Декорирование или деколь?

Автор

Рынок производства посуды достаточно обширен. Главные в этом разрезе, конечно, производители изделий, но и разработчики и декольщики занимают очень важную позицию на рынке. Сегодня декорированная посуда занимает важную нишу на рынке. На полках магазинов и кухонных шкафов представлено широкое разнообразие изделий с различными надписями и изображениями, различающимися по способу их нанесения. В последние годы наблюдается развитие декорирования. Здесь можно разыграть свои предпочтения и в сторону традиционных моделей, и в сторону модных тенденций, сделав посуду стильной и актуальной. Появляются новые разработки, виды красок и глазурей, в которых нуждается современный дизайн, расширяется палитра, улучшается качество нанесения изображений в полиграфии. А от правильного соблюдения технологического процесса зависит качество изделия, его долговечность и экологическая безопасность. На каждый вид деколей находятся свои потребители.

ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ…

История появления деколи – это как сказка. В давние-давние времена возникла потребность в емкостях для хранения и потребления пищи и на свет появились грубые керамические горшки и плошки. Дальше… Люди сначала помечали посуду как свою собственность разными отличительными способами в виде символов, затем решили разрисовывать изделия, так появилась роспись на керамике и фарфоре –подглазурная деколь. Подглазурная деколь – это специальная техника росписи фарфора, при которой краска наносится на неглазированный фарфор перед политым обжигом. Эта техника была введена на фарфоровой мануфактуре в Нимфенбурге в 1903 году и пережила свой расцвет в эпоху стиля модерн.

Кроме деколирования, существует много других способов нанесения на посуду и другие поверхности изображений, например, тампонная и прямая трафаретная печать, ручная роспись, гравировка, в том числе лазерная, термоперевод и пр. Эти способы не конкурируют друг с другом, так как в значительной степени отличаются друг от друга (и по цене, и по времени изготовления, и по качеству изображения) и требуют отдельного рассмотрения.

При создании подглазурной росписи краска наносится кисточкой или аэрографом на неглазированный фарфор. При этом работа всегда начинается с наиболее темных тонов. Затем на участках, которые нужно сделать более светлыми, нанесенная краска частично стирается, и они покрываются краской другого цвета. Краски, наносимые при росписи послойно, после обжига кажутся прозрачными. Очарование нюансов оттенков, возникающих благодаря послойному нанесению красок, подчеркивается использованием различных видов глазури. Сегодня широко используется более современный метод росписи под глазурью. Он тоже связан с высокотемпературным обжигом изделия, и в нем используется термостойкий декор. При температуре 1100-1400 °С глазурь поднимается и запекается вместе с краской. Обработанная таким методом посуда долговечна, декор на ней крепко держится и не испортится ни в микроволновой печи, ни в посудомоечной машине.

Что касается надглазурной росписи, то она довольно ограничена по возможностям техники. Это метод самый ранний, и у него есть недостатки. В изделиях из твердого фарфора краски не сплавляются с глазурью полностью, по причине нетермостойкости подвергаются низкотемпературному обжигу и в результате фактурно выделяются на поверхности. Но такой декор является недолговечным, может происходить истирание рисунка. Однако, при использовании на менее жаростойком мягком фарфоре, краски вжигаются и сливаются с глазурью, которая позволяет защитить внешний вид рисунка, что способствует долговечности рисунка.

Когда производство посуды приобрело массовый характер, ручную роспись сменила переводная картинка (собственно деколь). Вероятнее всего, она появилась после 1750 года, когда Симон Франсуа Равен придумал новое применение медным пластинам, используемым для гравировки. В результате чего подглазурная краска, наносимая на пластину, могла быть перенесена под давлением на бумагу, а картинку, получившуюся на бумаге, в свою очередь, можно было использовать для декорирования посуды. Так появился один из методов декорирования – деколирование.

Город Гусь-Хрустальный – это четыре завода, которые изготавливают стекло и хрусталь. И в Гусь-Хрустальном районе еще шесть заводов, которые выпускают стекло. И еще шесть производств, которые занимаются декорированием изделий. Цифры внушительные. Тем более, что декорирование изделий по темпу развития и объемам не уступает, а по некоторым позициям и опережает производственников.

