Упаковка играет большую роль в продвижении бренда и влиянии на узнаваемость и продаваемость товара. Грамотно разработанная, модная и привлекательная упаковка – это мощный инструмент маркетинга, способный привлечь внимание потребителей и выделить товар среди конкурентов.
В последнее время на мировом рынке наиболее востребован тренд экологии, это относится и к упаковочному сектору. Тема безопасной упаковки – это тема заботы о планете, о принятии ответственности за окружающую среду. В 2024 году все больше производителей размещают на своих товарах пометку «эко». Это модно и способствует вовлечению потребителя в систему защиты окружающей среды.
УПАКОВКА – ИНСТРУМЕНТ КОММУНИКАЦИИ ТОВАРА И ПОТРЕБИТЕЛЯ
Не стоит недооценивать роль упаковки в бизнесе, поскольку она может стать сильным конкурентным преимуществом и помочь вашему бренду выделиться среди множества аналогичных товаров на рынке. Упаковка товара является важным инструментом коммуникации бренда и его ценностей. Она может передавать информацию о бренде, его историю, философию и уникальные особенности продукта. Тема экологии выражается в том числе и через упаковочную бумагу, кофры, тару – все, в чем предлагается товар потребителю.
Цель упаковки – защита товаров и показатель ценности бренда. Правильная оценка важности упаковки товара – это путь к успешному маркетингу и росту вашего бизнеса.
СООТВЕТСТВИЕ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ
Упаковка товара должна быть адаптирована под целевую аудиторию. Разные группы потребителей имеют разные предпочтения и восприятие, поэтому упаковка должна быть создана с учетом этих особенностей. Например, если ваш товар предназначен для детей, упаковка может быть яркой, игривой и с использованием детских персонажей. А если ваша целевая аудитория – люди, стремящиеся к экостилю жизни, то упаковка должна быть экологически дружественной и отражать ценности устойчивого развития.
ЧТО ТАКОЕ БЕЗОПАСНАЯ УПАКОВКА
Существует несколько критериев, по которым можно определить экологичность упаковки. Основная составляющая – это материал, из которого изготовлена упаковка.
КРИТЕРИИ ЭКОУПАКОВКИ
Возобновляемость сырья. Материал, из которого сделана упаковка, должен быть из возобновляемого сырья. Например, нефть относят к невозобновляемому сырью, поскольку человек не может возместить этот ресурс. А дерево – восстанавливаемый ресурс. Различные акции по озеленению и лесовосстановлению помогают поддерживать баланс между потребностями человека и возможностями природы.
Использование вторичного сырья
Создавать упаковку из переработанных упаковок – более экологичный подход, чем траты на восстановление сырья.
Возможность повторного использования. Упаковочные сумки – оптимальный вариант. Сделать упаковку товара в виде сумки, которую можно повторно использовать. Эта акция даст приоритет потребителю к приобретению вашего товара и использованию сумки вторично при другой покупке.
Безопасность. Экологичной, помимо прочего, считается тара, которая не вредит человеку. Например, не выделяет вредных веществ при нагревании и разложении. Также для экологичной упаковки важно, чтобы она сохраняла качество помещаемого в нее продукта.
Возможность переработки. Экологична та упаковка, которая сможет подарить новую жизнь какому-то другому товару, поэтому она должна быть изготовлена из перерабатываемых материалов.
МОДНЫЙ ТРЕНД
Влияние на продажи
Сейчас наступило время потребителя, рожденного в 90-х годах. Покупатель вырос, поменялись его финансовые возможности. Он любит все новое, стильное. Этим можно воспользоваться при проектировании упаковки для вашего товара.
Огромное количество молодых потребителей готовы отказаться от неэкологичной упаковки в пользу удобного тренда.
ПОЧЕМУ БРЕНДЫ ТАК ЛЮБЯТ ЭКОМАРКЕТИНГ?
Чтобы ответить на этот вопрос, расскажем про один эксперимент, который провели в г. Балтимор. Один из филиалов магазина полностью перевели на продажу товаров с экомаркировкой. Рост продаж за 3 года составил 28%, притом что продажи в аналогичном магазине без использования маркировок выросли только на 6% (https://devsday.ru/blog/details/52887).
Компания PWС провела масштабное исследование тенденций современного потребления. И выявила, что в условиях пандемии возросла потребность в заботе о себе, а также повышенный интерес к здоровому образу жизни и проблемам экологии. По результатам опроса компании Ipsos, в России более половины опрошенных покупателей готовы отказаться от упаковки, которую нельзя переработать.
Экологичная упаковка – это фактор, который влияет на продажи.
Использование такой упаковки благоприятно влияет на покупательский спрос.
Маркировка
Петля Мебиуса – это маркировка, которая представляет собой треугольник. Она обозначает, что упаковка была частично или полностью изготовлена из переработанного материала. Иногда производитель может указать соотношение используемого вторичного сырья в изготовленной продукции в процентном выражении. Петля Мебиуса означает, пригодна ли упаковка для переработки. Это треугольник из стрелок и цифра внутри: 1, 2, 4, 5 – перерабатывается в России; 3, 6, 7 – почти нет.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ КАРТОННОЙ УПАКОВКИ ДЛЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ И ПОТРЕБИТЕЛЯ
Конечно, экологичная упаковка товара, в частности посуды, – это модный современный тренд. Но есть небольшие минусы. Имеется в виду, что посуда – это товар, который требует бережного отношения.
