Посудный сегмент сегодня и завтра

Автор

Снижение покупательской активности все сильнее проявляется на посудном рынке. Даже в преддверии череды зимних праздников и, прежде всего, новогодних каникул продавцы и поставщики отмечают невысокую активность покупателей в торговых залах и недостаточный уровень заказов посуды на маркетплейсах. Однако при  прогнозировании ситуации ориентироваться нужно не только на текущий момент, но и на возможные перспективы, которые свидетельствуют о цикличной картине развития рынка.

Предисловие

Учитывая общерыночную ситуацию, можно сделать только предположения о будущем развитии посудного сегмента. Как всегда, возможны разные сценарии, поскольку уязвимость и зависимость работы торговых точек, занимающихся продвижением посудных изделий, от функционирования глобальных торговых операторов сохраняется.

Точки опоры

К сожалению, торговые центры сегодня теряют своих посетителей. По мнению экспертов из компании Focus Technologies, за последнюю неделю октября текущего года их численность снизилась на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (исследование проводилось из расчета на 1000 кв. м торговой площади). Конечно, снижение числа покупателей до 5-7% не означает глобальной потери клиентов и, скорее всего, связано с переходом последних в другой формат торговли, например в маркетплейсы.

Однако уменьшение объема продаж за последний месяц в размере 30% практически во всех магазинах (офлайн и онлайн) – это уже серьезный повод задуматься о будущем.

Что касается онлайн-торговли, сегодня цены в маркетплейсах зачастую даже выше, чем в офлайн-форматах! Это касается, прежде всего, одежды и бытовой продукции, в частности продукции для ремонта.

При этом гораздо большим ударом для розничных продавцов стали выросшие на 10% и более арендные ставки.

Курс и цена

Рост цен на товары повседневного спроса стал отправной точкой обсуждений на всех уровнях, где присутствует среднестатистический потребитель. Продукты питания и необходимые предметы быта дорожают на несколько процентов ежемесячно. Посуда – не исключение. Сегодня трудно найти простую эмалированную кастрюлю объемом 2-2,5 л и стоимостью ниже 800-900 руб. А ведь производители данной посуды находятся в России и работают на собственном сырье.

Стоимость антипригарных сковород выросла на 20-25% по сравнению с прошлым годом. При этом все продавцы ссылаются на выросший курс доллара… и, что характерно, даже при его падении цена не уменьшится, за исключением возможных акций и распродаж.

Получается, маркетплейсы и высокая арендная плата на текущий момент создают реальный повод для дальнейшего беспокойства.

Это наиболее отчетливо заметно в Москве и Санкт-Петербурге как наиболее крупных центрах дислокации розничного бизнеса. Но не нужно думать, что две столицы являют собой оплот угасания посудного бизнеса. Просто здесь больше возможностей для анализа ситуации. В отличие от небольших торговых точек в удаленных регионах торговля в крупных городах в любом случае связана с огромными объемами товарооборота и денежных средств. К тому же если говорить о посудном бизнесе, то он не утрачивает своей силы. Трансформация форматов торговли и смещение в сторону новых марок скорее свидетельствует о переходном периоде, нежели о масштабной потере покупательской способности.

Рост ключевой ставки негативно действует на принятие решения о пользовании заемными (кредитными) деньгами в период, когда ставки депозитов перевалили через 20%-ную планку. Длинных денег с хорошими ставками просто уже нет. Обращение к краткосрочным и среднесрочным кредитам на цели развития бизнеса уже не столь привлекательно, с учетом страхования займов и ограничений по досрочному погашению стоимость заемных средств существенно превышает сами вложения (чуть ли не в 2 раза), и желание инвестировать в развитие бизнеса пропадает.

Что касается сезонности, то уже наступает традиционный период праздничных распродаж, и посуда и сопутствующие ей товары будут продаваться в большем объеме. Скорее всего, произойдет очередной переход к приобретению привлекательного изделия, нежели изделия известного бренда. Можно ожидать, что болезненный переход к новым ценовым рамкам, именам производителей, форматам торговли и будет тем витком развития, стоящим в самом начале нового цикла волнообразной кривой, демонстрирующей цикличность рыночного развития.

ПЕССИМИЗМ ИЛИ АКТИВНОЕ ОЖИДАНИЕ?

И все-таки позитивные ожидания, прозвучавшие выше, не раскрывают главного: когда произойдет тот самый перелом в покупательском настроении и активизации потребительских возможностей, который восстановит прежний уровень продаж и позволит развиваться посудному сегменту в должном виде?

2024 год можно назвать очередным сложным годом для розничной торговли. Практически все направления деятельности связаны с рисками и трудностями. В условиях инфляции, санкционных ограничений, нарушения логистических схем и иных факторов, прерывающих торговые цепочки и наполнение торговых полок интересными позициями, говорить о больших прорывах в следующем 2025 году не приходится. В этом мнении сходятся все представители посудного рынка, с которыми удается общаться. Однако подавляющее большинство участников рынка собираются продолжить свою работу на рынке посуды, предполагая, что самое невыгодное – оставлять начатое дело в период, когда рыночные механизмы начнут работать на продавца.

