Предновогодняя картина

Автор

За прошедший год посудный сегмент продемонстрировал свою устойчивость к внешним изменениям и вполне адекватную реакцию к смене ориентиров при сотрудничестве с поставщиками. Заполняемость рыночных ниш не выглядит монобрендовой, несмотря на абсолютное большинство маркировок с одним общим указанием – Made in China. Станет ли это залогом дальнейшего развития посудного рынка и насколько смогут продвинуться продавцы посуды при условии сохранения невысокой покупательской способности? Предположения на этот счет могут носить лишь предполагаемый характер.

Исходя из насущного

Начнем с последнего. Низкая покупательная способность… Утверждение и верное, и спорное одновременно. Резкие скачки валютного курса, понижение стоимости рубля и изменение экономической обстановки, масштабные расходы в силу ведения специальной военной операции и масса других причин продолжают способствовать невозвратному удорожанию всех товаров, без исключения. Это приводит не только к реальной потере покупательской аудитории, но и к угнетению позитивных настроений, а также к желанию сэкономить денежные средства путем сбережений или вложений.

Речь в первую очередь идет о жителях небольших городов в регионах с низкой плотностью населения. Если говорить о мегаполисах, к которым в первую очередь относится Москва и Санкт-Петербург, то здесь ситуация выглядит иначе: понятие «дорого» стартует от более высоких цен. Но и здесь ощущается покупательская сдержанность. Сегодня покупатели могут позволить себе израсходовать на изделия для дома меньше денег, чем прежде, и только в некоторых городах порог отказа от подорожавших товаров находится выше. То есть покупательская способность носит неравномерный характер и зависит от численности и обеспеченности населения в конкретном регионе. На этом фоне роста продаж посуды нет.

Одна проблема – утрата прежнего уровня достатка – рождает другую – снижение интереса к совершению покупок.

Среднестатистический российский покупатель сегодня в значительной степени перешел к режиму экономии на товарах кратковременного использования. Условно говоря, все «одноразовое» и «кратковременное» должно быть максимально дешевым, остальное – максимально долгоиграющим. Речь идет в первую очередь о предметах одежды, бытовых товарах, включая посуду, электронику, технику и мебель, а также о сопутствующей продукции, связанной с комфортом и увлечениями.

Еще о возможных перспективах:

● еще большее развитие онлайн-торговли. Этот формат будет сильнее развиваться в регионах;

● внедрение в торговые процессы искусственного интеллекта (обработка данных, выявление покупательских предпочтений);

● популяризация китайских брендов (появление новых имен со своей историей);

● увеличение ценового разрыва между новыми и старыми коллекциями в посуде из керамики, стекла и пластика;

● персонализация предложений на основе цифровых технологий;

● снижение продаж детской посуды в силу уменьшения детской аудитории (низкая рождаемость);

● увеличение потребности в посуде для активного туризма (пешие, вело-, автопутешествия), связано с развитием социального внутреннего туризма и активного отдыха;

● расширение посудного ассортимента за счет продолжающегося увеличения посудного сегмента новыми категориями посудных принадлежностей (приспособления и инструменты, в том числе в карманном исполнении);

● снижение интереса к дешевой одноразовой посуде (за исключением сектора готового фастфуда) за счет перехода на компактную многоразовую посуду;

● рост товаров для кухни в силу продвижения национальных блюд и др.

Конкретнее о посуде

Платформа для сбыта и продвижения ассортимента посуды опирается на объемы потребления этих изделий конечными покупателями.

При этом до сих пор сложно назвать реальные объемы этого потребления в цифрах. Дело в том, что в категорию «Посуда» попали кухонные, столовые и иные предметы, которые раньше относились скорее к хозяйственным товарам. Но с введением в посудный оборот силикона и различных пластиков ассортиментный ряд посудных принадлежностей существенно расширился. В итоге определить реальный объем сбыта и потребления посуды если и получается, то с массой оговорок. В основном подсчетом статистических показателей занимаются свои сотрудники, которые изучают рынок в пределах интересующего их ассортимента.

Исходя из таких аналитических исследований, можно только фрагментарно обрисовать картину потребительских предпочтений.

Итак, сегодня в кухонном сегменте HOME главным продаваемым предметом остается антипригарная сковорода черного оттенка, с диаметром от 24 до 28 см, без крышки.