А картонная упаковка в результате транспортировки сложнее держит форму. Часто она поступает на склады с мятыми краями. Ламинированные боксы крепче держат форму, но уже не являются безопасными, так как содержат полиэтилен. И красивую фотокартинку товара сложнее изобразить на натуральных картонных упаковках.
ОТНОШЕНИЯ БИЗНЕСА И ЭКОЛОГИИ
Постепенно мир медленно двигается в сторону ответственности перед обществом и природой, все популярнее становятся ESG-стратегии (формат деятельности компании, учитывающий природоохранную и социальную ответственность бизнеса). И бизнесу любого сектора экономики рано или поздно придется перейти на экологичную упаковку, даже если сейчас этот вопрос не стоит.
Некоторые шаги по экологизации упаковки будут выгодными. Например, если убрать лишнюю избыточную упаковку, пластиковую пленку, то на этом можно и сэкономить. Стоит убрать рекламные печатные буклеты и разместить на упаковке QR-код, перейдя по которому на сайт производителя, покупатель может получить всю необходимую информацию. Это сэкономит большие суммы на печатных материалах.
Компания Pasabahce ответственно подходит к теме экологии, внедряя в свою концепцию развития заботу об окружающем мире. Философия компании отражает стремление создать лучший мир для будущих поколений в соответствии с подходом к устойчивому развитию и осознанному производству.
Коллекция Aware. Экологичная продукция и упаковка. Компания уверена, что более зеленый лес, более голубой океан и более чистое будущее возможны. «Мы даем новую жизнь продуктам, которые завершают свой жизненный цикл. Таким образом, защищаем природу, снижаем потребность в новом сырье, потребление энергии и углеродный след. Время летит быстро, и от вас зависит, будете ли вы добры к миру, в котором живем», – концепция компании Pasabahce.
Ответственные производители должны:
– убрать у своей выпускаемой продукции лишнюю, избыточную упа ковку, которая не является функциональной, а нужна больше «для красоты» и маркетинговых целей;
– позаботиться о полной и понятной маркировке типа материала на упаковке, добавить надпись: «Сдайте в переработку» на упаковке;
– использовать максимально удобные для переработки материалы: бумагу, алюминий, стекло и перерабатываемые виды пластика – 1 PET, 2 HDPE и 5 PP;
– выбирать для производства материалы, которые изготовлены из возобновляемых источников сырья и/или имеют в своем составе вторичное сырье;
– сделать все возможное, чтобы упаковка использовалась многократно, а в конце жизненного цикла попала на переработку. Например, производителям моющих средств продавать продукцию, в том числе в 5-литровых канистрах из пластика 2-го типа HDPE, запускать рефил –продажу экосредств на разлив. Как это уже делает BioMio, Synergetic, GRASS и ряд других брендов.
ГРИНВОШИНГ
Слово greenwashing (в переводе с англ. «зеленая промывка») – использование экологичных идей в маркетинге и пиар-стратегии для привлечения внимания к бренду и создания у потребителя ложного представления об экологичности компании или товара.
Недобросовестные производители в погоне за прибылью ставят знак «эко» на товарах, которые не относятся к безопасным. Это называется гринвошинг. Гринвошинг еще иногда называют термином «зеленый камуфляж», вроде как маскируют не самые экологичные вещи под благие эконачала. При этом на самом деле компании либо не делают ничего для сохранения окружающей среды либо делают что-то незначительное, часто продолжая загрязнять природу другими ресурсами.
Сегодня экологичность – это вопрос имиджа каждой крупной компании. И любой скандал, попадающий под определение «гринвошинг», бьет по репутации довольно серьезно.
ВАРИАНТЫ ЭКЗОТИЧЕСКИХ УПАКОВОЧНЫХ ЭКОМАТЕРИАЛОВ
Не существует универсального на 100% экологичного материала, использование которого решило бы все глобальные проблемы нашей планеты.
Экологическая упаковка создана с использованием современных технологий, которые позволяют сократить вредные воздействия на окружающую среду. Она может быть выполнена из биоразлагаемых компонентов, таких как крахмал, бамбуковые волокна или другие натуральные материалы. Существуют попытки использовать альтернативные экзотические натуральные материалы, из которых можно сделать упаковку, а впоследствии переработать: из грибов, водорослей, рыбных отходов, из кукурузных листьев.
Из грибов. Достаточно популярный вид упаковки, который часто используется в Северной Америке, Азии и Европе. Производитель утверждает, что это абсолютно чистый и безопасный материал, который быстро разлагается. И, что особенно важно, сырье вырастает всего за неделю.
Из водорослей. Пищевая упаковка, которая подходит для продуктов: бутербродов, бургеров, растворимых саше.
Из рыбных отходов. Инновационный материал, который изготавливается из отходов и разлагается за 6 недель. Утверждается, что он прочнее некоторых видов пластика, а использовать можно для создания скотча, пакетов или одноразовых упаковок.
Из кукурузных листьев. Интересный проект родом из Мексики. Для борьбы с одноразовой неразлагающейся посудой была предложена альтернатива из остатков кукурузы.
Пока делают только пакеты и тарелки.