ВИДЫ ДЕКОЛЕЙ НА КЕРАМИКЕ И ФАРФОРЕ

Деколь можно разделить условно на две большие группы: сдвижная деколь и обратная деколь.
Сдвижная деколь получила свое название по способу ее нанесения: рисунок, находящийся на листе бумаги или пленки, погружают в воду, а потом сдвигают на декорируемое изделие. Такую деколь еще называют «мокрой».

Сдвижная деколь бывает двух видов – холодная и горячая. Главное различие между ними заключается в способе закрепления рисунка на поверхности.

Горячую деколь закрепляют методом высокотемпературного обжига. При этом способе краски впекаются в поверхность изделия и становятся с ним единым целым. Данный способ используется для материалов, которые способны перенести температуры свыше 500 °С. Секрет технологии этого метода деколи кроется в химическом составе керамического красителя. Это специальный тип красок, включающий в себя композицию органических и неорганических соединений. В процессе высокотемпературного обжига при нанесении деколи «горячим» методом органические компоненты полностью сгорают, а неорганические красители фиксируются в составе верхнего слоя деколируемой поверхности.

В результате деколирования керамической посуды получаются яркие красочные изделия с высококачественным заданным изображением. При деколировании посуды из фарфора существует возможность обжига изображения как до покрытия предмета глазурью, так и после.
Метод «холодной деколи» предусматривает закрепление рисунка на поверхности изделия за счет покрытия его лаком, который предохраняет краски от механического воздействия.

Главной особенностью сухой, или обратной, деколи является то, что краски печатаются в обратном порядке и изображение печатается в зеркальном отображении. Но этот способ практически не используется вследствие большой стоимости расходных материалов.

СПОСОБЫ ДЕКОРИРОВАНИЯ СТЕКЛЯННЫХ ИЗДЕЛИЙ

Способы декорирования стеклянных изделий несколько отличаются от декорирования или деколирования фарфора и керамики. Существует множество способов декорирования стеклянных изделий:

  • печать полноцветная;
  • гравировка;
  • фьюзинг;
  • окрашивание акрилом;
  • матирование;
  • пескоструйная отделка;
  • оклеивание дихроичной пленкой;
  • окрашивание фрагментами.

К методам горячего декорирования относят:

  • методы соединения в одном изделии нескольких стекол (все виды наклада; декорирование венецианской нитью и миллефиори);
  • методы декорирования стекла с не стеклянными элементами (воздушными пузырями, трещинами, гипсовыми, керамическими, металлическими и др. вставками);
  • методы нанесения декоративных покрытий (люстровые и иризирующие покрытия, обжиговые краски и деколи).

Способы холодной обработки разделяются на:

  • механический. К разделкам, наносимым механическим способом, относят матовую ленту, номерную шлифовку, алмазную грань, плоскую грань, гравировку, пескоструйную обработку;
  • химический (матирование и полирование);
  • ультразвуковой и лазерный;
  • нанесение лаковых и пленочных покрытий.

Разрабатывают новые методы украшений – плазменное напыление металлов, стеклопорошков, фотохимическое гравирование и др.
Следует отметить, что для разных материалов применяются разные виды деколей и, соответственно, степень проявления этих преимуществ будет разной. Фарфор и керамика выдерживают высокие температуры обжига, в результате чего деколь глубоко впекается в поверхность изделия и максимально прочно закрепляется в ней. Стекло обжигается на более низких температурах, и деколь взаимодействует только с внешними слоями поверхности, что в целом снижает износостойкость картинки. При методе «холодной деколи» сцепление красок с посудой настолько незначительно, что изображение покрывается сверху закрепляющими лаками. Такие деколи наиболее уязвимы к механическим воздействиям.

Не только фарфор, керамика и стекло являются основными материалами для деколирования. Сегодня сюда же можно отнести керамогранит, порошковые покрытия, пластики, кевлар и дерево.

Редакция приносит извинения за возможные неточности методов нанесения и виды деколей и декорирования.


Статья служит средством привлечь внимание к декорированным изделиям и мастерам этого способа украшения.