Кадровый голод

Автор

Такая проблема, как кадровый голод, на первый взгляд, кажется, затрагивает только сферу крупных промышленных производств. Но, как выяснилось, и в сфере производства посуды таковой дефицит имеется, и найти хорошего продажника и маркетолога в сфере продажи посуды и смежных с ней предприятий довольно сложно.

На дефицит кадров жалуются представители абсолютно всех отраслей. По словам главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, в российской экономике почти не осталось рабочих рук.

По данным исследования лаборатории конъюнктурных опросов ИЭП, январь 2024 года принес российской промышленности очередные рекорды кадрового голода. О том, что он ограничивает выпуск продукции, говорят уже 53% представителей промышленных предприятий. При этом промышленники конкурируют друг с другом в гонке зарплат и условий только за рабочие руки россиян – наем мигрантов, в отличие от отраслей ритейла и логистики, остается у них наименее популярным способом заполнения рабочих вакансий.

РАСТУТ ЦЕНЫ НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ

Российские компании на фоне нехватки сотрудников вынуждены увеличивать оплату труда. Именно по этой причине треть предприятий малого и среднего бизнеса подняли цены на свои конечные товары и услуги. Около 55% малых и средних предпринимателей сообщили, что цены на их товары и услуги увеличились. Наибольший рост зафиксирован малым и средним бизнесом в сфере торговли (67%). Треть компаний (27%) из тех, что подняли цены на конечную продукцию, в качестве причины назвали рост расходов на фонд оплаты труда (ФОТ). Это говорит о сложной ситуации в сфере найма. Наиболее актуальна эта проблема для бизнеса в сферах услуг и производства, сказано в опросе. Исследование относительно причин роста цен проводилось впервые.

Тенденцию подтверждают и данные Superjob: большинство российских компаний в течение 2023 года поднимали зарплаты сотрудникам, а каждая вторая планирует это сделать в ближайшее время. Superjob выявил: дефицит сотрудников испытывают 85% российских компаний.

ПРИЧИНЫ

Причин «всероссийского плача работодателей» несколько. Во-первых, о чем стесняются говорить вслух, но надо: это мобилизация и в ответ – релокация. Да. Это явление временное, СВО не навсегда, а значительная часть релокантов вернется или уже возвращается. Но предприятиям нужны люди здесь и сейчас. Есть и более долгосрочные факторы.

Во-вторых, заметно сократился приток мигрантов. И по причине девальвации рубля, и по причине роста экономик (и доходов) стран-доноров, а также появления альтернативных рынков труда. Делать ставку на трудовых мигрантов из стран ближнего зарубежья – больше не работает, они сами не горят желанием ехать в Россию.

В-третьих, мы пребываем в демографической яме. Количество работоспособного населения увеличивалось только за счет прибывавших мигрантов. Естественный прирост населения сменился убылью из-за спада рождаемости и одновременного роста смертности. Таким образом, Росстат ожидает ежегодного сокращения населения на 600 тыс. человек. Также отмечается, что по демографическим показателям Россия находится сейчас на девятом месте в мире. На рынок труда в последние 10 лет приходят каждый год на 100 тыс. меньше работников.

Во всех сферах производства, продаж и услуг возрос дефицит вакансий, не требующих специальных знаний и подготовки. В основном это упаковщики, уборщики, грузчики и т.д. В первом полугодии 2023 года в страну с целью «работа» въехало 3,5 млн человек против 5,8 млн в аналогичном периоде 2022 года. В прежние годы работодатели, «подсев» на дешевую рабочую силу мигрантов, не уделяли должного внимания автоматизации. Вообще не занимались толком ростом производительности труда, сохраняя подчас рабочие места искусственно, чтобы не расстраивать региональное начальство безработицей.

РИТЕЙЛ

Работодатели стонут: приходится повышать оплату труда, чтобы удержать кадры. Сейчас нехватку массового персонала испытывают многие отрасли, включая ритейл. Причин этому несколько: изменение возрастных пропорций в демографическом составе трудоспособного населения, политическая ситуация, а также растущий спрос на массовый персонал в других секторах экономики – например, в АПК и легкой промышленности – на фоне импортозамещения.

ОБЩЕЕ

Для оптимизации затрат малый и средний бизнес готовы развивать онлайн-каналы продаж (33%) и снижать расходы на материалы (29%). При этом сокращать штат или фонд оплаты труда могут только 14%. В целом около трети предпринимателей планируют и дальше повышать стоимость своих товаров и услуг.

В России растет конкуренция за сотрудников, поэтому им приходится поднимать зарплату. Это происходит на фоне рекордно низкой безработицы в 3%. Также на тенденцию влияет дефицит кадров из-за замещения мобилизованных работников, полагает управляющий партнер Key Consulting Group, член московского регионального отделения «Деловая Россия» Анастасия Зыкова. Кроме того, все больше сотрудников требуется на предприятия военно-промышленного комплекса.
Будет ли дальнейшее увеличение зарплат – зависит от многих факторов, таких как экономическая ситуация, инфляция, спрос на рабочую силу, отметил вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев.
Бизнес может найти деньги на повышение оплаты работников, только поднимая стоимость своей продукции, чтобы не потерять прибыль, отметил управляющий партнер брендингового агентства Depot Алексей Андреев. Тенденция с ростом цен будет продолжаться, по принципу домино это коснется всех индустрий и отраслей, полагает эксперт.

«Рост затрат на ФОТ неминуемо ведет к увеличению цен на товары или услуги, ведь бизнес не может и не должен работать в минус. Однако платежеспособность россиян не растет так быстро. Любому потребителю хочется, чтобы соотношение цена/качество было справедливым, но для бизнеса в условиях повышения затрат все сложнее будет находить этот баланс», – сказала Анастасия Зыкова.

Кажется, что самый эффективный вариант – повысить зарплаты. «На самом деле этот механизм не всегда работает. Далеко не во всех сферах производства есть экономическая возможность повышения зарплат. Фонд оплаты труда – это очень дорогое удовольствие для бизнеса, потому что человек получает на руки только половину от той суммы, которую предприятие должно ему заплатить. Вторая половина идет в виде налогов, сборов, отчислений в пенсионный фонд, поэтому повышать оклад – это самое экономически невыгодное решение для предприятия.

Тем временем масштабы бедствия растут. «60 с лишним процентов руководителей организаций сказали, что проблема номер один – это не дорогие кредиты, не нехватка возможностей или чего-то еще. Проблема номер один для бизнеса сейчас – это нехватка персонала с точки зрения того, почему многие не могут развиваться даже в тех нишах, где сейчас такая возможность возникла в силу ухода европейских компаний с российского рынка», – говорит эксперт, ссылаясь на результаты опроса предпринимателей.

ВЫВОД

Помимо очевидной потребности резко вкладываться в автоматизацию, надо мощно вкладываться и в качество человеческого капитала. Нужны инвестиции как в общее образование, так и профессионально-техническое. Но также и в регулярную переподготовку кадров, каковой подавляющее большинство работодателей пренебрегают (на это идет менее 0,5% затрат на персонал). Такое повышение квалификации надо проходить каждые 10-12 лет. Но в России лишь около 12% населения трудоспособного возраста проходят то или иное переобучение (в Европе 40-60%), лишь пятая часть россиян занимаются самообразованием (в ЕС 60-80%). Наконец, надо всерьез подойти к оптимизации производственных процессов на современных научных основах. Нужен именно эффективный менеджмент, без кавычек, который стал ассоциироваться лишь с «распилом» денег в пользу себя любимых путем составления красивых презентаций.
По материалам www.kommersant.ru, www.rg.ru