Этот вопрос является краеугольным камнем всей аналитической работы, проводимой с целью активизации посудного рынка до желаемого уровня 10-15-летней давности.

И пока нет ответа. Все оптимистические прогнозы хороши лишь как прекрасные мечты о будущем. Сегодня ряд участников рынка буквально не видят просвета в создавшейся ситуации и постоянно расширяют свой ассортиментный ряд сопутствующей продукцией, стремясь таким образом привлечь к себе покупателей.

Нельзя сказать, что это неэффективная мера. В конце концов, и товары из хозяйственной группы (включая декоративные изделия), и ряд электротоваров, и даже некоторые предметы мебели напрямую связаны с кухонной и столовыми зонами, а также с приготовлением и подачей на стол готовых блюд. Но что касается первостепенных посудных изделий, то все вынуждены констатировать падение к ним покупательского интереса. Поэтому заказывать очередные партии новинок становится опасно: никто не знает, какое время они проведут на складе в ожидании покупательской заинтересованности. А ведь складское хранение – это постоянная арендная плата или регулярные финансовые расходы на его поддержание (если склад в собственности).

Основное развитие посудного рынка будет происходить в онлайн-форматах. Здесь продолжит увеличиваться объем реализуемых посудных изделий. При этом для повышения привлекательности посудной группы, а также увеличения объема продаж в нее будут добавлять сопутствующую продукцию, с которой мы сталкиваемся в кухонной или столовой зонах. Кроме того, здесь также будет продукция, интересующая представителей сегмента HoReCa, то есть профессиональные столовые предметы из стекла, фарфора, керамики, силикона, а также кухонный ассортимент из нержавеющей стали. В связи с этим количество онлайн-магазинов продолжит расти. При этом их наибольшее число будет рассчитано на поток покупателей в размере от 1 тыс. до 100 тыс. человек (более 50% от всего количества онлайн-торговых точек, реализующих посудную продукцию). Приблизительное количество магазинов, рассчитанных на различный объем покупателей (уровень посещаемости), указано на рисунке, взятом из открытого источника (www.tenchat.ru). В исследовании, проводимом компанией ARG, изучалась посещаемость более 180 российских онлайн-магазинов.

Что касается работы с маркетплейсами, то сегодня это жесткая конкуренция и частые отчисления, связанные с акциями распродаж. Оперативный сбыт без акций сегодня возможен только в случае предложения уникального изделия, которое будет интересно значительному числу потенциальных покупателей.

Кстати, прошедшая волна так называемых «черных пятниц» не оказалась столь охватывающей, как раньше. Экономический эффект, конечно, был, но на довольно невысоком уровне.

К этому стоит прибавить волатильность валютного курса и рост доллара по отношению к рублю. Это ограничивает возможности для новых заказов и затрудняет взаиморасчеты.

Преодоление вышеперечисленных препятствий на пути к нормальной работе требует как минимум времени. По этой причине ожидать в ближайшем периоде оживления на посудном рынке и рост реального спроса на посудные изделия не приходится. Изначально консервативный и инерционный рынок требует постоянного и эффективного воздействия как со стороны платежеспособного покупателя, так и со стороны уверенного в продажах продавца.

Зависимость от небольших смежных и глобальных рыночных структур свидетельствует о повторении посудным сегментом судьбы других рыночных отраслей. Это и хорошо, когда мы можем наблюдать за преодолением всевозможных препятствий вкупе с другими сегментами рынка, и плохо, когда другие сегменты демонстрируют свой негативный опыт и фактически разрушаются, например, в виде несостоявшихся торговых форматов, обанкротившихся градоформирующих производственных и торговых предприятий, слившихся и поменявших направленность деятельности компаний и пр.

Послесловие

Между позитивными и негативными ожиданиями обычно рождается реальность. При этом, учитывая специфику посудного рынка с его инерционностью, уязвимостью и зависимостью от внешних факторов одновременно, трудно говорить о возможном характере дальнейшего развития бизнеса в целом, особенно трудно представить себе его равномерно-поступательное развитие. Скорее всего, посудный сегмент покажет скачкообразную смену ориентиров на фоне монотонного убывания прежней модели функционирования. И данный период времени можно в значительной степени назвать предвестником новой, но пока еще не совсем понятной рыночной структуры, работающей по новым правилам, продиктованным окружающей бизнес-средой.

Сегодня, когда многие коммерческие структуры переходят на внедрение высоких технологий, искусственного интеллекта, нейросетей и взаимодействуют на основе этих внедрений с производителями, закупщиками, поставщиками и покупателями, прежние связи уже не способствуют динамичному развитию партнерских взаимоотношений. В связи с этим компаниям, действующим по старинке, требуется более оперативный переход на новые реалии и нахождение новых путей привлечения покупателей к своей посудной продукции.