Ассортимент и цены в крупных маркетах

Автор

Несмотря на массовый переход конечных потребителей в онлайн-формат и приобретение большинства товаров в маркетплейсах, традиционные магазины, предлагающие посуду, не утратили своей актуальности. И смогут быть востребованы при соблюдении как минимум одного важнейшего условия – предложения интересных новинок.

Ведь именно к ним мечтает прикоснуться потенциальный покупатель.

Посещая магазины на стыке лета и осени, можно было заметить следующее: в зоне столовых принадлежностей сохранились все те же бренды, ассортимент не сильно увеличился; в сегменте кухонных посудных изделий появилось больше предметов из нержавеющей стали; первое место по-прежнему сохраняется за алюминиевой посудой с антипригарным покрытием; изделий от китайских компаний постепенно становится больше, но именно постепенно… Кстати, нередко предлагаемый неизвестными китайскими фабриками посудный ассортимент выглядит достаточно привлекательно.

Это в целом. Более детально рассмотрим предлагаемый ассортимент на примере конкретных торговых точек.

«ХАМЕЛЕОН»

Данный торговый центр, подобных которому достаточно много в пределах столичного региона, отличается весьма масштабным предложением разнообразных предметов посуды из алюминия, чугуна, различных марок стали, стекла, фарфора, керамики, стеклокерамики, пластика, силикона и дерева.

При этом формирование ассортимента производится и по принципу назначения каждого изделия, и с учетом популярности бренда (последнее относится в большей степени к предметам сервировки).

Это вполне объяснимо. Основная масса покупателей предпочитает в своем большинстве практичные изделия среднего ценового уровня и приходит в магазин за покупкой в качестве подарка или замены вышедшей из строя посуды, а только затем обращает внимание на бренды и цены. Таким покупателям важны тактильные ощущения. И магазин предоставляет такую возможность. Большинство изделий размещены на открытых витринах.

Покупатель может самостоятельно взять их в руки, рассмотреть детали и определиться с выбором. Предметы высокой ценовой категории «спрятаны» под стеклом. В основном это сервировочная посуда из высококачественного стекла, хрусталя, элитного фарфора. Безусловно, ее тоже можно рассмотреть, но при участии продавца-консультанта, открывающего заветные стеклянные витрины.

Магазин функционирует уже более десяти лет и пользуется высокой популярностью в первую очередь среди местных покупателей.

Наблюдая за ассортиментной матрицей данного магазина, можно отметить некоторую ротацию в пользу более доступных товаров. Например, дорогие сковороды из чугуна по 4,5 тыс. руб. уже не стоят на полках, на их смену пришли аналогичные изделия более низкого ценового уровня. При этом кастрюль из нержавеющей стали, которые изначально не отличались низкой ценой, становится больше, впрочем, как и сковород из этого материала. Это при том, что далеко не всем покупательницам нравится готовить в сковородах и сотейниках из «нержавейки».

Но их долговечность и сохранение первозданного вида соблазняют всех ценителей собственной домашней кухни.

В числе предлагаемых марок достаточное количество отечественных имен. Это «СтальЭмаль», «Борисовская керамика», «Традиция», «Нева Металл Посуда», «Кукмара», Appetite, «Дионис» и др.

Многие товары изготовлены на китайских фабриках (например, изделия марки Daniks). Также много предметов столовой посуды из стеклокерамики и стекла от Luminarс и Pasabahce. В числе наиболее встречаемых на полках брендов: Nadoba (Чехия), Regent Inoх, Appetite.

Элитное питьевое стекло в основном представлено брендом Bohemia Сrystal.

«ГЛОБУС»

Известная торговая сеть гипермаркетов довольно активно предлагает посуду, стараясь выкладывать наиболее актуальные для конечных покупателей позиции, а также предлагая новинки от известных марок.

Традиционно в данной торговой сети имеется возможность приобретения товаров по акциям. Например, для держателей соответствующих карт размер скидок может достигать более 60% (в качестве примера можно привести салатник из стекла Fancy Diamond диаметром 20 см, продающийся по цене 110 руб.; скидка на него составляет 69%). В магазине принято предлагать целые коллекции от известных брендов, например, от Tefal, формируя под них информационные стенды. При этом в последнее время на этих стендах могут оказаться в качестве своеобразных товарных вставок аналогичные по назначению изделия от других брендов. Традиционно в магазине присутствуют островные зоны с наиболее привлекательными товарами, а также с изделиями с самыми высокими скидками. Недавно один из островков был специально подготовлен под бренд Polaris.

В числе наиболее часто встречаемых здесь брендов: Luminarc, Pasabahce, Polaris, Rondell, Appetite, Hitt, Attribute, Appolo, Domeniк, «Мечта», «Катюша», «Традиция», «Нева Металл Посуда», Scovo и др.

Учитывая высокую проходимость в торговых залах гипермаркета, мерчандайзинг на хорошем уровне, выкладка посуды не проходит незамеченной и довольно гармонично вписывается в общую массу продаваемой продукции. Согласно нашим наблюдениям, наиболее активно посещают посудную зону женщины от 20 до 55 лет в вечерние часы по будням, особенно в пятницу, и в выходные дни.

