О постоянном росте цен на рынке посуды не сказать нельзя, а говорить – не просто. Причины очевидны. То, что цены повышаются, известно без лишних напоминаний. А с причинами и их устранением справиться никто не может. Но, тем не менее, участникам рынка нужна пища для размышлений и анализа ситуации, чтобы не оказаться безоружными перед лицом очередных рыночных изменений. Так что будем вооружаться информацией и стремиться к бизнес-росту.
Сегмент посуды, как и все рынки, в целом крайне зависим от текущей ситуации на финансовом и социальном поле. Все, что происходит, есть отражение и повторение происходящего в более крупных рыночных нишах. Однако простая экстраполяция усредненных показателей не позволяет представить полноценную картину грядущего, поскольку выпуск посуды и ее реализацию очень трудно рассчитать заблаговременно. В связи с чем сугубо математическое моделирование ситуации с переносом ее на будущий период, даже с учетом типичных факторов (традиционных и внезапных) и индексов вероятных неожиданных событий, неоправданно. Хотя применять его следует для коррекции других способов анализа, среди которых на первом месте находится классическое изучение происходящего (опросы, наблюдения, работа с фокус-группами и пр.) с построением возможных сценариев, как минимум двух: оптимистического и пессимистического.
Сегодня цены идут вверх, а ассортимент уменьшился в объеме, ведь многие зарубежные бренды покинули российский рынок, при этом нашим поставщикам не всегда удобно обеспечивать себя нестабильными закупками путем альтернативного импорта.
Снизить цены, особенно в краткосрочной перспективе, не реально. Стоит задача – удержать темп их роста для того, чтобы «отбить» вложе- ния намеченными продажами (оборотами) в очередной сезон. Этого можно добиться в локальных секторах, путем выгодных предложений, акционной политики в среде ближайших конкурентов. Влиять на цены внутри всего сегмента на фоне ценовых изменений, которые демонстрируют в масштабах страны энергетика, водоснабжение, ТПК и др., невозможно.
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
Регулярное увеличение тарифов на электроэнергию настолько прочно вошло в нашу жизнь, что его уже принято закладывать в стоимость продукции, невзирая на то, когда оно происходит в действительности. Тарифы сетевых компаний на передачу электроэнергии в России для всех категорий потребителей с 1 июля 2024 года повышены на 9,1%, говорится в бюллетене Минэкономразвития.
Понятно, что чем выше стоимость 1 кВт, тем выше расходы, которые включаются в стоимость готового изделия.
ВОДОСНАБЖЕНИЕ
Стоимость воды также растет. Это касается и поступающей воды (горячей и холодной) и водоотведения. С июля 2024 года больше всего подорожало водоснабжение: холодное – в среднем на 11,3%, горячее – на 10,9%.
По данным Федеральной службы государственной статистики, по регионам России на 1 января 2024 года тарифы на холодное водоснабжение составили от 9,55 до 94,22 руб./куб. м. В среднем по Российской Федерации тариф на холодное водоснабжение составляет 36,29 руб./куб. м.
ТОПЛИВО
Такие энергоносители, как бензин, дизель и иные, на которых работают двигатели внутреннего сгорания и печи, также постоянно дорожают. Следовательно, повышается стоимость доставки, отгрузки, в некоторых случаях хранения и пр. Другими словами, значительная часть логистики напрямую зависит от роста цен на рынке ГСМ (горюче-смазочных материалов).
СЫРЬЕ и МАТЕРИАЛЫ
Для посуды требуется безопасное, качественное сырье: глина, каолин, кварцевый песок, пластификаторы, пластик, алюминий, сталь разных марок, различные химические составы и реагенты и пр. Сегодня цены растут на все: от глины до стекла, от алюминия до антипригарных покрытий. И опять же это связано с удорожанием общей сырьевой базы и энергоносителей.
САНКЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
Следующим важнейшим поводом для поднятия цен являются: санкции, военная операция и все, что с этим связано. Сегодня повсеместно нарушаются и логистика, и платежные потоки. Причем одновременно с этим возникает немало непредвиденных расходов. Например, возврат средств банком, в результате чего нет оплаты товара, соответственно нет его отгрузки и закупщик испытывает прямые убытки.
ИМПОРТ
К сожалению, количество коридоров для перевозки грузов через границу снижается, в первую очередь речь идет об изделиях из Европы. По сути, сейчас имеется единственная возможность – пересечение границы с Литвой и затем их отправка через дружественную Беларусь. Причем пересекает границу только контейнер, который меняет в пограничной буферной зоне транспортное средство. Вариант не самый удобный и снижающий скорость доставки на срок от нескольких часов до 1-2 дней.
