Почему Китай?

Автор

Несколько лет назад был выдвинут национальный проект «Покупайте российское». Сейчас, в условиях санкций, насколько можно рассматривать такой отечественный продукт, как фарфоровые изделия для домашней сервировки? Рассмотрим состояние и продукцию фабрики «Фарфор Вербилок». Почему о российском величии фарфора часто говорится в историческом ключе со словом «было»?

Немного истории

От англичанина Франца до промышленника Кузнецова

Франц Гарднер, переехавший в Россию в 1746 году и разбогатевший на добыче леса и производстве сахара, выбрал для организации производства фарфора маленькое сельцо Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии. Оно находилось недалеко от Москвы, почти в лесу, найти его было сложно, но рядом с реками, на слиянии которых можно было установить мельницу для размыва глины. Здесь в 1754 году и была нелегитимно открыта фабрика.

В связи с тем, что братья Гарднеры ранее торговали с нарушением условий торговли, были уличены в этом, со стороны императорского двора были предъявлены обвинения, и репутация англичан была подмочена. В 1765 году Ф. Гарднер послал Екатерине II челобитную с просьбой разрешить ему производство фарфоровой посуды.

Сначала был отказ. После того как он преподнес императрице в подарок сервиз, декорированный орденами военных кавалеров, она заказала еще три сервиза – в каждом было до 1000 предметов, фабрика справилась с задачей, чем заслужила одобрение двора. В последующем на мануфактуре разрешили и наладили массовый выпуск продукции.

После смерти Франца Яковлевича наследники не смогли достойно управлять предприятием и завод был продан фарфоровому королю Матвею Кузнецову и стал частью его «империи». Вместе с новым руководством фабрика обрела новую жизнь. Завод продолжил выпуск старых гарднеровских форм, большого количества жанровых статуэток, анималистики, а также чайных и столовых сервизов, при этом предприимчивый Матвей Кузнецов оставил клеймо Гарднера на своих изделиях.

Советский период

После революции 1917 года предприятие было национализировано и стало называться Дмитровский фарфоровый завод. В советские годы он продолжил производить массовый фарфор, а в годы Великой Отечественной войны перепрофилировался на продукцию для нужд фронта. Во второй половине XX века фабрика стала градообразующим предприятием со своим художественным училищем и штатом в 3000 сотрудников, выпускала более 10 млн изделий в год. Завод строил и давал своим работникам жилье, строились и содержались детские учреждения, ясли, детсады, Дом культуры. При заводе был профилакторий, где работники ДФЗ могли, без отрыва от работы, питаться, получить медицинское обследование и лечение. Там работали врачи разных специальностей, завод организовывал отдых и взрослых, и детей. Давали путевки в дома отдыха, санатории, детские лагеря.

Лихие времена

После приватизации фабрика несколько раз меняла своих владельцев, но, что самое главное, никто из них не смог сделать производство прибыльным и интересным местом для инвестирования и наладить производство до уровня советских времен. То, что создавалось огромным трудом и талантом многих поколений жителей Вербилок, увы, утрачено.

Что сейчас?

В огромных помещениях, где полвека назад толпились рабочие, в основном пусто. Исходя из информации, работает на фабрике чуть больше 100 человек, включая магазин, охрану и экскурсионное обслуживание, благо промышленный туризм сейчас интересен. Производственные площади заняты по прямому назначению не более чем на 30%, остальное простаивает или уже технически и технологически сильно устарело.

Как и кто производит фарфор

Технологии производства сохранены с давних времен: глина, песок, полевой шпат и каолин. Ранее глину привозили с Украины, сейчас – из Оренбургской области, оттуда и каолин, следующий компонент в составе – светлый речной песок – добывается в подмосковном Раменском, полевой шпат привозят с Кольского полуострова. Качество и белизна фарфора зависит от качества каолина.

Объемы определяются количеством заказов. Начинается день с 6 утра, с заготовки фарфоровой массы. Все сухие ингредиенты перемалывает специальная шаровая мельница, а после уже в другом барабане массу смешивают с водой. Суспензию пропускают через сито и магнитные ленты для очистки. В изделиях можно иногда заметить небольшие темные вкрапления – так называемые «мушки». Это кусочки металла, которые не удалось «вытянуть» магнитной лентой на стадии очистки сырья. От количества этих «мушек» зависит уровень и, соответственно, цена продукции.