Максимальное внимание покупательницы уделяют предметам сервировки и последним моделям кухонной посуды из алюминия с антипригарным покрытием и предметам из нержавеющей стали. В первую очередь это касается сковород. Этот кухонный предмет постоянно привлекает внимание к себе, поскольку требует регулярного обновления в срок от 1 до 2,5-3 лет, в зависимости от эксплуатации и периода сохранения антипригарных свойств.

Сегодня пользуются спросом антипригарные сковороды, выполненные путем ковки и имеющие несколько внутренних слоев, препятствующих пригоранию, темного цвета.

В магазине также представлен огромный выбор недорогих чашек и бокалов из стекла и фарфора.

Недавно на витринах появились стаканы для негорячих напитков из натрий-кальций-силикатного стекла турецкого производства и стаканы из бесцветного жаростойкого стекла с маркировкой ND HOME китайского производителя. Эти новинки сразу привлекли внимание посетителей.

METRO

Посуда известного торгового формата Сash & Carry METRO заметно сократилась за два последних года. Например, сковород из нержавеющей стали в одном из подмосковных магазинов почти не осталось.

Модельный ряд кастрюль, ковшиков и сотейников также заметно поубавился (особенно ходовые объемы – 2,5-5 л). Аналогичная ситуация с толстостенными разделочными досками, сегодня их количество уменьшилось чуть ли не в 2 раза. По-прежнему на витринах размещаются изделия СТМ – MPRO (METRO) и ARO, а также других брендов, пользующиеся популярностью у основной массы покупателей. В числе последних: Hitt, Tefal, Tesoro, Attribute, Domenik, Luminarc, Pasabahce, Bormioli, WILMAX, Pyrex, TVS, Bohemia Crystal, Rona, «Нева Металл Посуда», «Горница», ООО «Борисовский керамический завод» и др. Приток посетителей в данный магазин приходится на вечерние часы будних дней, особенно на пятницу (в летний период) и выходные дни.

Сегодня основная масса покупателей METRO заинтересована в продуктах и предметах, рассчитанных на использование для загородного отдыха на природе (сказывается сезон).

В данный момент ряд изделий из нержавеющей стали продается с очень большими скидками – более 50%. При этом ассортимент не пополняется новыми моделями.

Акционные распродажи касаются и бренда TVS. Антипригарную посуду этого итальянского производителя можно приобрести, производя частичную оплату собранными наклейками. Например, сковорода диаметром 24 см имеет розничную цену 2999-00 руб. Но покупатель может ее приобрести за 699-00 руб., добавив при этом 90 наклеек, или за 1599-00 руб. и добавив всего 20 наклеек.

В данном магазине, как и в аналогичных точках продаж, имеются островные зоны с ходовым товаром, а также стеллажи с посудой, продающейся с большими скидками. Очевидно, что такой товар всегда привлекает внимание покупателей.

Специфика расположения торговых складов METRO предусматривает логистику покупательского потока только на автомобиле. Разумеется, это снижает потенциальную посещаемость и, как следствие, количество реализуемых товаров.

Даже в благоприятные для покупок часы наполненность магазина нельзя назвать высокой, как раньше.

Можно заметить, что сократилось количество информационных стендов, объясняющих назначение того или иного товара. При недавнем посещении торгового зала таких инфо-зон не оказалось. Магазин активно раскручивает доставку приобретаемых товаров в удаленном формате. Хочется верить, что внушительная часть покупателей воспользовалась этим предложением и покупает товары этой сети в онлайн-формате.

FIX PRICE И «СВЕТОФОР»

Посудная продукция в сети Fix Price отличается от аналогов в других магазинах в первую очередь низкой ценой. При этом о ее качестве ходит противоречивая информация. У некоторых покупателей изделия стойко выдерживают проверку временем и продолжают служить своим владельцам спустя годы после их приобретения (например, предметы из керамики), другие не способны протянуть и месяца. Надо заметить, что в аналогичном положении находится и посуда в сети «Светофор». Например, антипригарная сковорода диаметром 24 см, купленная год назад в «Светофоре», продолжает радовать хозяйку, хотя пришлось привыкнуть к несъемной ручке и к не самому высокому качеству ее крепления с корпусом. Эмалированная посуда не отличается стойкостью эмалевого покрытия, а посуда из нержавеющей стали часто имеет очень тонкие стенки и склонна к деформации.

В итоге

После посещения вышерассмотренных точек продаж можно предположить, что магазины продолжают реализацию посуды в качестве дополнительного ассортимента, стараясь создавать выгодные условия для своих покупателей за счет проводимых акций и периодических скидок. Насколько долго продлится такая картина, сказать сложно. Но то, что магазины теряют своих клиентов в усилившейся в последнее время конкурентной среде, – это очевидно. Все говорит о сложности работы в посудном сегменте. Сможет ли классическая розница сохранить уже занятую ей нишу – покажет будущее. А в настоящее время участники рынка традиционно открывают новый сезон, который, будем надеяться, принесет и экономический, и моральный эффект.