Работать с Турцией (еще один типичный на сегодня вариант взаимодействия для импорта) тоже не просто. Причина в том, что стоимость конечного изделия вырастает на глазах за счет двойной конвертации. По сути, на рубли покупаются лиры, а затем лиры по актуальному курсу переводят в доллары и уже после этого производятся расчеты в последних.
Подобная ситуация с другими государствами. В частности, похожие сложности при расчетах с компаниями, находящимися на Кипре.
Существенно усложнился экспорт товаров из Китая. В связи с трудностями банковских переводов китайские банки очень опасаются возложения на них санкций за то, что они обслуживают российских закупщиков. Зачастую платежи не проходят, деньги возвращаются с потерей
банковской комиссии или конвертационной разницей. Нередко российский закупщик теряет на марже и остается без товара. Китайский производитель не отгружает товар, пока к нему не поступят деньги.
Ряд поставок осуществляется из других регионов. В некоторых случаях это удобно. Но для этого нужно иметь контрагента или партнера (неофициального), который будет осуществлять закупки на свое имя, а затем пересылать товар в Россию. Учитывая объемы закупок, такой партнер очень быстро раскрывает себя, вызывая подозрение объемом закупаемых товаров, и может быть уличен в «противозаконных» действиях. Так что партнеры в этом вопросе могут помогать не очень долго, как говорится, до первого подозрения в сотрудничестве с российскими компаниями, которые пытаются обойти санкции.
КОЛЕБАНИЯ НА ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ
Торги на открытом рынке нередко задают тон для дальнейшего изменения цен на рынке ресурсов и конечной продукции. При этом нередко снижается и покупательская способность. Потребители посуды часто теряют платежеспособность национальной валюты за счет слишком высокого курса доллара и евро. При падении курсовой пары рубль не успевает отыгрываться. Но падение курса тоже приводит к неблагоприятным последствиям, поскольку процесс выравнивания происходит в неблагоприятной экономической среде.
ИНФЛЯЦИЯ
Обесценение денег уже давно вылезло за рамки ползучей инфляции (3-4%). Сегодня инфляционный процесс можно назвать довольно сильным (7-15%), уровень обесценения средств в ряде случаев достигает 30%. Это напрямую влияет на финансовые запасы граждан, часть из которых невозможно сохранить даже при условии повышения ключевой ставки. В итоге уже заметно дорожают самые дешевые изделия, которые пользуются наиболее широким спросом.
ПОДВОДЯ ЧЕРТУ
О замедлении роста цен говорить не приходится. Инфляционные процессы, а также иные причины, ведущие к постоянному увеличению денежной массы с ее последующим обесценением, остановить можно только волевым решением на зако- нодательном уровне. Но в этом случае пострадает рыночный механизм, а экономика больше будет напоминать «хромую» плановую экономику. Дозированное внедрение государственного регулирования в рыночный процесс должно протекать обдуманно и плавно. В этом случае можно рассчитывать на более спокойный переход к новым условиям функционирования. Однако фактор времени в ряде случаев не позволяет растягивать процесс адаптации на длительный срок. Учитывая совокупность рассмотренных выше факторов, а также понимая дополнительную финансовую нагрузку, которую испытывают наши граждане в связи с военным конфликтом, следует признать усугубляющийся инфляционный рост и ценовое повышение по всем категориям товаров для дома, включая предметы посуды.
Темпы дальнейшего повышения цен напрямую зависят от темпов роста стоимости минимальной потребительской корзины и ценового роста на основную долю товаров для дома, к которой относится самая востребованная продукция экономкласса (либо условный «эконом плюс»). Пока увеличение цены продолжится в пределах усредненных квартальных показателей лета-осени 2024 года.
ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА
Опыт прошедшего десятилетия и даже двух десятилетий показал, что рынок посуды и смежных с ним товарных сегментов не упадет до какого-то нереального уровня и не пропадет в принципе. Даже при условии усиления влияния внешних факторов и еще большего снижения покупательской способности. Конечно, никто не застрахован от форс-мажорных обстоятельств, но и при них еще ни разу не было такого, чтобы посуда перестала интересовать покупателей полностью.
На первом месте будут востребованы изделия массового спроса, отсутствие которых уже не сочетается с современным бытом, на втором месте традиционно будут стоять товары средней ценовой категории, проверенные временем, за ними – дизайнерская продукция и после них – изделия премиум-уровня. Но при всем этом преимуществом будут обладать товары с обновленным дизайном в каждой ценовой группе.
Изменение уровня спроса на фоне растущих цен будет и в дальнейшем протекать в виде отражения кривой ценового роста. То есть в виде ответа на ценовое колебание. В некоторых случаях это будет происходить сразу, а в некоторых случаях с небольшой задержкой. Сроки реагирования будут зависеть от общего социально-экономического баланса и сезонных факторов.
Источники данных: Федеральная служба государственной статистики, Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС).