уровню), ILAG Ultimate (покрытия с премиальными характеристиками), ILAG Ceramic (керамические золь-гель покрытия). Отдельно выделяются покрытия с декоративными эффектами – 3D и Granitec.
Whitford. Это одна из самых известных компаний по производству антипригарных покрытий. Она развернула свои заводы в восьми странах и на сегодняшний день ведет торговлю более чем в пятидесяти странах мира. Концерн Whitford изготавливает качественные и безопасные покрытия по всему миру. Покрытия используют в производстве посуды для приготовления пищи в Европе, России и странах ближнего зарубежья. Компания производит разные линейки покрытий, отличающиеся свойствами и сроком службы. Одной из линеек покрытий является революционное фторполимерное антипригарное покрытие Xylan XLR PRO в 5 слоев, наносящееся методом напыления.
Teflon™ с флагманским брендом Teflon™ является одной из самых известных ключевых компаний, производящих антипригарные покрытия для посуды. Производители посуды с покрытиями Teflon проходят очень строгую систему контроля соответствия качества требованиям DuPont.
Это обеспечивает покрытиям Teflon стабильно устойчивую положительную репутацию как в профессиональной среде, так и среди покупателей.
Pfluon. Популярный вид покрытия на основе структуры гранита, усовершенствованный за счет микрорельефной поверхности, которая усиливает антипригарные свойства посуды. Pfluon наносится обычно на кованый алюминий в несколько слоев, увеличивая тем самым срок пользования изделием.

Хотя иметь качественное покрытие от крупного производителя покрытий, который отвечает за технологию нанесения и эксплуатационные показатели, гораздо важнее для поставщика продукции.

Если производитель посуды не указал напрямую марку наносимого покрытия, а демонстрирует только его потребительские свойства, заявляя о высоких эксплуатационных характеристиках, стоит задуматься о целесообразности покупки.

В среде конечных потребителей покрытия часто делят на:

• каменные;

• титановые;

• гранитные и мраморные;

• керамические;

• сверхтвердые минеральные покрытия.

У каждой из перечисленных марок есть свои топовые покрытия. У ILAG – DURIT, у Weilburger – Professional, у Teflon – Profile и Platinum Plus, у Pfluon – CONSTANT. Какое из них лучше, трудно сказать, многое зависит от производителя посуды; у разных заводов результаты тестов покрытия одной марки могут существенно отличаться и зависят от качества нанесения покрытия.

Каждую из этих групп отличает степень стойкости к царапинам, ударам, перегреву и контактам с металлическими кухонными инструментами.

Каменное покрытие

На сегодняшний день каменное, или, как его еще многие называют, мраморное, покрытие несомненно является лидером среди многочисленных антипригарных покрытий.

Обусловлено это лучшими результатами по таким показателям, как: долговечность, экологичность и устойчивость к различным механическим воздействиям или повреждениям.

Каменное покрытие наряду с керамическим считается одним из самых экологически безопасных.

При этом антипригарные свойства таких покрытий сохраняются в течение 3-4 лет интенсивного использования.

Титановое покрытие

Титановое антипригарное покрытие во многом схоже с каменным. Оно обладает повышенной износостойкостью, неприхотливо в уходе, позволяет использовать металлические аксессуары. Средний срок службы титанового покрытия 2-3 года. Есть модели с алмазным напылением или с утолщенным титановым слоем 100 мк, такие модели прослужат 3-4 года.

Гранитное и мраморное покрытия

Гранитное покрытие схоже с мраморным. Они отличаются между собой уровнем концентрации гранитной крошки. В мраморных моделях он намного ниже, поэтому гранитные изделия считаются самыми прочными и долговечными. А название мраморного слой получил по визуальному сходству с мрамором. Модели служат 2-3 года.

Керамическое покрытие

Керамика – одно из самых экологичных и гигиеничных покрытий. Мыть такую посуду очень легко без абразивов и сильнодействующей химии. Покрытия обладают прекрасными антипригарными свойствами.

