С введением санкций и запретов взоры российских потребителей и производителей устремляются в сторону отечественной продукции. Запретительные меры, приведшие к очевидным проблемам с логистикой, дают российским производителям шанс улучшить свои позиции на отечественном рынке. Этим воспользовались в том числе и российские виноделы.
НЕМНОГО ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОВ
Виноделие на сегодняшних южных землях нашей страны насчитывает не одно тысячелетие. Эллины, начав колонизировать эти территории, построили там 3 города: на Таманском полуострове Фанагорию, а в Крыму Пантикапей (нынешняя Керчь) и Херсонес (сегодняшний Севастополь). Назывались эти земли Боспорским царством, его благодатная земля и теплый климат позволяли культивировать здесь виноградную лозу.
Первое свидетельство российского виноделия зарегистрировано в 1613 году. По указу царя Михаила Федоровича Романова посадили виноградные лозы. В те времена вино использовали для причастия, а из-за рубежа возить было дорого. Его дело продолжил Петр I. В то время были закуплены, высажены венгерские и рейнские сорта винограда. Годами наивысшего подъема виноделия в России становятся времена князя Льва Сергеевича Голицына. Голицынское шампанское Парадиз получает Гран-при на международной выставке в Париже.
С тех пор российское виноделие пережило много и взлетов, и падений. Сейчас российское виноделие возрождается, на рынке появляются новые молодые винари, искусство которых заслуживает особенного внимания. Интерес к российскому вину действительно вырос.
В 2024 году, согласно данным Международной организации виноградарства и виноделия, в России было произведено 4,5 млн гектолитров тихих и игристых вин (на 2% больше, чем в предыдущем). На экспорт было поставлено 1,5%. Соответственно, много вина осталось на внутреннем рынке и нужно его продавать нашим потребителям.
БОКАЛ ВИНА, ПОЖАЛУЙСТА
От талантливого винодела требуется много усилий, чтобы произвести хорошее вино. Эти усилия могут быть испорчены мгновенно, если вино не будет подано должным образом. Качество бокала играет здесь решающую роль. Идеально оформленная стеклянная посуда усиливает аромат и вкус всех ароматных напитков.
Бокалы для разных сортов винограда созданы для раскрытия самых неуловимых качеств. Нельзя не упомянуть династию Риделей, которые изучали влияние формы и размера бокала на вкус вина. Их выводы о том, что форма чаши определяет интенсивность и качество вкуса вин, произвели настоящую революцию в культуре потребления этих напитков. «Каждый бокал, – говорили Ридели, – это переводчик, который позволяет понять язык вина».
ПЕРСПЕКТИВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ
Промышленный дизайн в России набирает обороты. В ноябре текущего года в рамках работы Фонда Росконгресс на IV Конгрессе молодых ученых был объявлен конкурс на лучший бокал для российских вин. Цель нового конкурса – создание уникальной линейки бокалов, чьи характеристики наилучшим образом передавали бы дегустационные особенности российских вин.
«Российское вино заслуживает бокала, способного подчеркнуть его уникальность. Фонд Росконгресс, в свою очередь, обладает всеми возможностями для того, чтобы сделать этот конкурс значимым как для винодельческой отрасли, так и для дизайнерского сообщества. Его работа и итоги будут освещены не только на Российском форуме индустрии дизайна и Российском винодельческом форуме, но и на тематических площадках Петербургского международного экономического форума», – подчеркнул первый заместитель директора Фонда Росконгресс Андрей Реут.
Одна из задач в области отраслевого промышленного дизайна – разработка качественного бокала специально для российских вин. Градус сложности задачи повышается тем, что новый бокал должен не только удовлетворять потребности профессионалов – сомелье, виноделов и дегустаторов, но и привлекать внимание широкого круга потребителей к тренду на российское вино. Решить эту проблему призван конкурс на лучший бокал для российского вина.
«Идеи дизайнеров формируют у потребителя первое впечатление о том или ином продукте. Разработка лучшего бокала силами участников конкурса и его дальнейшее воплощение совместно с Опытным стекольным заводом позволят оценить российское вино по достоинству с первого же глотка», – подтверждает заместитель генерального директора ООО «Арк Дистрибьюшн Раша» Ольга Фроленкова.
Общий призовой фонд составит 450 тыс. руб., включая сертификат от компании «Добавь вина» на покупку лучших винных аксессуаров. В конкурсе могут участвовать учебные заведения, творческие команды и свободные художники. Работы будут оцениваться по таким критериям, как соответствие задаче конкурса, актуальность, эстетическая привлекательность, оригинальность, практичность, доступность технической реализации и др. Размер вознаграждения для победителя составит 200 тыс. руб. Если дизайн особенно впечатлит жюри, победителю также будет предложен выкуп прав на конкурсную работу. Работы на конкурс принимаются с 1 декабря 2024 года по 1 июня 2025 года включительно. Итоги промежуточного этапа будут подведены на Российском форуме индустрии дизайна, который состоится в апреле 2025 года в Москве. Победители конкурса будут объявлены на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2025 года.
Учредителями конкурса выступают Фонд Росконгресс, ООО «Арк Дистрибьюшн Раша» и ООО «Опытный стекольный завод» при поддержке бренда Chef & Sommelier и Ассоциации «Федеральная саморегулируемая организация виноградарей и виноделов России».
Будем надеяться, что воплощение дизайнерской мысли в искусстве стекольного мастерства не только найдет восторженные отклики у искушенной публики, но и научит правильно и красиво наслаждаться этими изысканными напитками широкий круг потребителей и любителей вин, максимально раскрыв вкус и аромат каждого вина.
И возможно, в 2025 году бокал из России заслужит высочайшие оценки от профессионалов в области вина по всему миру и чье-то имя засияет так же ярко и насыщенно, как имя Ридель в прошлом веке. В статье использованы материалы из открытых источников и