Примерно тот же уровень продаж – у кастрюль из нержавеющей стали со стеклянной крышкой, объемом от 2 до 4 л. Ковшики для варки предпочитают от 1 до 2 л. Сотейники также относятся к популярным товарам, в частности с антипригарным слоем и отстегивающейся ручкой (для возможности использования в духовом шкафу). Альтернативой кастрюли из нержавеющей стали является эмалированная кастрюля, причем отечественного производителя – от «СтальЭмали», «Лысьвы» и др. Предметы из керамики сохраняют не самый высокий, но стабильный уровень спроса – это посуда традиционно для приготовления пищи в духовом шкафу (для запекания). Постепенно набирающее рост покупательское внимание наблюдается к посуде из чугуна, особенно облегченного (с тонкими стенками). Практически к каждому сезону стали появляться новые исполнения чугунных сковород и котелков.

В сегменте столовой посуды список популярных материалов выше: стекло, стеклокерамика, фарфор, керамика, пластик и пр. Сохраняет свою привлекательность тонкостенный фарфор от известных брендов. В силу санкционного давления покупатели отдают предпочтение отечественным маркам, в частности фарфору марки ИФЗ, справедливо полагая, что качество его производства сопоставимое с известными европейскими брендами. Тарелки диаметрами 20 и 22 см (как глубокие, так и плоские) – наиболее востребованные. При этом популярным материалом продолжает оставаться стекло, периодически уступая место стеклокерамике, поскольку посуда из этих материалов наиболее практичная и не требующая особого ухода.

Сервировочная керамика уже не столь востребована, как 1-1,5 года назад. Хотя миски, блюда и тарелки из нее выглядят аутентично, что привлекает определенную часть покупательской аудитории. Однако в силу более высоких требований к хранению и уходу домохозяйки предпочитают такой керамике неприхотливое стекло.

Что касается столовых приборов, то здесь все зависит от кошельков потребителей. Но в любом случае лидируют довольно жесткие изделия из цельной нержавеющей стали.

Поскольку продажа посуды находится под влиянием сезонности, то весной традиционно повышается спрос на изделия из пластика, в частности из поликарбоната (если говорить о посуде многократного использования), а осенью из фарфора и нержавейки – это беспроигрышный вариант для подарков в праздничный зимний сезон. Праздники также стимулируют покупку изделий из питьевого стекла, поскольку такая посуда актуальна для застолий. Также в холодное время года повышается спрос на посуду для запекания, в частности на силиконовые формы.

Иные группы также испытывают рост продаж, поскольку в своем большинстве люди чаще проводят время дома и отдают предпочтение домашней кухне.

Сегмент HoReCa – испытывает наплыв посетителей тоже чаще в зимние и весенние месяцы и использует в качестве сервировочных решений тарелки и блюда повышенной прочности из стеклокерамики и фарфора – однотонные. Хотя в последнее время ощущается тенденция использования керамической посуды. Но скорее всего, данная тенденция не несет долговременного характера в силу меньшей практичности и все-таки не столь универсального применения.

Перспектива?

Сказать, как будет складываться картина в посудном сегменте в следующем периоде, например, краткосрочном – от 3 до 6 месяцев или продолжительном от полугода до 1-2 лет, сложно. Сегодня мы постоянно наблюдаем переменчивость предложений, которые, с одной стороны, являются следствием усиления влияния потребностей покупателей, а с другой – маркетинговым продвижением стилевых решений, которые может предоставить поставщик посуды. То есть современное предложение посудной продукции – это во многом навязанная точка зрения, исходя из уже имеющегося в наличии ассортимента и производственных возможностей.

То, что нынешняя рыночная модель продолжит свое существование в ближайшей перспективе, не вызывает сомнений, потому что сегодня рынок активно «питается» тем, что может предложить главная фабрика планеты (а там запасы безграничны) в рамках той продукции, которая посильна для кошельков конечных покупателей. В отдаленной перспективе корректировка текущей модели может происходить, скорее всего, в силу еще более низкой платежеспособности населения. Но пока рассчитывать на смену модели не приходится.

В то же время стремительное развитие бизнеса в целом способствует постоянному внедрению новых подходов к решению задач, связанных с активизацией потребительского рынка. Следовательно, можно полагать, что при наступлении нового сезона, то есть с приходом весны следующего года, будут происходить обновления коллекций, корректировка ценовых предложений, иные возможности для решения технологических и логистических задач, которые могут привести к смещению нынешних предпочтений и возможностей для их осуществления и последующему обновлению предложения конечным потребителям.