
В настоящее время можно наблюдать некоторое снижение спроса на эмалированную посуду в связи с появлением на рынке посуды из нержавеющей стали с тефлоновым покрытием или других современных материалов. Хотя в последнее время в связи с предложением на рынке интересных позиций в этом секторе, изменением форм, рисунка и деколей российским производителем спрос на эмалированную посуду повысился.
В анкетировании приняло участие 1000 респондентов. Участники исследования были отобраны по нескольким критериям. Когда мы говорим о составе семьи, то имеется в виду состав совместно проживающих людей, то есть ведущих одно домохозяйство.
Характеристика участников анкетирования
Среди опрошенных, как мы видим из таблицы, преобладает женская аудитория. Это обосновывается российским патриархальным укладом семьи в основном и привычкой хозяйки готовить дома.
Даже несмотря на то, что женщина не только ведет домашнее хозяйство, но и работает. Хотя мужчины тоже интересуются посудой, но в основном им интересны технологические новинки или инновационные решения для удобства приготовления пищи.

Также важным фактором является превышение численности женщин над численностью мужчин в Центральном регионе РФ. Решение о покупке кухонной утвари в семье преимущественно принимает женщина. Включение мужчин в выборку было обусловлено тем, что они также принимают участие в приобретении посуды, но зачастую не так активно.
У подавляющего числа опрошенных состав семьи не превышает четырех человек. Свыше 50% участников исследования принадлежат к категории экономически активного населения. 11% опрошенных – домохозяйки, 16% представляют студенты, которые могут быть в будущем потенциальными покупателями. Данная категория потребителей находится на стадии формирования привычек, которыми они будут руководствоваться, в том числе и при выборе посуды. Следовательно, эту категорию стоит рассматривать в призме перспективного покупателя.

Причины уменьшения спроса на эмалированную посуду
1. Переориентация на электрические плиты и на индукционные плиты, хотя индукцию не очень жалуют вследствие ее дороговизны. Не вся эмалированная посуда может применяться на индукционных плитах.
2. Появление кухонных электрических помощников. Пароварки, грили, мультиварки вытесняют эмалированную посуду с рынка.
3. Появление большого разнообразия посуды из нержавейки или с антипригарным покрытием, которая пользуется значительно большим спросом, нежели эмалированная.
Она легко моется, пища не пригорает (антипригарное покрытие). Уже канули в Лету те слухи, которые пропагандировали вред использования антипригарных покрытий. Сейчас вся посуда изготавливается без применения вредных веществ, за этим строго следят производители и антимонопольные службы.
4. Отсутствие моды на эмалированную посуду. Только недавно в Россию пришла мода на винтаж. Старое регулярно возвращается. Современная мода все реже становится эксклюзивной, ведь то, что предлагает нам масс-маркет, лишено самобытности. Компании обращаются к собственным продуктам из прошлого, а дизайнеры ищут вдохновение в ретропродукции, в том числе эмалировке. Да и производители стараются предложить на рынок более интересные варианты.

Результаты
Первый факт. Результаты исследования показали, что большая часть опрошенных (63%) людей старше 61 года предпочитает готовить пищу, используя эмалированную посуду, основываясь на привычках. Несмотря на то что молодежь предпочитает новые инновационные продукты.
Второй факт. По мнению участников анкетирования, эмалированная посуда не подходит для электрических плит, так как из-за тонкого дна «кастрюля начинает вибрировать».
Участники отметили, что боятся ставить такую посуду на индукционные плиты. В использовании среди респондентов лидирующую позицию занимает эмалированная посуда, купленная в 90-х годах XX века. Очевидно, что современные потребители не готовы приобретать эмалированную посуду и отдают предпочтение посуде из нержавеющей стали или с антипригарным покрытием.

Любимая посуда
Среди характеристик любимой посуды опрошенные отдают предпочтение пользовательским характеристикам (литраж, форма, утяжеленное дно). В то же время дизайн для них также является значимым фактором. Таким образом, действия производителя по снижению издержек за счет ухудшения качества посуды кардинально неверны.
Распределение предпочтений потребителей относительно формы
По результатам исследования, подавляющее большинство респондентов отдают предпочтение цилиндрической форме кастрюль. Только сегмент 61+ высказал явное предпочтение посуде грушевидной формы.
Был выявлен сегмент потребителей, которым была интересна квадратная форма посуды. Это представители экономически активного населения в категории 40-49 лет.
Распределение предпочтений потребителей относительно рисунка Посуда без рисунка и с «цветочками» входит в топ-3 предпочитаемых принтов всех возрастных категорий.

Посуде без рисунка отдают предпочтение потребители от 23 до 39 лет. Данная посуда привлекает значительную часть этих респондентов. Посуду с «цветочками» выбирают респонденты категории 40-49 лет и сегмента 61+, посуду с фруктами – респонденты категории 50-60 лет. Посуда с геометрическим рисунком с одинаковыми показателями привлекает возрастные категории от 23 до 49 лет.
В результате сегментирования потребительских предпочтений в дизайне посуды можно сделать следующие выводы:
– группу 23-29 лет привлекают цилиндрические кастрюли без рисунка;
– группу 30-39 лет – цилиндрические и грушевидные кастрюли без рисунка;
– группу 40-49 лет интересуют цилиндрические кастрюли с цветочным принтом;
– группу 50-60 лет привлекают – цилиндрические кастрюли с фруктами, а возрастной группе 61+ нравятся кастрюли грушевидной формы с цветочным орнаментом.
Таким образом, несмотря на наличие различных технологических новинок, большинство потребителей продолжает использовать посуду в процессе приготовления пищи, в том числе эмалированную. В результате анкетирования было выявлено, что потребители в первую очередь ценят пользовательские характеристики посуды (литраж, форма, качество материала). Однако дизайн играет для них немаловажную роль. Современный потребитель хочет видеть модную посуду, преимущественно цилиндрической формы без рисунка или с «цветочками». Потребители мало информированы о полезных свойствах эмалированной посуды, о ее безопасности. Следовательно, информирование потенциальных покупателей посредством размещения рекламы в СМИ и особенно в сети Интернет должно стать одним из приоритетных направлений маркетинговой политики производителей эмалированной посуды.