Для литьевого метода изготовления фарфоровых изделий часть сырья оставляют в жидком состоянии. Впоследствии его будут выливать на гипсовую заготовку.
У каждой детали, будь то носик чайника или часть скульптуры, своя заготовка. Вручную части будущего изделия достают из форм и собирают в целое, после изделие зачищают и придают ему товарный вид. Такой метод используют для создания кружек, ваз, чайников, скульптур, имеющих декоративно-художественную ценность. Эти вещи обычно стоят дорого.

Другую часть жидкого сырья обезвоживают и превращают в массу, похожую на пластилин. Из нее продукцию будут формовать, используя формы из гипса, которые изготавливают тут же, на фабрике. Техника формовки пришла в советские годы, когда необходимо было работать на массы, обеспечивая большие объемы производства. С помощью автоматики кусок фарфоровой «колбаски», лежащей в гипсовой заготовке, прижимают роликом, придавая ей необходимый вид. Но ручки к изделиям присоединяют вручную. После высыхания посуда становится светлее и чуть крепче, но все же она достаточно хрупкая.

Первый раз в печи изделия обжигают около 8 часов при температуре 800 оС. Следующий этап – глазурование. Каждое изделие вручную опускают в емкость с глазурью. Оно тут же заметно белеет. После такого «купания» партия чайников или кружек снова отправляется в печь уже на финальный обжиг при температуре 1800 оС.

Из печи продукция выходит белоснежной и стекловидной. Часть изделий оставят в таком виде, а часть отдадут художникам, которые работают в цеху декорирования. На тяжелых участках производства трудятся мужчины, более мелкую, кропотливую работу выполняют женщины. Зарплата небольшая, поэтому молодежи нет, в расписном цеху трудится только одна молодая девушка. Работают в основном местные жители из Вербилок. Причины разные: кто ради прибавки к пенсии, кто специально нашел место поближе к дому, чтобы внуков забирать из детского садика или школы, у кого-то другие причины.

Особенности продукции

Изделия без росписи называют «бельем» (от слова «белый»). В основном такая посуда должна быть востребована отечественными ресторанами и отелями. Есть еще одна отличительная черта фарфоровых изделий: небольшая деталь обязательно будет шершавой, без глазури. У фарфоровых чашек и тарелок таким будет ободок, а у статуэток – дно. Причина – особенности процесса глазурования: после окунания изделия в состав надо обязательно вытереть ту часть, на которой оно будет стоять в печи на финальном обжиге, иначе изделие навсегда приклеится к поддону. Благодаря этой шершавости потребитель может отличить фарфор от фаянсовой посуды. Эту механическую работу тоже выполняют женщины.

Декорирование

Это самое красивое место. Здесь изделия принимают законченный вид. «Пахнет скипидаром. Именно скипидар смешивают живописцы с керамическими порошковыми красками, а далее кистью наносят рисунок по образцу, соблюдая технологию: каждый слой обжигается отдельно», – поясняет экскурсовод.

«Училась здесь, на месте. Нас сажали к рабочим и обучали, потом студенты поступали в училище и осваивали художественную лабораторию, которая находилась этажом выше. Все кабинеты были заполнены, трудилось 200 человек. Сейчас девять, включая одного главного художника», – с ностальгией рассказывает живописец цеха. Ее коллега рядом работает с деколью. Эта техника позволяет переносить простые изображения на фарфор по принципу переводной картинки. После обжига лак сгорает и рисунок въедается в поверхность. Изделия с деколью стоят намного дешевле, чем те, которые расписаны вручную.

Да, история интересная. Экскурсии для групп проводятся каждый день: приезжают и школьники, и студенты. Сейчас возрождается интерес к производствам, фабрикам. В этом году заводу исполняется 269 лет.

Все-таки пока Китай!

Но насколько востребована продукция, технология производства которой не изменяется уже веками? Уже XXI век, а формы, и деколи, и техника все та же, которую наладил Гарднер и впоследствии Кузнецов? И объемы? Насколько такими объемами можно «накормить» такую огромную страну, не прибегнув к китайскому импорту? Тем более, что китайская продукция намного качественнее, и ровнее, и белее?

На рынке как грибы растут небольшие фарфоровые производства, на них работают молодые и перспективные профессионалы. Так почему же старейший завод влачит полунищенское существование и государство никак не реагирует на проблемы? Как мы можем победить, если наряду с космосом в России существуют такие предприятия, о которых можно пока говорить: «О, было время!». Когда мы сможем гордиться современным производством, в том числе и фарфоровым?