Но здесь есть и обратная сторона медали: антипригарные свойства могут теряться достаточно быстро: в течение первых месяцев использования по причине хрупкости.

В последнее время керамические покрытия почти исчезли из продаж, хотя в Европе они по-прежнему популярны. Самыми стойкими, по мнению конечных покупателей, считаются так называемые каменные слои, за ними идут титановые, потом гранитные или мраморные, и уж на четвертом месте находятся керамические.

СВЕРХТВЕРДЫЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ ПОКРЫТИЯ

Что касается сверхтвердых минеральных покрытий, то они пока стоят особняком, по крайней мере, в описанной «шкале стойкости» покупатели затруднились с определением их точного местоположения. Хочется надеяться, что такие покрытия будут сохранять свои качества не хуже титановых. Но, повторимся, данные основаны на мнениях конечных покупателей, с которыми удалось пообщаться в розничных точках продаж.

Стоит понимать, что все перечисленные потребителями названия покрытий означают лишь одно: добавление частиц титана, камня, керамики… Для повышения износостойкости и усиления антипригарного эффекта в покрытие добавляют мизерные гранулы (песчинки) гранита, мрамора или иных частиц.

После чего покрытие получает новое название. Твердые частицы, порой даже в виде пыли, способны снизить нагрузку на само покрытие. Кроме того, специалисты утверждают, что с посудой, покрытой такими составами, можно использовать даже металлические столовые приборы.

Российское производство

Что касается российского изготовителя антипригарных покрытий – он есть. Это Кирово-Чепецкий химический комбинат – крупнейшее промышленное предприятие Кировской области, один из крупнейших в России и Европе производителей полимеров и удобрений. Конечно, масштабы производства антипригарки небольшие, но многие производители (например, под брендом Scovo) используют эти покрытия для нанесения на сковороды роликовым накатом в экономсегменте. Сказать, что эти покрытия хуже импортных, нельзя. К сожалению, производственные мощности не позволяют использовать отечественное оборудование в полную силу. Добавки, такие как разные каменные или гранитные частицы, или цветовые предпочтения там отсутствуют. Но масштабная санкционная политика Запада и запланированная модернизация предприятия позволят в будущем пользоваться услугами этого комбината по всей России.

Цены

Цены у изделий с антипригарным слоем разнятся. Все зависит от самого слоя, от основы и раскрученности бренда и его узнаваемости, что дает понимание проверенного временем качества продукции.

Производитель, понимая финансовую подоплеку приобретения, демонстрирует рынку свои возможности в премиум- и эконом-сегменте.

Для увеличения износостойкости он начал добавлять твердые частицы в антипригарный слой продукции экономсегмента, таким образом повышая ценность своего продукта.

В силу того, что средняя продолжительность антипригарной сковороды на современной кухне составляет около 2-3 лет, пополнение домашнего ассортимента такими изделиями принимает регулярный характер. Следовательно, покупательская потребность в данной продукции в скором времени не иссякнет. Скорее наоборот, потребители, в частности домашние хозяйки, начнут со временем расширять ассортимент используемой антипригарной посуды.

Подводя итог

Стоит выделить следующие аспекты, присущие сегменту антипригарной посуды, которые будут сохраняться в ближайшие годы:

– повышение ценности конечного изделия за счет использования антипригарного покрытия, износостойкость которого подтверждается известной маркой;

– сохранение и рост потребности покупателей в такой посуде в связи с ее износом (период жизни при частой эксплуатации в быту не превышает в среднем 2,5-3 лет);

– рост цен, вызванный объективными причинами, в числе которых нанесение новых поколений антипригарных покрытий, изменение цен на сырье и курса валют;

– в скором будущем производители будут продолжать наращивать объемы выпуска антипригарной посуды, поскольку потребность покупателей в них возрастает.