Интеллектуальный капитал – главный ресурс компаний

Автор

В сложный период экономической нестабильности и ослабления деловой активности компаний одним из главных ресурсов становится профессиональный человеческий потенциал. В современных компаниях интеллектуальный капитал (ИК) играет значительную роль в процессе формирования потребительских ценностей.

условиях современной экономики интеллектуальные ресурсы начинают доминировать над материальными. Это находит свое отражение в соотношении балансовой и рыночной стоимости компаний функционирующих в различных секторах экономики. Способность создавать и использовать такой феномен, как интеллектуальный капитал, является ключом к успеху в глобальной экономике. Он становится важнейшим ресурсом для стратегического развития и конкурентоспособности компании, включая в себя множество различных аспектов, таких как опыт, культура, информация, знания. В компании ресурсы делятся на материальные (денежные) и нематериальные (интеллектуальные, человеческие, профессиональные).

Материальные ресурсы включают в себя не только денежные средства, но также инвестиции, дебиторскую и кредиторскую задолженность, кредитные рейтинги, кредитоспособность, уверенность в поступлении доходов, использование финансовых инструментов и т.д. Материальный капитал – это оборудование, здания и сооружения, земля, товарно-материальные ценности, а также связанные с осязаемыми материальными ресурсами нематериальные ресурсы (расположение, производственная гибкость, качество складских запасов и т.д.).

Нематериальные ресурсы включает в себя интеллектуальный капитал (ИК), который в свою очередь подразделяется на человеческий, отношенческий и организационный.

Интеллектуальный капитал считается важной составляющей и в широком смысле может быть определен как совокупность всех информационных ресурсов, имеющихся в распоряжении компании, которые могут быть использованы для получения прибыли, привлечения новых клиентов, создания новых продуктов или иного улучшения бизнеса. Это сумма опыта сотрудников, организационных процессов и других нематериальных активов, которые вносят вклад в прибыль компании.

От интеллектуального капитала напрямую зависит развитие и пополнение финансовых активов компаний.

В современных реалиях ИК становится стратегически важным активом.Для возможности управления ИК следует изучать его отдельные компоненты и способы управления ими. В основном исследователями применяется трехкомпонентная структура концепции интеллектуального капитала, которая состоит и человеческого, структурного и отношенческого (социального) капитала.

Человеческий капитал считается одним из самых важных компонентов интеллектуального капитала, так как представляет собой знания, умения и навыки персонала предприятия.

Особенно, если речь идет о предприятиях, у которых сильно ограничены материальные и финансовые ресурсы, знания могут создать конкурентоспособность продукту.

Не менее важным является и то, что человеческий капитала играет ключевую роль в инновационной деятельности, ведь именно человек создает качественно новые продукты, которые обеспечивают компании устойчивые позиции среди конкурентов на рынке.

Отношенческий капитал создает некую сеть взаимодействия организации и рынка. Отношенческие ресурсы подразумевают отношения с кредиторами, клиентами, конкурентами, поставщиками, посредниками, представителями, финансовыми институтами, властью, общественностью, СМИ, стратегическими партнерами, а также неосязаемую часть блока отношений: лояльность клиентов, нагрузку регулирующих органов на бизнес, уровень конкуренции и т.п.

Организационный капитал состоит из портфеля брендов и интеллектуальной собственности, которыми владеет компания (портфель патентов, авторские права), технического и программного обеспечения, организационных структур, эффективности разработок и т.д.

НАУЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Во всех исследованиях прослеживается тесная связь компонентов в их дополнении друг друга, использования одного компонента для усиления отдачи другого, что определяет системность концепции для достижения результативности.

Насколько велико влияние ИК на прибыль компании, на производительность, на эффективность работы организации можно судить, основываясь на публикации ведущих исследователей рынка капитала.

Опираясь на публикации пакистанского исследователя Мухамеда Калика о взаимосвязи ИК с организационной деятельностью малых и средних предприятий, гипотеза о положительном влиянии ИК на работу компаний подтвердилась. Исследуя структуру и работу ресурсов компаний, он сделал вывод, что деньги в компании генерируются, в основном, организационными ресурсами, что может подкрепляться репутацией компании и/или брендом. Такая ситуация возникала в компаниях, где системы и процессы генерируют продукты интеллектуальной собственности. Трансформация ИК в материальный ресурс может выстраиваться за счет привлечения потока новых клиентов и укрепления лояльности существующих, выстраивания отношений с клиентами за счет существующего бренда и репутации. Подкрепление человеческих ресурсов происходит благодаря обучению и повышению квалификации персонала на основании уже имеющихся компетенций. В 2011 году в работе Карла Хейнза Лейнза была изучена взаимосвязь интеллектуального капитала и инновационных процессов. В ходе проведения множественного регрессионного анализа было выявлено, что влияние ИК на инновационность составляет порядка 70%, но это справедливо в большей степени для новаторских компаний. Сандрой Коэн, специалистом Афинского университета экономики и бизнеса было проведено исследование для определения роли интеллектуального капитала в стратегии предприятия во время финансового кризиса. Было выявлено, что во время кризиса отношения с внешней средой и между сотрудниками играют более весомую роль, чем другие компоненты. Инновации, мотивация могли получить низкие оценки по причине нехватки финансовых ресурсов для их поддержания. При этом даже во время кризиса интеллектуальный капитал рассматривают, как ценный ресурс, поэтому предприятиям не стоит отказываться от его финансирования, так как это может сыграть ключевую роль в стратегии повышения устойчивости предприятия.

Авторы из Новой Зеландии Наташа Стенкам и Варша Кашип изучали восприятие менеджерами влияние нематериальных активов на успешное ведение бизнеса. Результаты показали, что в большинстве организаций нет иерархического деления, 83% знакомо с понятием интеллектуального капитала и что в основном люди делят ИК на человеческий, отношенческий и структурный. Также в ходе опроса исследователи установили, что в большинстве случаев люди связывают нематериальные активы с словами «люди», «сотрудники», «народ», что подчеркивает ценность человеческого капитала для организаций.

Организационные ресурсы позволяют привлекать новых клиентов и укреплять отношения с существующими клиентами (отношенческие ресурсы), отзывы и рекомендации которых еще больше укрепляют бренд (организационные ресурсы). А бренд и репутация компании являются основными факторами развития связей с внешней средой, т.е. средства, вкладываемые в позиционирование и повышение узнаваемости бренда, себя оправдывают.

Исследования показывают, что нельзя недооценивать роль концепции интеллектуального капитала в ведении бизнеса, так как способность экономики абсорбировать знания и производительно их использовать все больше определяет экономическую силу и благосостояние предприятия.

Таким образом, развитие интеллектуального капитала и анализа всех ресурсов компании становится эффективным инструментом в формировании стратегии развития и работы предприятия.

В статье использованы материалы международной конференции «Российские регионы в фокусе перемен»